Беспрецедентные события глобального масштаба, очевидцами которых мы все стали, заставляет многих задуматься о том, что ожидает этот мир в ближайшем будущем. Отслеживая выступления различных религиозных деятелей, в которых делаются попытки дать ответ на этот вопрос, я слышу участившуюся риторику о том, что наконец начинают исполняться пророчества, и вскоре появится долгожданное мировое правительство, которое и установит власть антихриста.
Многие христианские проповедники связывают начало последних событий с отстройкой храма в Иерусалиме. И на этой почве на одном американском христианском сайте была выставлена новость о том, что для ближайшего Песаха у стены Старого Города в Иерусалиме уже якобы строится жертвенник, на котором будет принесена пасхальная жертва.
С другой стороны, в какой-то мере, перетолковывая идею мирового правительства на свой лад, некоторые христианские проповедники и вэбсайты говорят о том, что нынешняя ситуация с коронавирусом наконец откроет дорогу для того, чтобы Папа Римский взял в свои руки власть и восстановил мировое господство Ватикана. В ряде постов на Фейсбуке даже называлась дата - май 2020-го года - когда Папа созовет всех глав мировых держав и даст им повеление ввести закон о воскресном дне. И уже совсем недавно на YouTube было выставлено очередное видео, заявляющее о том, что в связи с коронавирусом встреча с Папой Римским якобы была перенесена.
Именно на фоне этой разноголосицы мнений я решил вернуться к статье, которую начал писать еще в январе 2018 года, после того как очередной проповедник предсказал начало финальных апокалиптических событий на лето 2018-го.
Здесь следует заметить, что все эти люди, которые пытаются и сейчас сделать какие-то подсчеты и предсказания, очень хорошо знают текст из Евангелия от Матфея: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные…» (24:36). Однако, для обоснования своих действий они используют другой текст: «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях» (Матф.24:32-33). То есть, по их мнению, дату самого Второго Пришествия никто не знает, но определенные признаки даются, и их можно конкретно распознавать, и, соответственно, высчитать время, когда эти признаки начнут проявляться, и это Библией не возбраняется. Единственный вопрос заключается в том, как правильно понять, что является той «смоковницей», на листья которой следует смотреть.
Основной проблемой всех этих проповедников является то, что в своих доказательствах они оперируют сводками из новостей из СМИ, под которые пытаются подогнать отдельные, вырванные из контекста библейские стихи. Вот поэтому данная статья ставит своей целью исследовать апокалиптические пророчества в книгах Даниила и Откровение для того, чтобы выяснить, говорит ли Библия о какой-либо конкретной религиозно-политической силе, которая будет доминировать в период перед Вторым Пришествием Мессии.
Интересные детали новейшей истории
Прошедший не так давно 2017 год принес христианскому миру два знаковых события. К первому из них, 500-летней годовщине публикации Мартином Лютером 95-и тезисов, считающейся началом христианской Реформации в Западной Европе, многие христиане готовились на протяжении нескольких лет. Второе событие стало большой неожиданностью: Президент Дональд Трамп объявил о признании Соединенными Штатами Америки столицей государства Израиль город Иерусалим.
Для тех, кто не знаком близко с историей арабо-израильского конфликта, скажу, что проблема столицы Израиля является весьма серьезной. Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, изданной в 1947 году, территория Британского протектората, именуемого Палестиной, должна была быть разделена между Еврейским и Арабским государствами. При этом город Иерусалим, как место расположения иудейских, христианских и мусульманских святынь, должен был остаться под международным управлением. В отличие от евреев, которые были воодушевлены перспективой возвращения их родины, на которой они не могли нормально жить на протяжении 19 веков, арабы эту резолюцию отвергли, развязав при этом несколько кровопролитных войн. В результате победы в одной из них в 1967 году Израиль полностью получил контроль над всем Иерусалимом и провозгласил его единой и неделимой столицей. Данное решение не было признано международным сообществом. И хотя Израиль перенес все правительственные учреждения в Иерусалим, страны, поддерживающие дипломатические отношения с Израилем, в том числе и США, оставили свои посольства в Тель-Авиве, который был обозначен как столица государства Израиль еще в 1948 году.
