О старости, молодости и не только…  

Елена Суховарова
Просмотров: 4595

Недавно наткнулась на фэйсбуке на интересный пост, который повлёк целую цепь Библейских размышлений и выводов. 

Люблю эстетичную качественную одежду, по этой причине подписана на множество страниц разных ателье, рукодельниц, и прочих мастеров. И в подписках у меня есть одно киевское ателье, хозяйка которого интереснейшая еврейская дама, стажировалась в Париже, предлагает очень креативные изделия, и я с удовольствием всегда слежу за ее творческими новостями.

 Заметила что эта милая женщина модели своего ателье всегда демонстрирует на себе, не на молодых худеньких девочках-манекенщицах, что нетипично для производителя, а учитывая что ей лет 65, она полноватой комплекции, совсем не классическая красавица, и модели, скажем так, очень экстравагантные - нетипично тем более.. Ну мне это не мешало, хочется человеку - пусть развлекается. 

И вдруг от неё «пост», видимо такой крик души - она пишет что ее спрашивают, почему она, немолодая и не слишком худая и не слишком красивая женщина, не демонстрирует одежду на молоденьких моделях, а все надевает на себя. И она излила все что в душе, сказала: «вы знаете какая это ежедневная битва для женщины после 65, хорошо выглядеть? Оставаться привлекательной для мужа, оставаться на «волне» в обществе, тем более работая в индустрии создания одежды». И меня вдруг «проняло», я осознала, как нелегко этой женщине, как бывает сложно ей каждый день красиво улыбаться, и она вызвала у меня чувство огромного уважения за стойкость, за честность и за надежду которую я увидела для себя. Пока старшее поколение «на коне», пока и для нас, кто на 20-30 и т.д. лет младше, все впереди. 

Я поняла сколько усилий, труда и даже определенной отваги требуется этой женщине, потому что ей хочется оставаться «женщиной». Чтоб беспечная молодежь не сбросила ее в канаву разряда «старушек». Не исчезнуть в потребительском обществе со все стремительнее падающей планкой морали и человечности, где со всех постеров кричат о молодости и привлекательности. И если ты не соответствуешь стандарту, то «в расход». «Ты уже старая, что ты молодишься?», «дед, тебе уже на пенсию пора, куда ты». По мнению тех, кто моложе и сильнее, тому кто сдаёт позиции уже и шевелиться не стоит. А лучше всего после 40, 50, 60, (или во сколько там?) просто уже перестать двигаться совсем, заранее пойти на кладбище, вырыть могильную ямку, залечь туда загодя, и просто лежать ждать конца. Зачем где-то суетиться, у молодых под ногами путаться? Твоё время вышло, сойди с дороги. 

Языческое мышление - ослабевшего подтолкнуть, пусть быстрее упадёт. У кого изъян - туда ударить. У него недостаток в чем-то - сам виноват, «выживает сильнейший». Мирское общество на самом деле живет по достаточно звериным законам, хоть и пытается вуалировать это принципами гуманности. 

Встречала выражение - «Упадёшь физически - поднимут, упадёшь морально - затопчут». И это не только о возрасте, о любом виде слабости, уязвимости человека.

У писателя Джека Лондона есть рассказ: старого члена индейского племени зимой отвозят в лес, по обычаям племени старики – балласт и от них избавляются, отправляя в лес с волками, дав с собой вязанку хвороста для костра. Пока горит костёр, волки боятся подходить, но, когда погаснет последняя ветка, они набросятся растерзать одинокого старика. И старик сидя у огня в лесу смотрит как горит его костёр, догорают ветки, их осталось немного, а в чаще мелькают огоньки глаз собирающихся вокруг приближающихся волков… 

Мы очень льстим себе когда думаем что наша просто брошенная пренебрежительная фраза или взгляд не так травматичны и не бросают человека морально в тёмный лес отвержения и одинокого умирания. 

Общество мира живет по волчьим законам, и мы, проходя с Богом жизненный процесс обращения и очищения обязаны ловить себя если такие «волчьи» стремления вдруг неожиданно проглянут и в нашем характере, позволяя Христу работать в нас, избавляя от позора такого поведения.

 Когда-то была свидетелем эпизода. Руководитель молодёжного хора, 38 лет, обсуждала с девочками-подростками проект костюмов для хора и ансамбля, и принесла журналы красивых моделей одежды. После обсуждения одна девочка спросила: «а можно я эти красивые журналы заберу себе»? Руководитель удивилась: «почему»? Девочка сказала: «а зачем они уже тебе?», явно подразумевая, что 38 лет – это уже глубокая старость, и красивый эстетичный внешний вид руководителю в таком «преклонном» возрасте уже ни к чему. Неловкостью момента все, конечно, были шокированы. Юность бывает жестока. 

Но бывает и по-другому. 

Другая знакомая девочка, отец которой как военный служил в советское время в ГДР, много лет провела в этой стране. Она рассказывала - «мы, девочки, встречая на улице старорежимных немок ещё довоенного воспитания, искренне ими восхищались. Когда-то встретили на улице женщину, она была уже очень в возрасте, но худая и стройная, с идеальной осанкой, гордо поднятой головой, она шла по улице в белоснежной блузке, в безукоризненно выутюженной юбке, чулки с абсолютно прямыми стрелками, все в ее облике было почти доведено до совершенства, и даже волосы собранные сзади в женственную причёску были забраны в сеточку, чтоб ни в коем случае никакой неряшливости. Дело было не в модности или дороговизне ее наряда, а в другом - особом женском самоуважении. Мы, девочки, шли за ней тайком и любовались».

