Значение закона о пленнице

Александр Болотников
Просмотров: 4411

Недельная глава Ки Теце посвящена законам, многие из которых христиане не понимают, поскольку они написаны в контексте древнего Ближнего Востока.

Чтобы правильно понимать законодательство и этику Торы, нам нужно наблюдать за Иисусом и следовать Его примеру. Кроме того, следует отметить, что раввины это понимают в аналогичном ключе, и здесь между Иисусом и раввинами расхождений нет. Примером этому служит следующий диалог, описанный в Евангелии:

«И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матфея 22:35-40).

Иисус, отвечая законнику, ссылается на заповеди Торы «возлюби Господа всем сердцем» (Второзаконие 6:4) и «ближнего, как самого себя» (Левит 19:18). И далее Он говорит очень важную вещь, выражая позицию, которая четко согласовывается с позицией раввинов: «на сих двух заповедях утверждается весь закон [Тора] и пророки».

В этом и заключается фактически вся этика. Иисус дает нам источник этой этики, и показывает два важных, фундаментальных принципа: возлюби Бога и возлюби ближнего. На них покоится то, что можно назвать Небесной конституцией — Декалог. Некоторые называют его «Закон», но это неправильно, потому что «Закон» — это вся Тора. Декалог — это десять слов, которые Бог произнес Своими устами, но он никогда не называется законом. Это нечто, стоящее отдельно. Поэтому Декалог можно сравнить именно с Конституцией, которая строится на фундаментальных принципах, которые были понятны раввинам, а также понятны и нам. Любовь к Богу — первые четыре заповеди, любовь к ближнему — остальные шесть.

А дальше Писание приводит мицвот, хукким и мишпатим, что в Русском синодальном переводе звучит как заповеди, установления и суды. Кроме того, эти постановления, перечисленные, в частности, в Недельной главе Ки Теце, не имеют отношения к Храму. Это заповеди из разряда этики, которые представляют основные принципы, и предписывают как поступать в определенных случаях.

Например, закон о пленнице:

«Когда выйдешь на войну против врагов твоих, и Господь Бог твой предаст их в руки твои, и возьмешь их в плен, и увидишь между пленными женщину, красивую видом, и полюбишь ее, и захочешь взять ее себе в жену, то приведи ее в дом свой, и пусть она острижет голову свою и обрежет ногти свои, и снимет с себя пленническую одежду свою, и живет в доме твоем, и оплакивает отца своего и матерь свою в продолжение месяца; и после того ты можешь войти к ней и сделаться ее мужем, и она будет твоею женою; если же она [после] не понравится тебе, то отпусти ее, [куда] она захочет, но не продавай ее за серебро и не обращай ее в рабство, потому что ты смирил ее» (Второзаконие 21:10-14).

Эту заповедь следует рассматривать в контексте древних ближневосточных законов. В частности, в законах некоторых языческих государств значится, что, если армия захватывала город, захватчики были обязаны изнасиловать всех его женщин. Мы видим упоминание этих языческих обычаев в книге пророка Исаии, когда тот описывает наказание Израиля.

Несмотря на то, что в той языческой культуре это было нормальным, Бог говорит: «А ты, Израиль, так себя вести не должен». Господь дает Свой закон, применимый в данной ситуации, который и описывается в процитированном отрывке. Если воину понравилась женщина, он должен стать ее мужем. Это предполагается заключение брачного контракта, в котором дети должны быть законными наследниками от этого брака.

В Русском Синодальном переводе 14 стиха есть небольшая неточность, которая немного мешает пониманию первоначального смысла написанного: «если же она [после] не понравится тебе, то отпусти ее…» Под словом «после» здесь имеется ввиду не «после того, как ты взял ее в жену», но «после того, как она совершит с собой манипуляции, искажающие ее привлекательность».

Тора делает акцент не на внешней красоте женщины, а на ее характере, и, если даже в таком непривлекательном виде она все равно нравится воину, он должен жениться на ней. И, кроме того, помня другие заповеди Торы о браке, следует не забывать, что эта женщина должна была обратиться в библейский иудаизм.

Александр Болотников,
Директор Научно-исследовательского Центра "Шалом",
Доктор богословия