Таким образом, полвека спустя президент Трамп принял решение разрушить статус-кво и дал указание Госдепу начать подготовку переноса американского посольства в Иерусалим.
Существует ли какая-то связь между этими двумя событиями: годовщиной Реформации и признанием Иерусалима? Я думаю, что многие наши читатели слышали или могут предположить о весьма негативной реакции арабов на это заявление американского президента. Однако же, возможно, не все знают о весьма негативной реакции Папы Римского, однозначно поддержавшего мусульман в этом вопросе. Данная ситуация не является новой. Начиная с 1970-х годов, США оказывали Израилю полную поддержку, тогда как Ватикан последовательно выступал на стороне арабов. Исследование причин подобного противостояния и их значения в понимании апокалиптических пророчеств является целью данной статьи. Причины эти выходят далеко за пределы плоскости политической истории. Их истоки кроются в 500-летней истории развития взаимоотношений между протестантами и католиками и связанной с этим эволюцией интерпретации Библии, и в частности апокалиптических пророчеств в протестантизме за 500-летнюю историю его существования.
Основные подходы к истолкованию апокалиптических пророчеств и история их возникновения
На сегодняшний день существуют три основных подхода к пониманию пророчеств, записанных в книгах Даниила и Откровение: претеристический, исторический и футуристический. Претеристы считают, что в апокалиптических книгах Библии нет никаких предсказывающих будущее пророчеств, а все, описываемые символическим языком события, происходили при жизни Иоанна. Если претеризм является уделом сторонников библейской критики, то историцизм и футуризм являются популярными среди христиан, доверяющих богодухновенности Священного Писания.
Историцизм
Историцизм являлся основой подхода к истолкованию пророчеств в среде реформаторов и протестантов с 15-го по 18-е столетья. Согласно историческому подходу, в зависимости от периода времени, в который живет читатель апокалиптических пророчеств, часть событий, предсказанных в книгах Даниила и Откровение, уже стала исторической реальностью, а части пророчеств еще предстоит исполниться. Например, для реформаторов 16-го века папство олицетворяло собой царство антихриста, которое вело брань со «святыми Всевышнего».
То, что 13-я глава книги Откровение с 1-го по 10-й стих говорит об антихристе, не вызывало сомнений еще со времен ранних Отцов церкви. Однозначно, что характер действий десятирогого семиглавого зверя симметрично противоположен характеристикам Христа. К примеру, Иисус провозглашает: «дана Мне всякая власть как на земле так и на небе» (Матф.28:18). Зверю же «дал дракон силу свою и престол свой и великую власть» (Откр.13:2). (Согласно Откр.12:9, дракон — это дьявол/сатана). Когда Иисус заявил о Себе «Я и Отец — одно» (Ин.10:30), Его обвинили в богохульстве, сказав, что Он, будучи человеком, называет себя Богом (Ин.10:33). Зверю же «даны были… уста, говорящие гордо и богохульно» (стих 5). То есть этот зверь однозначно выдает себя за Бога, будучи человеком. Более того, как записано в 6-м стихе, зверь «отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его». Таким образом он не только пытается выдать себя за Бога, но и создать подобие Божьего дома, то есть небесного Храма.
Иисус приводит всех к Отцу, говоря о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). Зверь же приводит всех к сатане, как написано «и поклонились дракону, который дал власть зверю» (стих 3). Самое, пожалуй, главное, — это то, что зверь даже умудрился симулировать смерть и воскресенье Иисуса: «И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела» (стих 3).
Все вышеперечисленные факты однозначно говорят, что в первых 10 стихах 13-й главы книги Откровение описана человеческая сила, которая всеми возможными методами пытается занять место Иисуса Христа. Вопрос возникает лишь в том, как идентифицировать эту силу.
Здесь последователи исторического подхода замечают одну важную временную деталь: в 5-м стихе говорится о том, что зверь будет действовать в течение периода времени длинной 42 месяца. Этот период равняется 1260 дням, о которых записано в 12-й главе, повествующей о том, как дракон/ дьявол/сатана преследует жену, родившую до этого младенца мужеского пола. (В пророческих книгах народ Божий неоднократно называется женою или невестой Всевышнего). В частности, в 6-м стихе говорится, что «жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней». Та же самая мысль повторяется в 14-м стихе той же главы: «И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и пол-времени».
