Зачем быть евреем

Елена Копылова
Просмотров: 6730

По поводу статьи Юрия Ноткина «Быть евреем. А зачем?»

Тот, кто утверждает, что еврей, ставший христианином, меняется как человек, совершенно прав! Знаю это по собственной жизни.

Только вот что вкладывает в эти слова автор? Что понимает под этими изменениями? Если отбросить в сторону эмоции и предрассудки, если договориться о терминах, чтобы мы, оппоненты, понимали одинаково одни и те же слова, а затем рассмотреть конкретную ситуацию, отдельно взятую судьбу, не обобщая, не пытаясь навесить ярлыки, - если сделать все это, что мы увидим?

Моя мама – еврейка, папа – русский. Воспитана я была атеисткой, так как ни папа, ни мама не исповедовали никакой веры. Я рождена в СССР, поэтому в 16 лет, когда получала паспорт, должна была выбрать национальность. Это теперь графы «национальность» в паспорте нет, а тогда была. Мама посоветовала мне выбрать национальность папы. Так я стала русской. Мама знала, что говорила. Из-за пятого пункта она, серебряная медалистка, не могла поступить в те вузы, в которые хотела. А когда училась в педагогическом, ее, отличницу, активистку, спортсменку, комсомолку и просто красавицу не выбирали ни в какие комитеты, хотя ее кандидатуру всегда выдвигали. Почему? Да потому что, когда зачитывали список кандидатов, то в них совершенно неприлично смотрелось имя Рита Наумовна Нахамчик.

Из-за пятого пункта у мамы были проблемы и с работой. А решение выйти замуж за моего отца, которого она не очень-то любила и который не сделал ее счастливой, она приняла, в конечном счете, не только из-за того, что он ухаживал за ней три года, забрасывая цветами и романтическими письмами, а потому что был русский. С фамилией Копылова ее жизнь стала немного легче. И она очень надеялась, что мое, абсолютно нееврейское ФИО и паспортная национальность избавят меня от всех этих проблем. Проблем с выбором вуза и работой у меня действительно не было. Правда, может быть, дело в том, что полиграфический институт и должность редактора в технической редакции не фигурировали в списке «черты оседлости». Или в 1980-х пик антисемитизма уже был пройден? Не знаю. В 1990-м, когда я стала христианкой, у меня появилась мысль, что моей жизнью и до обращения к Богу руководила Чья-то добрая воля.

Я стала задумываться над свой национальной принадлежностью именно тогда, когда стала христианкой. Когда приняла крещение в церкви христиан адвентистов  седьмого дня. Адвентисты – от латинского «пришествие», ожидающие второго пришествия Мессии, седьмого дня – соблюдающие субботу как день поклонения Богу наряду со всеми остальными десятью заповедями. Сегодня, когда я уже практически эксперт по религии, я четко осознаю уникальность этой конфессии, объединившей в себе чистоту иудейского наследия и суть христианства. Я это поняла не сразу. Из книг и проповедей я услышала, что иудеи, отказавшись принять Христа, перестали быть избранным народом. Тогда-то я и задумалась над тем, какой же я национальности? Если я – дочь еврейки, то разве я не еврейка по крови? Но если еврей – это не национальность, а духовный выбор (евреем впервые назвали Авраама, что означало просто «другой», «человек с другой стороны»), то какой же я теперь еврей?

Я, правда, переживала. Мне было важно идентифицировать себя. Я много читала, размышляла, общалась с разными людьми. Особенно мне был интересен опыт евреев, которые стали христианами, причем, не под давлением обстоятельств, а по убеждению. Главной книгой, которая помогла мне найти ответ на мой вопрос, стала Библия – вся Библия: Тора, пророки, писания и Новый завет. И однажды я поняла: иудаизм и христианство – это одна религия, а я еврейка не только по крови, но и по духовному выбору. Знаю, для многих современных ортодоксальных евреев такое заявление звучит чудовищно. Так же, как и для многих христиан. В общем, в двух словах не расскажешь. Чтобы объяснить все обстоятельно, нам пришлось бы заняться сравнительным религиоведением.

И все же я попробую. Я исповедую ту же веру, что и праотцы – Авраам, Исаак и Иаков. Про Авраама сказано, что он поверил Богу, и Бог вменил ему это в праведность. В этом суть моей веры – доверять Богу, внимать Его слову и быть послушной Ему. Все остальное – подробности. Но вера – главное, потому что без веры угодить Богу невозможно.

Юрий Ноткин заявляет, что он атеист. И пытается рассуждать о духовном, религиозном наследии евреев с этих позиций. Мне это кажется не очень логичным. Все равно, как если бы я, с моим филологическим образованием, начала рассуждать о квантовой физике, причем заявлю, что не верю в существование нейронов, протонов и бозонов (так они, кажется, называются).

