Сегодня меня поздравили с Пуримом. Поздравил ни кто нибудь, а сам Диакон Андрей Кураев. Конечно же, он не позвонил мне и не прислал e-mail. Друг прислал ссылку на ЖЖ господина Кураева — некоторый анализ Пуримских событий.
Приведем здесь часть текста, а для тех, кто желает увидеть цельную картину — ссылку http://diak-kuraev.livejournal.com/447315.html
Книгу Есфирь надо читать не торопясь. Вся ее проблема – в датах.
Аман задумал свой антиеврейский погром в первый месяц года (нисан; приблизительно наш апрель). По его навету в провинции были разосланы письма, предписывающие резню евреев произвести в конце года – в 12-й месяц (адар, приблизительно наш март). Аман был казнен спустя два месяца после начала своей антиеврейской интриги.
До назначенного погрома оставалось еще девять месяцев, и потому после казни Амана вполне достаточно было бы исполнить законную просьбу Есфири: "Если царю благоугодно и нравлюсь я очам его, то пусть будет написано, чтобы возвращены были письма по замыслу Амана, писанные им об истреблении иудеев во всех областях царя" (Есф. 8,5).
Вот тут и хотелось бы видеть завершение пуримской истории. Уже и казнь Амана кажется излишней (за дурное намерение – казнь!). Но все же: злоумышленник казнен. Бойня предотвращена. Еврейский народ спасен. Тут бы и прочитать : «Конец. И Богу слава!».
Но именно тут и происходит поворот столь резкий, что диву даешься, поражаясь глухоте тех, кто именно этого поворота и по сю пору не замечает и талдычит, что Пурим есть праздник необходимой самообороны.
Итак, что же происходит после того, как царь соглашается с Эсфирью? – "И позваны были тогда царские писцы в третий месяц, то есть в месяц Сиван, в двадцать третий день его, и написано было все, как приказал Мардохей" (Есф. 8,9).
Мардохей же от имени царя составил указ о предстоящих погромах: "о том, что царь позволяет иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить" (Есф. 8,10-11; Интересно, что церковно-славянский перевод не знает этого оборота: «Яко повеле им жити по законом их во всяцем граде, и да помогают им, и да сотворят соперником их и противником их якоже хотят»).
Это указ, изданный тогда, когда всякая опасность, нависшая было над евреями, была уже отстранена, когда им уже принадлежала практически вся власть в персидской империи. Есфирь вытребовала у царя указ, позволяющий евреям уничтожать всех по своему желанию, уже после казни самого Амана (Есф. 7,10). Вот библейский текст, из которого ясна последовательность событий: «И сказал царь Артаксеркс царице Есфири и Мардохею Иудеянину: вот, я дом Амана отдал Есфири, и его самого повесили на дереве за то, что он налагал руку свою на Иудеев; напишите и вы о Иудеях, что вам угодно. И позваны были тогда царские писцы в третий месяц, то есть в месяц Сиван, в двадцать третий день его, и написано было все так, как приказал Мардохей. И написал он от имени царя о том, что царь позволяет Иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить, в один день по всем областям царя Артаксеркса, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара».
А теперь представьте себе ужас, повисший над страной: указ, написанный от имени царя Мардохеем, не был тайным. Он был объявлен сразу после подписания и по всем городам... Более полугода люди жили, зная, что "в тринадцатый день двенадцатого месяца Адара" их соседи, евреи, смогут войти в любой дом и убить любого, кого пожелают... "И напал на них страх перед иудеями" (Есф. 8,17).
Вот что утверждается в приведенном тексте:
1. «До назначенного погрома оставалось еще девять месяцев, и потому после казни Амана вполне достаточно было бы исполнить законную просьбу Есфири: "Если царю благоугодно и нравлюсь я очам его, то пусть будет написано, чтобы возвращены были письма...»
2. «Итак, что же происходит после того, как царь соглашается с Эсфирью? – "И позваны были тогда царские писцы в третий месяц...»
3. А теперь представьте себе ужас, повисший над страной: указ, написанный от имени царя Мардохеем, не был тайным. Он был объявлен сразу после подписания и по всем городам... Более полугода люди жили, зная, что "в тринадцатый день двенадцатого месяца Адара" их соседи, евреи, смогут войти в любой дом и убить любого, кого пожелают...
По мнению господина Кураева события развиваются так: Аман казнен, Есфирь просит отозвать письма об уничтожении евреев, царь соглашается с этим, но злобной Есфири и коварному Мордехаю этого мало. Они не удовлетворяются отозванными письмами, они пишут указ - "Есфирь вытребовала у царя указ, позволяющий евреям уничтожать всех". На самом деле все подстроил Мордехай. Это даже не Есфирь и он, а только лично он пишет указ об уничтожении недругов по своей инициативе, используя царя как беспомощную марионетку, добившись абсолютно несимметричного реванша: «Уже и казнь Амана кажется излишней (за дурное намерение – казнь!)» - пишет Андрей Вячеславович в своем ЖЖ. Вот такой Пурим, господа.
«Среди уроков Пурима – допустимость возведения ложных обвинений на врагов Израиля. Ведь сама Эсфирь оклеветала Амана: он пал к ее ногам, умоляя о спасении жизни, но царь, увидев эту сцену, счел, что Аман покусился изнасиловать царицу. Есфирь же не потрудилась восстановить правду (см. Есф. 8,6-8)».
И вывод из всего написанного: «Так почему же народ, в чьей истории было так много страданий, народ, переживший немало погромов, сам упорно празднует тот погром, который в древности удалось устроить ему самому?» - еще раз вопрошает-утверждает профессор Кураев, не оставляя теперь сомнений: все подстроили евреи, книга Есфирь описывает ловко спланированный погром невиновных людей.
Пост в ЖЖ недвусмысленно спрашавает: «Ради отмщения Аману - достаточно было казнить его. При чем тут еще десятки тысяч людей? Да, народ имеет право на защиту и даже на месть виновным преступникам. Но зачем было продолжать убийства после устранения действительно виновного?»
Меня в приведенном тексте заинтересовало одно: экзегеза. Хочу напомнить, что экзегетический анализ выполнен человеком, учившемся на философском факультете МГУ, аспирантуре института философии АН СССР, Московской Духовной семинарии, Бухарестском богословском институте. Человеком, защитившим диссертации по философии и богословию. Человеком, являющимся профессором Московской Духовной академии и старшим научным сотрудником кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ. Мнение это авторитетное и серьезное.
Браво, Профессор!
Дэниел Гордан
P. S. Если, уважаемый читатель, вы по какой-либо причине не поняли к чему это я тут это все, то просто почитайте книгу Есфирь внимательно и найдите семь отличий между тем, что там написано и что там вычитал уважаемый Профессор.