«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Иоанна 5:39).
В 1977 году Пинин Брамбилла Барсилон получила необыкновенное предложение; ее попросили возглавить группу по реставрации одного из самых знаменитых и загадочных творений эпохи Возрождения - фрески Леонардо да Винчи "Последняя Вечеря". В то время, уже достаточно известная реставратор и хранительница итальянского искусства, могла с трудом представить себе насколько напряженными и увлекательными окажутся следующие 23 года ее жизни.
Столетия были беспощадны к живописи Леонардо да Винчи, выполненной на стене монастыря в 1498 году в городе Милан, Италия. Всегда экспериментируя, великий мастер на этот раз совершил роковую ошибку, применив новую технику. Предварительно обработав стены трапезной гипсом, мастикой и смолой, на сухую поверхность художник начал наносить краски – темперу, изготовленные на основе порошковых натуральных пигментов.
«Тайная вечеря» - это как бы даже и не фреска вовсе, это не роспись по сырой штукатурке, которую предполагает классическая техника написания фресок. Почему он выбрал именно эту технику? Видимо, ему нужно было время. По сырой штукатурке писать нужно быстро, пока она не высохла, по сухой же стене можно это делать сколько угодно долго, обдумывая и выводя каждую мелкую деталь. Фреска складывалась ежедневно из маленьких кусочков его сознания как детская мозаика. Иногда и в дождь, и в жару великий мастер кисти бежал в монастырь, чтобы провести одну единственную черточку. Бывало, что он рисовал без остановки. Бывало, что целыми днями просиживал рядом в глубокой задумчивости, не прикасаясь ни к кисти, ни к воде, ни к еде...
Но, увы, новые краски оказались непрочными, и начали отшелушиваться уже при жизни великого мастера. И хотя его фреска была сразу признана шедевром искусства, все же она осталась незащищенной от вековых наслоений грязи и влаги. Когда Барсилон начала реставрацию, пять столетий пыли, плесени, и копоти со свечей затемнили это изображение почти до состояния невидимости.
Однако настоящей сложностью для группы реставраторов стало то, что надо было убрать прежние попытки реставрировать эту фреску которые проводились с 1700-ых годов. Тяжелые слои лака, клея, и воска были наложены сверху, каждый из них ускоряя процесс потемнения живописи. Но что хуже всего, "наемные" специалисты-любители красили эту фреску по верху снова и снова, искажая ее образы, стирая детали которых они не поняли, и дополняя, чего им казалось не достает, своей собственной интерпретацией. Тем самым, как ни цинично это звучит, они пытались подправить работу великого художника.
После месяцев потраченных лишь на фотографирование каждого квадратного сантиметра поверхности фрески и глубокого, серьезного анализа картины, с использованием наилучшей техники того времени, команда Барсилон наконец-то приступила к работе. Затем, на протяжении более чем 22-х лет, они в полусогнутом состоянии, под микроскопом, с огромной осторожностью и сверхтерпеливой аккуратностью снимали и соскребали 500-летнюю пыль, подкрашивания и подправления. Если все удачно складывалось, то в день они могли реставрировать участок фрески размером с почтовую марку!
В 1999 году, когда рисунок выполненный кистью великого мастера да Винчи наконец-то мог быть виден, тяжелая, тщательная, щепетильная работа команды Барсилон наконец-то была вознаграждена. Пинин назвала этот период «медленной, изнурительной борьбой, в которой пласт за пластом, день за днем, миллиметр за миллиметром, фрагмент за фрагментом, наконец то вернул оригинальное восприятие о величине и размахе, об экспрессивности, накале эмоций и насыщенности цвета фрески; удалось вернуть то, что казалось было утрачено навсегда».
Мрачные тени изгнаны; появился хорошо освещенный обеденный зал. Борода и нос Петра были освобождены от неуклюжей тяжести, которые были добавлены в процессе неудачных попыток реставриции. У Матфея, оказывается, в оригинале были светлые волосы, а не темные. Фома получил левую руку. Выражение лица Андрея было преобразованно – он уже не угрюм, но удивлен. И лицо Иисуса преобразилось и засияло новым светом после того, как толстые слои красок прежних неудачных реставраций были удалены.
Сюжет шедевра остался неизменным. Да Винчи изобразил роковую сцену, - момет, когда Иисус открыл, что один из его учеников вскоре предаст Его. После столетий наслоений копоти, грязи и бурных фантазий горе-реставраторов, сделавших картину темной и мрачной, восстановление фрески открыло современникам настоящую задумку мастерского изображения выражений лиц и языка жестов учеников. Лик Христа засиял в своей чудесной оригинальной красоте!1
Зачем нам Библейский Иисус?
