Перед тем как начать читать текст известной Нагорной проповеди, нам необходимо сделать краткий обзор основных событий, произошедших в жизни Иешуа.
К моменту начала публичного служения Иешуа чудом избежал смерти благодаря ангелу и родителям, затем жил в Египте вместе с родителями. По возвращении из Египта был крещен и победил искусителя в пустыне. Новый эпизод начинается на горé.
Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. Мат 5:1
События теперь происходят в живописной местности на берегу прекрасного озера. Евангелист подчеркивает важную деталь: гору. Эта деталь имеет большую важность, поскольку гора фигурирует в истории искушения, а также в рассказе о преображении. Кроме того Иешуя явился ученикам после воскресения именно на горе. В ТаНаХе гора также имеет важное теологическое значение: на горе Мориа происходят события Акеды (жертвоприношения Исаака), на горе построен Иерусалимский храм, а, кроме того, гора Сион – это символ государственности Израиля и религии отцов.
Но самая главная аллюзия – это аллюзия на Моисея.
Рассмотрим два стиха:
Исход 19:3 LXX Моисей ἀνέβη εἰς τὸ ὄρος взошел на гору
Матфей 5:1 Он (Иешуа) ἀνέβη εἰς τὸ ὄρος взошел на гору
Первый стих описывает Моисея, восходящего на гору Синай для того, чтобы получить скрижали. Второй стих описывает Иешуа, восходящего на гору для проповеди. Фактически гора – это кульминация в серии ключевых ссылок. Не только Иешуа чудом избежал смерти. Моше имел аналогичный опыт. Как Иешуа, так и Моше жили в Египте. Иешуа был крещен, в то время как Моше разделил воды моря, после чего он повел народ в пустыню. Именно в пустыне искуситель испытывал Мессию. Моисей был тем, кто принес скрижали завета и установил завет с Израилем. Иешуа – вестник и учредитель Нового завета.
Кроме потрясающего литературного изящества данные параллели имеют огромное теологическое значение: они проливают свет на природу и форму завета. Если бы завет Моше был отмененным и устаревшим, то было бы абсолютно бессмысленным делом проводить многочисленные параллели между Иешуа и Моше. Но данные параллели как раз-таки показывают, что завет Моше не был чем-то устаревшим. Завет Моше – это модель завета Иешуа. Завет Моше был установлен на законе, полученном на горе (Исх 20) и крови жертвенных животных (Исх 24). Завет Иешуа был также установлен на законе, в том числе, изреченном в Нагорной проповеди.
Подобно тому как заповеди Моше были индикатором послушания завету, точно так же заповеди Иешуа формируют фундамент Нового завета. Слова о прощении, любви и подобные им – это не советы мудрого учителя, это заповеди, наглядно отвечающие на вопрос: «Нахожусь ли я в завете»? Таким образом вера в Иешуа – это не слащавый вопрос: «Спасен ли я по вере»? Вера в Иешуа – это ученичество, это следование за Мессией и исполнение заповедей Нового завета:
John 14:15 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.
Древние раввины потрудились проанализировать заповеди Торы, классифицировать и даже подсчитать их. К сожалению, за всю историю Христианства никто не проанализировал и не проклассифицировал заповеди Иешуа. Пришло время это сделать.
Дэниел Гордан
PhD кандидат богословия