Получается, что в 12-й и 13-й главах книги Откровение разными словами описано одно и то же событие: преследование Божьего народа человеческой силой, управляемой дьяволом, которое продолжается в течение времени, времен и полу-времени или же 42-х месяцев или 1260 дней. Интересно заметить, что именно три с половиной года продолжалось служение Иисуса на земле. Тот факт, что зверю «дана власть действовать сорок два месяца» (Откр.13:5), в течение которого он ведет войну, и ему «дана власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем» (стих 7), однозначно указывает на попытку занять место Мессии.
Однако же использование временного периода, употребление таких выражений, как «уста, говорящие гордо и богохульно» или «вести войну со святыми», однозначно указывают на связь с 7-й и 8-й главами книги пророка Даниила. В видении Даниила под символом малого рога представлен царь, который «против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них [праздничные] времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени» (стих 25).
Восьмая глава книги описывает малый рог уже не только как царя, но и как силу, которая позарилась на священнические функции, принадлежащие Вождю Воинства небесного. «И даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его» (стих 11). Еврейские слова «тамид» и «кодэш», переведенные в Синодальной Библии соответственно как «ежедневная жертва» и «святыня», являются частью лексики, используемой в книге Левит. «Тамид» — это ежедневное служение, совершаемое первосвященником во Святилище, которое включало в себя не только утреннюю и вечернюю жертвы (Исх.29:38-43), но также и поддержание света меноры (Исх.27:20-21), воскурение благовоний на золотом жертвеннике для курений (Исх.30:8), и ношение имен сынов Израилевых пред Господом (Исх.28:30). «Кодэш» — это прежде всего Святое отделение Святилища, в котором находились менора, стол с хлебами и золотой жертвенник, где и совершались ежедневное и еженедельное служения.
Таким образом, мы видим, что малый рог, описанный в 7-й и 8-й главах книги Даниила, взял на себя как роль царя, так и роль первосвященника. При этом следует учитывать тот факт, что, все действия малого рога по узурпации священства и осквернению Святого происходят по отношению не к земному, а к небесному Святилищу. Об этом свидетельствуют слова «вознесся до воинства небесного, и низринул на землю» записанные в 10-м стихе.
Фактически малый рог желал занять место, принадлежащее исключительно Мессии. Само слово «мессия», или «машиах», происходит от древнееврейского глагольного корня МаШаХ, что значит «помазать». По-гречески глагол «помазать» звучит как χρίω «хрио», отсюда и Христос. В Израиле помазывали первосвященников (Исх.40:15, Лев.21:10) и царей (1Цар.16:13). Однако же совмещение царской власти и священнической обязанности было категорически недопустимо. Согласно записанному в Послании к евреям, Иисус является первосвященником, тогда как книга Откровение называет Его Царем царей. Посягая на функции и царя, и первосвященника, малый рог является не кем иным, как антихристом, подменяющим Иисуса.
Именно 7-я и 8-я главы книги Даниила, на чьи образы ссылается Иоанн в 13-й главе книги Откровение, и дают нам возможность идентифицировать антихриста, изображенного как в виде семиголового зверя, так и в виде малого рога. Даже средневековые иудейские мыслители, такие как Саадия и Маймонид (РаМБаМ), которых проблематика антихриста не интересовала вообще, обратили внимание на образ малого рога в 7-й главе Даниила. Там сказано о том, что этот рог будет «угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них [праздничные] времена и закон» (стих 25).
В своей книге «Наставник колеблющихся» Моисей Маймонид, живший в 12-м веке в Испании, указывал, что это христианская церковь пренебрегла всеми установлениями Торы, и к тому же преследует евреев, принуждая их к обращению в христианство и отказу от заповедей. Первое утверждение, пожалуй, имеет смысл. Начиная с конца второго века, ранние Отцы церкви, защищаясь от гонений, пошли на полный разрыв с иудаизмом, изменив день поклонения Богу, и отвергнув Тору как основание Священного Писания. Кроме того, по приказу Константина была не только изменена дата Пасхи, но и полностью искажен ее изначальный библейский смысл. Традиционная пасхальная вечеря (седер), который ранние христиане продолжали справлять, была упразднена и заменена эллинистическими традициями. Таким образом, к моменту, когда христианство стало официальной религией Римской империи во время правления Константина, слова, записанные в книге Даниила 7:25, начали исполняться. Только один этот факт уже может являться свидетельством того, что фигура антихриста является исторической, и берет начало в христианской истории.