Антисемитизм – омерзительное явление. И он не становится симпатичнее даже в интерпретации великих философов. Но я думаю, что даже еврей-атеист мог бы изменить свое отношение к христианству, которое считает оплотом антисемитизма, если бы попытался разобраться в сути иудаизма и христианства. А суть эту лучше всего искать в Священных Писаниях. Увы, комментарии часто искажают суть. Верю, что Книга Книг расставит все по своим местам, если люди, ищущие истину, обратятся именно к ней, а не к ее толкованиям.

О комментариях. Неверно предъявлять иск об антисемитизме всему христианству, так как единого христианства не существует, зато есть несколько десятков христианских конфессий, вероучения которых в большой степени схожи, но и различия имеются, причем, существенные. Но дело даже не в этом. Как говорит один мудрый еврей, который стал христианином по убеждению, Бог в карты не играет. Интеллектуальная дискуссия, тем более о религии, возможна только между людьми, имеющими общую образовательную базу. Да и вообще, из двух спорящих – один дурак, другой – подлец. Так меня учила моя еврейско-советская мама. И я с ней до сих пор согласна. Поэтому я стараюсь не спорить.

Просто я знаю, в Кого уверовала. Я Его лично знаю. Мы дружим. Это самая удивительная из всех моих дружб. И самая драгоценная. Благодаря этой дружбе я ощущаю себя принцессой, дочерью Небесного Царя. Верующим в Него Царь сказал, что они – род избранный, царственное священство. А на храме, построенном Соломоном, было начертано: храм сей назовется домом молитвы для всех народов. В страшную ночь Исхода из Египта первенцы были спасены не только в домах евреев, но и в домах египтян, которые выполнили условие Всевышнего, озвученное Моисеем и Аароном: смерть минует («песах») те дома, у которых косяки дверей будут помазаны кровью закланного ягненка. Евреи точно знали, что их спасла не кровь ягнят, а вера в Того, Кто своей невинной кровью искупил их грех – грех неверия, неведения Бога. Эта вера превратила еврейских рабов в уникальный народ, которому было доверено величайшее духовное знание – Десять Заповедей и откровение Божье о происхождении человечества и великой борьбе между Христом и сатаной. Они были избраны, чтобы испытать на себе божественный закон жизни и нести свет истины другим  народам земли. Это нелегкая миссия. В конечном итоге евреи в лице своих руководителей и богословов от нее отказались. Но мне кажется, что далеко не все евреи подписались под этим отказом.  В праздник Хануки говорят: тот, кто зажег свечу для себя, зажег ее и для всего мира. Ведь зажженная свеча автоматически светит всем. Всякий человек, живущий по закону совести – подобен свече, которая распространяет свое сияние вокруг. Всякое добро в нас – от Всевышнего, поскольку наше происхождение от обезьян в очередной раз не удалось доказать. Вы слыхали о скандале в рядах знатнейших эволюционистов планеты? Бедные, на какие только хитрости ни приходится им идти, чтобы доказать гипотезу о случайном происхождении жизни. Весь сегодня опубликованный в «Известиях» список провалов науки в 2010-м году – это как раз такие попытки: в физике – адронный коллайдер, призванный обнаружить «частицу Бога», в биологии – опровергнуто найденное было недостающее звено в эволюции от обезьяны к человеку.

Удивительное заявление процитировал Юрий Ноткин в конце своей статьи: «И дело не в том, что, перейдя в иную веру, еврей меняется как человек. Он просто перестает быть евреем. Совсем. Я не знаю, как это пояснить или описать. Но любой еврей это чувствует и знает».

С первой частью этого заявления я абсолютно согласна. Не только еврей, любой человек меняется, приняв какую-либо веру. Но особенно меняет вера в единого живого Бога и Закланного Агнца, Иешуа из Назарета. У человека меняется характер, мотивы, поступки, желания. Жестокий становится милосердным. Враг – другом. Лжец и трус – честным, верным, смелым. Антисемит – мудрым, добрым гражданином Небесного царства, где все равно любимы и ценны – эллины и иудеи, мужчины и женщины. Имена таких людей мы находим среди праведников мира, в честь которых посажены деревья в музее Яд Вашем. В этом музее хранится информация о моем дедушке Науме Нахамчике, главном враче санатория ЦК партии в Белоруссии, погибшем в первые дни Великой Отечественной войны под бомбежкой, и о моих родных, погибших в Минском гетто.

Но вот со второй частью этого заявления согласиться не могу. Неужели еврей, став христианином, перестает быть евреем? «Любой еврей это чувствует» - это как? Вот я – еврей, в моих жилах по-прежнему течет кровь моей мамы, а, значит, согласно законам генетики, и кровь Авраама. Обратившись к Богу, я не только не перестала быть евреем по духу, наоборот, я осознала себя евреем именно тогда, когда узнала и полюбила заповеди и живого Бога, Который их дал. Именно сейчас я выполняю предназначение, которое дал Всевышний евреям на горе Синай: быть светом миру. К тому же самому призывал евреев Иешуа из Назарета в Своей Нагорной проповеди: «Вы – свет миру. Вы – соль земли». Я очень хочу быть достойной дочерью своего народа. И знаю, что это возможно только через веру, через послушание Всевышнему.

 

Елена Копылова, журналист, Россия.