По данным ежегодного исследования "Состояние глобальной миссии" за 2011 год, число христианских деноминаций в мире постоянно растет: если в начале XX века их насчитывалось около 1600, а к началу XXI века их было 34 тысячи, то на сегодняшний день их количество составляет уже 42 тысячи.
В связи с этим не трудно догадаться, что хотя сюжет в общей евангельско-христианской картине остается неизменным, но вот появившиеся детали, за последние две тысячи лет, порою весьма существенные, пестрят своим многообразием и противоречивостью. Отсюда и множество деноминаций, которые, естественно, претендуют на статус исключительности и праве рассказать об Иисусе и Его учении абсолютную истину, но по своему... Не является ли это следствием скопившейся пыли, грязи и копоти человеческих преданий и умозаключений со всем усердием и искренним рвением набросавших толстые слои лже-краски на ясный лик Господа.
Что, если бы мы смогли соскрести пыль и грязь веков для того, чтобы увидеть оригинал - настоящего Иисуса в Евангелии? Что, если бы позволили ожить тем пейзажам, для того чтобы увидеть Его вновь в родном контексте? Слова Иисуса не изменились бы, но наполнились новым смыслом, приняв свое первоначальное значение. Мы смогли бы увидеть Иисуса с новой ясностью, сконцентрировать внимание на не совсем четкий и потому чуждый и непонятный для нас фон окружающий Спасителя – мир кочевников и палестинских фермеров, царей и пастухов, раввинов и синагог...
Открывать для себя истину – дело не простое, а иногда даже опасное. Возможно, именно поэтому многие верующие предпочитают не рисковать; а вдруг окажется, что от тех верований и убеждений к которым привык и как-то уже сжился нужно будет отказаться? А что если от всего учения в котором родился, после того как откроется оригинальная истина, останется лишь одно имя?
Да нет, скажут многие, ведь не может ошибиться столько славного люда: Отцы Церкви, святые подвижники, известные евангелисты, авторитетные пастора и современные «апостолы и пророки»!? В конце-концов так верили мои родители, да и все родственники подвизались за дело Евангелия. Своими глазами мы видели чудеса, великие подвиги веры и много страданий за имя Христа (1Кор.13).
Ум человека удивительно изворотлив, а сердце лукаво. Люди, в принципе, не любят перемен; они их страшат. Сохранение «статус-кво» гораздо комфортнее; во всяком случае так кажется. Именно поэтому, наверно, народ не принимал весть библейских пророков:
- А пророк-то чего говорил?
– Да ничего нового. Голосил, что нужно остановиться, оглядеться и расспросить о каких-то путях Ветхих и так вот по ним и идти, и идти... .
- Не-е, не пойдем, ни в жизни. То не наш пророк. У нас нынче все новое; древнее прошло. Мы тут уже по-нашему, по-Новому веруем. Вот! (Иер. 6:16)
И все бы ничего, подумаешь; отвергли, отрубили голову или распилили очередого умника и нарушителя спокойствия.
Можно и так, конечно, но есть одна существенная деталь! Пророк тот был - Божий пророк, и истина была - Божья Истина!
Как-то до боли современно звучат эти слова пророка. Просто удивительно то, что в принципе, ничего не изменилось за тысячелетия: скорее наоборот, еще больше обострилось и обнажилось в своем лукавом упорстве.
Самые фатальные слова в Библии, как мне кажется, были произнесены Иисусом в контексте будущих событий связанных со Вторым Пришествием:
«Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;... А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке» (Мтф.7:21-26).
Некто сказал однажды: «Пожалуй, нет ничего хуже, чем добравшись до вершины высокой лестницы обнаружить, что вы не на той стене»2.
Грустно! И заканчивать статью на мажорном аккорде, как обычно принято, не ко времени. Остановитесь, оглянитесь, расспросите и двигайтесь, непременно двигайтесь вперед. Это, пожалуй, и есть Благая Весть!
Валерий Ручко,
Миннесота
1 Walking in the Dust of Rabbi Jesus: How the Jewish Words of Jesus Can Change Your Life. Lois Tverberg.
2 Pagan Christianity? Frank Viola & George Barna.
Изображение: Леонардо да Винчи. Тайная вечеря 1495-1498 годы. Фрагмент.