Однако христианство эпохи Константина попрало не только принципы Торы. С конца 3-го века в христианских церквях начинают искажать смысл Вечери Господней, которая из простого обряда воспоминания о страданиях и смерти Иисуса превратилась в божественную литургию. В основе этой литургии, которая также именуется мессой, евхаристией или причастием, заложена идея жертвоприношения, с помощью которого происходит преосуществление хлеба и вина в кровь и плоть Христовы. Развитие обряда евхаристии породило восстановление в церкви касты священников, которые имели право священнодействовать и приносить эту евхаристическую жертву. Постепенно священники стали основными действующими лицами в совершении церковных таинств: крещение, миропомазание, Евхаристия, священство, брак, покаяние и елеосвящение, через участие в которых, как учила церковь, обеспечивается спасение души грешника. Отлучение от этих таинств, согласно учению церкви, обрекает человека на адские муки. В результате подобной теологии священство и священнодействие стало основой служения как в западной (Католической), так и в восточной (Православной) церквях.
Данная практика является грубейшим попранием основ новозаветного учения о священстве всех верующих (1Петр.2:9) и о первосвященстве Христа, Который является единственным посредником между Богом и человеком (1Тим.2:5). В частности, Послание к евреям говорит: «Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и [есть] священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек» (8:1-2).
Таким образом, изучая учение и практику католической и православной церквей, можно прийти к однозначному выводу, что церковные священнические традиции, которые подменяют роль Христа, передавая Его обязанности грешным священникам, фактически попирают основу небесного Святилища, что является исполнением слов, записанных в книге Даниила 8:10-11. Единственное отличие Западной церкви от Восточной заключается в том, что епископ Рима присвоил еще себе титул верховного первосвященника Вселенской церкви, тогда как в Восточной церкви первосвященника нет. Таким образом, видя то, как в Средневековой церкви было фактически восстановлено левитское священство, можно найти подтверждение словам Маймонида о там, что церковь и являлась малым рогом.
В нарушение всех принципов, заложенных в Торе, церковь фактически восстановила храмовое служение. Однако, книга Второзаконие конкретно говорит: «Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберет Господь, в одном из колен твоих, приноси всесожжения твои и делай все, что заповедую тебе» (12:13-14). Храм был единственным уникальным местом, в котором пребывала Слава Божья (Исх.40, 3Цар.8). В Средние века как на западе, так и на востоке храмы начали тиражироваться. Однако, с точки зрения законов Торы, все они являлись карикатурой на Храм Божий. Согласно записанному в 19-й главе книги Числа, присутствие признаков смерти в Святилище Господнем оскверняет его (стих 13). Средневековые храмы и соборы и по сей день представляют собой некрополи, где захоронены знать и духовенство.
Более того, необходимым элементом в священнодействии по преосуществлению вина и хлеба в тело и кровь Христа являются мощи святых. Данный принцип существовал в католической практике до Второго Ватиканского Собора,, а в Православии сохраняется и по сей день. Вот почему в средние века раввины издавали галахические постановления, в которых иудею категорически запрещалось даже переступать порог церкви, ибо с точки зрения Торы присутствие в храме мертвого теля является скверной.
Все эти факты являются исполнением слов, записанных в 13-й главе книги Откровение: «И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его» (стих 6). Если, согласно Евангелию от Иоанна 10:30-33, человек, выдающий себя за Бога, совершает богохульство, то можно заключить, что хулой на жилище Бога будет считаться всякая попытка подмены функций истинного Божьего Святилища. Послание к евреям конкретно подчеркивает, что «Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (9:13-14). В книге Откровение 11:19 и 15:5 прямо говорится о том, что Храм Божий находится на небе. Всякая попытка построить храм Божий на земле является хулой на жилище Бога.
Интересным будет также и тот факт, что в 380-м году, почти за сто лет до падения Рима, Кирилл Иерусалимский, одни из отцов церкви 4-го века, писал от том, что антихрист придет после того, как Римское царство разделится на 10 царств. Кирилл Иерусалимский был почти прав. В 7-й главе книги Даниила говорится: «После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него. Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним» (стихи 7 и 8).
