Первое письменное упоминание о Калуше датируется 1427 годом, а уже в конце XVI века здесь возникает еврейская община.
Иудеи были приглашены польским королем для развития добычи калийной соли и получили концессию на ее продажу. В 1765 году в городе насчитывалось 1100 евреев, которым принадлежали 62 больших и 73 малых дома, христианам — 64 и 194 дома соответственно.
Самой богатой считалась семья Меер, один из представителей которой был в начале XX века избран мэром Калуша. Хроники сохранили фамилии местных евреев, занимавшихся торговлей, пивоварением, имена владельцев отелей, магазинов и ресторанов, хозяев кирпичного завода, транспортного агентства и т.д. Кстати, местное пиво до сих пор разливают на пивоварне, основанной в 1870 году евреями Мюльштайном, Шпинделем и Вайсманом.
В 1825 году на средства гаона Якова Ашкенази Лобербаума завершилось строительство Большой синагоги, которая стала самым высоким каменным зданием города. С первой половины XIX века до начала Первой мировой войны евреи составляли более половины населения Калуша.
В конце XIX века началось бурное развитие еврейской общинной и социальной жизни — автор иврит-немецко-польского словаря Яков Фрост основал в Калуше школу с преподаванием на иврите, работали два театра на идише, пользовался успехом клезмерский оркестр Ицика Этингера, у общины был свой футбольный клуб, а в клубе ремесленников «Яд харуцим» в начале прошлого века даже ставили спектакли на украинском языке.
Все это было сметено Холокостом и тем ценнее усилия по изучению еврейского прошлого Калуша. Так, летом этого года группа студентов магистерской и слушателей сертификатной программ по иудаике Киево-Могилянской академии вместе с преподавателями приняли участие в эпиграфической экспедиции на местное еврейское кладбище (в прошлом году аналогичная экспедиция отправилась в Бережаны, — прим. ред.).
Ваш покорный слуга — коренной калушанин, будучи украинцем, мечтал о такой экспедиции много лет. С 1995 года, когда я оказался на открытии памятника жертвам Холокоста на еврейском кладбище, тему «еврейского Калуша» я ощущаю как близкую и почти личную. Так, в июле прошлого года я был рад оказаться среди организаторов выставки «Сакральное наследие еврейского народа» в местном краеведческом музее, где, в частности, были представлены документы, найденные в генизе еврея-калушанина Якова Кларейха. Осенью того же года удалось договориться с муниципальной властью о следующих шагах по сохранению еврейской истории города.
После тщательной подготовки в июле прошла эпиграфическая экспедиция, организованная Ваадом Украины и Украинской ассоциацией иудаики при активной поддержке мэрии и руководства Калушской гимназии им Д. Бахматюка. Участники описали примерно 500 еврейских надгробий, большинство из которых датируются первой половиной XIX — первой половиной XX века.
До Второй мировой Калуш не знал еврейских погромов, если не считать, конечно, бесчинств отступавших частей Российской армии в 1917 году. Тогда было сожжено 200 еврейских домов, разрушена Большая синагога, зафиксированы убийства и изнасилования.
Между тем в польский период еврейская жизнь восстановилась, в центре еврейского квартала действовали семь синагог, два бейт-мидраша и талмуд-тора. Вплоть до Холокоста 6000 евреев составляли примерно треть населения города.
После прихода Советов в 1939-м все религиозные, культурные и политические еврейские объединения были ликвидированы, некоторые семьи выслали в Сибирь.
2 июля 1941 года в город вошли венгерские части, которых вскоре сменили нацисты. В Калуше было создано первое гетто, просуществовавшее всего три месяца, после чего все его обитатели были расстреляны. Второе гетто было значительно крупнее — кроме калушан, немцы согнали сюда евреев из окрестных местечек. Часть из 7000 несчастных были расстреляны на еврейском кладбище, другие — в лесу за городом, остальных вывезли в Белжец. Холокост пережили 17 человек.
Сегодня, по словам председателя общины, в городе живут четыре еврейских семьи, хотя в центре сохранилась преимущественно еврейская застройка, в том числе здание кагала, где сегодня расположен Калушский краеведческий музей, уцелело и здание миквы.
Что касается кладбища, то в 1990-е годы при помощи местных предпринимателей и иностранных меценатов здесь был установлен памятник жертвам Холокоста и ограждение, ряд элементов которого к настоящему времени уничтожены. Некрополь, хотя и не входит в число крупнейших в Украине, насчитывает около 1200 мацев, среди них надгробия XVII века.
К сожалению, будучи заброшенным, кладбище часто служит пристанищем для бездомных и алкоголиков. Город не закрывает на это глаза, время от времени по инициативе муниципальных властей коммунальные предприятия, волонтеры и старшеклассники местной гимназии приводят в порядок территорию, косят траву, срезают кусты, убирают мусор. Заинтересованность в сохранении еврейского наследия проявилась и в содействии эпиграфической экспедиции Ваада Украины и программам по иудаике Киево-Могилянской академии.
Результатом экспедиции станет каталог надгробий еврейского кладбища, который поможет восстановить ряд страниц еврейского прошлого города.
Виталий Обревко,
Член Украинской ассоциации иудаики