Предлагаем вашему вниманию пятую статью в серии публикаций, посвященных заповедям речи, которые даны в Библии. В первой статье изучался вопрос значимости качества речи и духовной составляющей слов, во второй – соотношение правды и лжи в устах человека, в третьей запрет ходить переносчиком, в четвертой речь шла о таком явлении, как проклятие, изрекаемое устами. В этой статье мы будем изучать, что в Библии написано о сквернословии.
Распространенность явления.
Сквернословие представляет собою широко распространенное явление. В свое время М. Е. Салтыков-Щедрин констатировал: «Кому не лень, только тот не ругает, и все самыми скверными словами… Исправник ругается, становой ругается, посредник ругается, старшина ругается, сторожа ругаются, а нынче еще урядников ругаться наняли» («За рубежом», 1880-1881). Не обошло это явление и интеллигенцию. По словам того же писателя, «никто так не любит посквернословить... как русский культурный человек...» (там же). Более того, согласно мнению Зигмунда Фрейда, «человек, который первым вместо камня бросил в своего противника бранное слово, заложил основы нашей цивилизации». То есть сквернословие, якобы, является признаком цивилизованного человека!
С тех пор ситуация не изменилась. Генерал А. И. Лебедь как-то высказался своеобразно и точно, описывая уже более близкие к нам времена: «Мы матом не ругаемся, – сказал он, – мы им разговариваем». А «британский психотерапевт К. Уоллес в результате многолетних наблюдений пришел к выводу: люди хорошо воспитанные, деликатные, избегающие сквернословия оказываются более уязвимы для стресса и в результате чаще страдают различными психосоматическими расстройствами. Доктор Уоллес советует во избежание нервно-психического перенапряжения ежедневно уединяться (приличия все-таки следует соблюдать!) и давать волю своим чувствам в самых непристойных выражениях» (Популярная психологическая энциклопедия).
Базовая терминология.
Поговорим об определениях. Что такое сквернословие? Согласно толковому словарю Ушакова, это «речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, брань»; толковый словарь Ефремовой дает схожее определение: «неприличные, непристойные слова, выражения; брань, ругательства» (Новый словарь русского языка). Однако какие слова являются неприличными, непристойными, бранью? Какие слова являются «скверными»?
Анализируя явление сквернословия, специалисты отмечают «преобладание в ругательствах сексуальных мотивов», в частности, «пожелания… стать жертвой неприятностей, не в последнюю очередь – жертвой насильственного, нежеланного, противоестественного полового акта» (Популярная психологическая энциклопедия). Интересно также отметить, что «тематика ругательств в разных языках схожая – “телесный низ” и все, что связано с отправлением физиологических потребностей» (Алексей Дмитриевич Шмелев, доктор филологических наук, заведующий отделом культуры русской речи Института русского языка).
Эти научные данные о тематике сквернословия совпадают с библейскими. Слово «сквернословие» в Синодальном издании является переводом греческого термина αἰσχρολογία (айсхрологиа), которое, в свою очередь, состоит из двух слов, αἰσχρός (айсхрос) – постыдный, и λέγω (лэго) – говорить; дословно, «говорить постыдное». Понятие же стыда в Библии впервые появляется в контексте телесной наготы – «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились… И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Бытие 2:25; 3:7). Стыд в этом отрывке связан с органами, покрытыми «опоясаниями». Еще один пример: «подбери подол, открой голени, переходи через реки: откроется нагота твоя, и даже виден будет стыд твой» (Исаия 47:2,3). В обоих отрывках Септуагинта – греческий перевод Торы и Пророков – содержит слово, которое является первой частью изучаемого термина, αἰσχρολογία (айсхрологиа), сквернословие.
Хорошее определение постыдному дано непосредственно в Торе: «Если у тебя будет кто нечист от случившегося [ему] ночью, то он должен выйти вон из стана и не входить в стан, а при наступлении вечера должен омыть [тело свое] водою, и по захождении солнца может войти в стан. Место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить; кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне [стана], выкопай ею [яму] и опять зарой [ею] испражнение твое; ибо Господь Бог твой ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать врагов твоих [в руки твои], а [посему] стан твой должен быть свят, чтобы Он не увидел у тебя чего срамного и не отступил от тебя» (Второзаконие 23:10-14). Здесь слово «срамное» (тот же самый термин в Септуагинте) описывает поллюцию (непроизвольное семяизвержение) и испражнения – и то, и другое есть функция «телесного низа».