Далее в видении ангел объясняет Даниилу, что «зверь четвертый — четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее. А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей» (стихи 23-25). Таким образом, если четвертое царство — это Римская империя, которая распадается, то малый рог — антихрист — должен прийти в силу, после распада Рима и уничтожения трех царей. Единственным историческим событием, которое подходит под это библейское описание являются арианские или готские войны, которые вел император Византии Юстиниан против остготов, вандалов и вестготов с 535-го по 555-й годы. В результате этих войн арианство, как направление в христианстве, было ликвидировано, и было установлено единообразие христианского догмата на основании Никейского символа веры, что и явилось одним из первых шагов к установлению безраздельного господства католической церкви в Западной Европе.
Христианство никейского типа стало господствующим также и на востоке, за исключением Армении, Эфиопии и Египта. Однако с течением времени между Восточной и Западной церквами начали наблюдаться различия. После захвата Рима в 538 году Юстиниан держал назначение пап под своим строжайшим контролем, но после его смерти последующие византийские императоры стали постепенно утрачивать свое влияние в Италии. В результате этого в Риме образовался вакуум власти. Кланы патрициев вели постоянные междоусобицы и не могли поделить власть. Папа Григорий I лично возглавил оборону Рима от лангобардов. Церковь фактически присвоила себе государственные функции, и после Григория I папы стали римскими градоначальниками. В средние века очень часто по смерти очередного папы во время конклава в городе наступало полное безвластие и царил хаос.
В июне 752 года король Франков Пипин Короткий, отец Карла Великого даровал папе Стефану II территории, которые стали называться Папской областью. В дальнейшем для оправдания светской власти пап (Рим и его окрестности тогда считались принадлежащими Византии) был сфабрикован подложный документ, так называемый «Константинов дар». Таким образом, к титулу первосвященника папы добавили себе также и королевский титул, что является непосредственным исполнением пророчества Даниила 8:23-24: «восстанет царь наглый и искусный в коварстве; и укрепится сила его, хотя и не его силою». Как первосвященник церкви, папа Лев III короновал Карла Великого в императоры, а потом, как король, присягнул ему клятвой вассала. Империя Карла Великого и ее правопреемница Священная Римская империя являлись основными спонсорами папского государства на территории Италии.
Эти факты играют важную роль в подтверждении того, что власть антихриста установилась еще на заре средневековья, на протяжении многих столетий ее воздействие на все аспекты жизни общества весьма конкретно ощущалось по всему миру. Вот почему для Лютера, Кальвина, Нокса и других протестантских реформаторов проблемы в идентификации антихриста не существовало. Все они твердо считали, что антихристом является папский Рим. Тот факт, что папство является царством антихриста, четко отражен в Вестминстерском исповедании, одном из основных символов веры протестантов. А в комментарии на Женевскую Библию говорится о том, что зверь из 13 главы Откровения – это Папа во всей его красе. Таким образом, мы можем говорить о том, что исторический метод интерпретации апокалиптических символов зародился в своем изначальном виде именно в эпоху Реформации.
Также важно заметить тот факт, что сторонники историзма придерживаются понимания, что все пророческие периоды, которые в книге Даниила исчисляются днями, следует понимать символически. Период, именуемый как «время, времена и пол-времени» в 25-м стихе, который, согласно 12-й главе книги Откровение, равен 1260 дням, следует понимать символически, как 1260 лет.
В Библии существуют прецеденты, когда один день символизирует год. К примеру, современник Даниила, пророк Иезекииль, должен был лежать на боку в течение 390 дней за 380 лет беззакония сынов Израиля (Иез.4:5). Однако же в книге Даниила символичность пророческих дней обретает особый смысл. Дело в том, что, помимо 1260 дней в апокалиптических видениях, записанных с 7-й по 9-ю главы, присутствуют еще два связанных между собой пророческих периода: 2300 вечеров и утр (8:14) и 70 недель (9:24-26). Последний период является единственным точным указателем даты смерти Иисуса. «Семьдесят седмин (недель) определены для народа твоего и святаго города твоего… Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины…И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос». Повеление, о котором было поведано Даниилу, вышло в 7-й год правления персидского царя Артаксеркса, как описано в 7-й главе книги Ездры. Если предположить, что 69 недель — это буквальные 483 дня, то получается полный абсурд. Если же перевести эти дни в годы, это в точности совпадет со временем служения и распятия Иисуса.