Была ли эта женщина верующей или нет, неизвестно, но такие качества как эстетика, подтянутость, чистота в любом смысле, осознание необходимых обязанностей в жизни, которые проявляются и во внешнем облике должны быть присущи библейской женщине. Как жаль бывает видеть женщин старшего возраста, махнувших на себя рукой, с тоской и обреченностью во взгляде, считающих что жизнь прошла. И «доброжелательное общество» активно помогающее им в этом мнении укрепляться. 

Молодежь, убеждённая что их молодость и силы вечны, с бездумной жестокостью отодвигающая старший возраст на второй план, не понимает, что рубит сук, на котором сидит. Когда-то услышала высказывание актера Юрия Никулина «пока была жива моя мама, до тех пор я был молодым». Может кого-то из наших родителей и нет в живых, но пока живы те, кто старше нас, они все-таки в авангарде проблем, а мы – в тылу. Даже если родители уже материально на нашем обеспечении по возрасту, все равно война, которую они ведут со старостью, хуже нашей. 

Пока они в строю, мы ещё молодые.

Пока они «хорохорятся», «молодятся», «держат хвост пистолетом» и вообще хотят что-то делать - наша обязанность всячески поддерживать и радоваться, как впрочем любому человеческому стремлению, жить и что-то в этой жизни делать. 

И не нужно подталкивать, ускорять, чью-то старость, мужчин, женщин. И не только старость, а усугублять, использовать любую слабость, проигрыш, недостаток чего-то. Может быть трудно не воспользоваться возможностью – кто-то ниже, слабее, попал под удар судьбы, а у тебя не так, у тебя тут все хорошо, как тянет «расправить плечи». Но не стоит «расправлять плечи» за счёт других. 

Я не самая лучшая дочь в мире, очень мягко говоря, но я хочу продлить все что возможно, у мамы нестандартный размер ноги, и трудно подобрать удобную обувь, я заказываю ей туфли, одежду в самых лучших магазинах какие мне доступны. Когда эти вещи приходят, она всегда говорит одно и то же - ты сошла с ума, я уже старая. А я хочу чтоб она, и все другие родители, и все старшее поколение вообще, были как можно дольше в строю. Пока они есть, они держатся, мы молоды, у нас есть время, мы еще что то можем успеть. 

Я не самая лучшая дочь в мире, очень мягко говоря, но я хочу продлить все что возможно. У мамы нестандартный размер ноги, и трудно подобрать удобную обувь, я заказываю ей туфли, одежду в самых лучших магазинах какие мне доступны. Когда эти вещи приходят, она всегда говорит одно и то же - ты сошла с ума, я уже старая. А я хочу, чтоб она, и все другие родители, и все старшее поколение вообще, были как можно дольше в строю. Пока они есть, они держатся, мы молоды, у нас есть время, мы еще что-то можем успеть. 

Может над таким фактом не задумываются, но в древнем Израиле не было пенсий. Собрать состояние к концу жизни не всегда удавалось. Еду в старости обеспечивали дети. И если ребёнка за жизнь не наставил, в Боге не воспитал, в старости кушать будет нечего, необращённый буйный сын о родителе вряд ли позаботится. 

Читала, как-то: одна археолог в статье писала о том, что является признаком цивилизации общества. Ее спросили - наверно культура, искусство? Она ответила: «нет, шина на ногу для переломов – это признак цивилизации». Такая шина была найдена при каких-то раскопках. Археолог объяснила: шина – показатель  того, что человека, который стал балластом, обузой, нуждался в посторонней помощи – его не бросили, о нем заботились. Кочующее племя, для которого обездвиженный член общества явная проблема, позаботилось о нем. Милосердие — вот главный и основной признак цивилизации общества и цивилизованности отдельного человека. 

Пусть эта стареющая женщина еще о чем-то мечтает, а этот пожилой мужчина к чему-то стремится, упавший еще получит надежду через того, кто поможет подняться, униженный окрылится добрым словом. Поддержать — это так много, а убить так легко. Мы никогда не знаем когда облик смерти заглянет в наше собственное лицо волчьими глазами, и уже нам самим понадобится помощь, и кто встретится нам на пути — добрый самаритянин без вопросов перевязавший раны или представитель волчьего племени, который отбросит тебя как мусор, случайно попавший под ноги…

Об Иоанне Крестителе в Писании сказано - 

«Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» Матфея 11:11. 

Где же в Писании книга величайшего из пророков? Ее нет. В книге пророка Исаии насчитывается 66 глав, а у Иоанна нет ни одной. Единственная весть наибольшего пророка, которую мы читаем в Библии, цитата из Исайи - «приготовьте путь Господу» Матфея 3:3.  

Как приготовить? 

«Прямыми сделайте стези Ему, всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими» Исайя 40:4.

Наполнять, поднимать униженные низины, и понижать гордые высоты наша обязанность. Что является первым движением нашей души, когда мы видим ущерб, провал, «дол» другого человека, эгоистично воспользоваться преимуществом или поднять? Утопить поглубже или подать руку вытащить? Усугубить или постараться выровнять ситуацию. Какой у нас рефлекс, сатанинский - уничтожить? или Божий - дать жизнь?

Вошедшим в покой Царства Небесного Иисус объясняет за что они вошли - 

 «… ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; ... Тогда праведники скажут Ему в ответ: “Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? ...” И Царь скажет им в ответ: “истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне”» Матфея 25:34-40.

Накормить голодного человека, утолить голод, не только голод еды, но голод уважения, принятия, поднятия его человеческой ценности и достоинства…

Елена Суховарова

Иллюстрация: Василий Максимов. Все в прошлом. Общественное достояние.