Непосредственно в Апостольских Писаниях для иллюстрации значения слова αἰσχρολογία (айсхрологиа) уместно процитировать Послание Ефесянам 5:12 – «Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить». В этом стихе используются обе составляющие – и αἰσχρός (айсхрос), и λέγω (лэго) – и переводятся фразой «стыдно говорить». Соответственно, сквернословие, – это, дословно, «стыдословие». Как видим, библейская терминология, используемая для описания сквернословия, указывает и его тематику – телесная нагота в районе пояса, половые органы и их функции, и орган испражнения и его функции. Это полностью совпадает с определением, принятым в научной литературе.
Библия о сквернословии.
Как же Библия относится к сквернословию? Вот один из отрывков: «Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны [вам], а, напротив, благодарение» (Послание Ефесянам 5:4). Это заявление апостола Павла находится во второй части его послания, которая посвящена вопросам практической жизни. Завершив богословский раздел, представление истины, автор далее демонстрирует, как жить тем, кто принял эту истину в свое мировоззрение, и в начале практического раздела пишет: «Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны» (Послание Ефесянам 4:1). Частью этой достойной жизни является свобода от сквернословия.
Эта мотивация для чистой речи – «поступать достойно звания» – обладает большой силой. Как в известном наставлении мамы своему малолетнему сыну: «Негоже тебе, умному мальчику, будущему врачу, принимать пищу неумытыми руками!» Однако, к сожалению, подобной мотивации бывает недостаточно. Поэтому Дух Святой побудил апостола предупредить и о последствиях нарушения Божьей воли в следующем же предложении указанного послания, где содержится неодобрение сквернословия: «ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления» (Послание Ефесянам 5:5,6). Человек «нечистый» устами «не имеет наследия в Царстве Христа и Бога… за это приходит гнев Божий» на тех, кто противится, грешит сознательно и упорно.
Вот еще один отрывок на изучаемую тему: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших» (Послание Колоссянам 3:8). Как и в послании Ефесянам, ближайший контекст этого призыва содержит два вида мотивации для отклика. Сразу после процитированного стиха следуют такие слова: «совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (cт. 9,10). Вы теперь новые люди – говорит апостол Павел, – а новым людям присуща новая лексика! Непосредственно перед изучаемым стихом, однако, содержится предостережение: «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления» (ст. 5,6). За «нечистоту» уст противники вкусят гнев Божий.
Выводы.
Итак, еще одной из заповедей речи, открытых в Библии, является запрет на сквернословие. Эти слова не приличны тем, кто отождествляет себя с Богом; более того, их регулярное употребление влечет за собой гибель. Однако, прочитав об этом, кто-то может впасть в другую крайность (в противовес практике ненормативной лексики) – прийти к выводу, что Библия в принципе против использования в речи терминов, описывающих вопросы половой жизни и отправления физиологических потребностей. Это было бы ошибкой! Священные Писания отнюдь не чураются тематики «телесного низа»; напротив, им чужда надуманная чванливость в этих вопросах. Библия свободно и много говорит на указанные темы! В качестве примера приведем Второзаконие 25:11 – «Когда дерутся между собою мужчины, и жена одного подойдет, чтобы отнять мужа своего из рук бьющего его, и протянув руку свою, схватит его за срамный уд…». «Срамный уд!?» – воскликнет современный читатель – это что? Тут Синодальный перевод использовал эвфемизм русского языка 19-го века, между тем как в оригинале используется технический термин מְבוּשִׁים (мэвушим), означающий мужские гениталии.
Священные Писания, таким образом, запрещают именно сквернословие – постыдные, вульгарные слова, описывающие «телесный низ» и его отправления.
Виталий Олийник,
Центр духовного просвещения
Изображение: https://pixabay.com/