При истолковании любой библейской книги нам необходимо быть последовательными. Если в одном случае применяется принцип «день за год», то тот же принцип следует применить и ко всем случаям, которые встречаются в одном и том же отрывке Писания. Таким образом, можно увидеть интересный феномен: трем с половиной годам, в течение которых Иисус совершал Свое земное служение, соответствуют 1260 лет власти антихриста. И если начало этой власти приходится на середину 6 века, то через 1260 лет этот период подошел с своему завершению в конце 18 – начале 19-го века в результате Французской революции и Наполеоновских войн.
В феврале 1798 года французские войска под командованием маршала Бертье заняли Рим, где произошла революция. Была провозглашена Римская республика. От папы Пия VI потребовали отречения от светской власти. Он отказался, был вывезен из Рима и умер в изгнании. После того, как Наполеон провозгласил себя императором, в 1804 году он одержал победу над австрийцами, что привело к ликвидации Священной Римской империи. Таким образом, слова о том, что малый рог будет «угнетать святых Всевышнего… и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени» (Дан.7:25) и соответствующее им пророчество о том, что семиголовому зверю дана власть действовать сорок два месяца» (Откровение 13:5), нашли свое исполнение в этих событиях.
Историцизм как метод истолкования апокалиптических пророчеств основывается прежде всего на том, что любые тексты Библии, в том числе и то, о чем пишут книги Даниила о Откровение должны пониматься прежде всего в историческом контексте времени, в которое тот или иной отрывок писался. К примеру, когда Даниил истолковывает вавилонскому царю значение составных частей истукана, которого тот видел во сне, он указывает на царство Навуходоносора, называя его золотой головой (2:38). Однако на смену Нововавилонскому царству, которое пало в 539 году до н. э., пришло другое (стих 39) — Мидо-Персидское, на место которого после его падения в 333 году до н. э. пришло царство Александра Македонского, которое сменила Римская Империя, после падения которой в 476 году нашей эры ни один правитель не смог выстроить такую систему, которая бы была бы единственной доминантой в мире.
Иными словами, во 2-й главе книги пророка Даниила четко прорисовывается пророческая картина будущей истории мира, в которой могущественные древние царства сменяют друг друга от момента, когда Даниил рассказывает Навуходоносору его сон, до самого наступления Божьего Царства. Следует заметить, что сам пророк является очевидцем исполнения того, что было ему показано касательно судьбы Нововавилонского царства, когда его последний царь Валтасар был убит. Вот почему, когда в третий год правления Валтасара, Даниилу показано еще одно апокалиптическое видение, в нем Вавилон уже не присутствует, а представлено противостояние Мидо-Персии с Грецией. И таким образом, в 8-й главе книги Даниила вытеснение Вавилона Мидо- Персией воспринимается практически как свершившийся факт, а вот Греко-Персидские войны представлены как ближайшее будущее. Служение Даниила является хорошим примером того, как историцизм проявляется в действии. На протяжении жизни пророка отправная точка его видений смещается по ходу истории.
То же самое мы можем сказать и об отправной точке пророчеств, записанных в Апокалипсисе Иоанна. Книга Откровение начинается следующими словами: «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав [оное] через Ангела Своего рабу Своему Иоанну» (Откр.1:1-2).
Иными словами, если мы знаем, что Иоанн писал эти слова где-то в начале 90-х годов нашей эры, то понятие «вскоре» должно быть привязано к времени его жизни, то есть к концу первого столетия. Таким образом, для нас, жителей 21-го века, многие пророчества книги Апокалипсис являются уже свершившимся фактом. А потому, производя идентификацию антихриста, который представлен в 13-главе книги Откровение как семиглавый зверь, а в книге Даниила как малый рог, историцисты приходят к твердому убеждению, что пришествие антихриста для 21-го века является уже свершившимся историческим фактом.
Продолжение следует
Александр Болотников,
Директор Научно-исследовательского Центра "Шалом",
Доктор богословия