Итак, Лаодикийское состояние Церкви выглядит удручающим, но не безнадежным. Несмотря ни на что, лаодикийцы еще имеют надежду.
Отвечая на это, Иисус дает совет:
Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Откр 3:18
Сегодня люди привыкли игнорировать запреты, а о советах речь уже давно не идет. Тем не менее в библейском контексте совет не всегда является чем-то вроде легковесного пожелания. Один из самых значительных по своему влиянию советов был дан Моисею его тестем, когда тот увидел, что Моисей не успевает один судить народ:
… итак послушай слов моих; я дам тебе совет, и будет Бог с тобою: будь ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела его… Исх. 18:19
В Септуагинте (Древнем Греческом переводе Священного Писания) ивритское слово אִיעָ֣צְךָ֔ переведено греческим συμβουλεύσω (ср. συμβουλεύω из Откр).
В Писании есть еще одно упоминание очень важного совета или даже регулярно даваемых советов,
Советы же Ахитофела, которые он давал, в то время считались, как если бы кто спрашивал наставления у Бога. Таков был всякий совет Ахитофела как для Давида, так и для Авессалома. 2 Сам 16:23
Для нас очень важным является тот факт, что как в первом, так и во втором случае мы имеем дело с чем-то большим чем обычные советы друзей. В обоих случаях советы, которые получают люди, воспринимаются скорее, как настойчивые требования, облеченные в восточную мудрость. Это сродни тому как наш друг семьи, будучи очень вежливым человеком, когда настаивает на чем-то, говорит “no pressure, but…” Следование этим советам воспринималось как жизненно необходимое действие, вот почему библейский автор говорит «в то время [эти советы] считались, как если бы кто спрашивал наставления у Бога».
Иисус говорит:
Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною. Откр 3:18-20
Литературная структура процитированного отрывка на мой взгляд достаточно ясно указывает на то, что призыв купить золото, одежду и глазную мазь предполагает покаяние и оставление прежнего образа мышления и жизни. Купцы приобретали золото в обмен на товар. Какой товар может предложить лаодикиец, который (или которая) ничего не имеет? Полагаю, что золото можно получить в обмен за свою волю. Лаодикийцы до предела упрямы. Но как это ни парадоксально, это самое упрямство хочет купить Мессия. И, на мой взгляд, это упрямство является причиной того, что дверь сердца наглухо заперта. Покаяние –это отказ от упрямого следования прежнему греховному образу жизни, и результатом этого покаяния является ужин с Мессией.
Как выглядит ужин с Мессией?
Ответ на этот вопрос является целью нашего исследования. И для того чтобы ответить правильно, необходимо рассмотреть два диалога, состоявшихся между Иисусом и женщинами: диалог с Самарянкой и диалог с Марфой.
Иисус и Самарянка
Данный эпизод описан в Евангелии от Иоанна 4:4-42.
Самарянская женщина, которая была замужем множество раз, придя к колодцу, столкнулась с необычной просьбой незнакомца дать ему воды. В результате завязавшегося диалога она получила откровение о мессианстве Иисуса. Пришедшие ученики, которые ходили в город купить пищи, на предложение: «Равви! Ешь» услышали странные слова: «у Меня есть пища, которой вы не знаете» (31-32 тексты). Их реакция: «разве кто принес Ему есть?» (текст 33) говорит о том, что слова Иисуса были поняты как «Я сыт». Ученики подумали, что кто-то накормил Иисуса, и они были, в общем, правы. Иисус чем-то насытился. Чем? Он сам отвечает: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (текст 34) и далее следует наставление о жатве.
Иисус, совершая волю Пославшего, и увидев, что Самарянка перешла из категории грешников в категорию учеников заявил о том, что это больше хлеба. Самарянка накормила Иисуса тем, что приняла наставление, покаялась и повиновалась.
Иисус и Марфа
Этот диалог записан у Луки в 10 главе.
Он является почти гротескным, потому что в предыдущем эпизоде находится наставление о милосердном Самарянине, который проявил человеколюбие не на словах, а в конкретных действиях. Поэтому читатель в праве ожидать от Иисуса похвалы Марфе, которая подобно милосердному Самарянину трудится, стараясь угодить гостю. И ее реакция на кажущееся безделье Марии весьма предсказуема: «или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне» (стих 40). Иисус же вместо того чтобы сказать: «Мария, помоги сестре, а потом мы договорим» говорит: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (41-42). Лука по какой-то причине не передает содержание речи Иисуса, которую слушает Мария, тем не менее она охарактеризована в тексте как «благая часть».
Для Иисуса сказать нечто Марии было важнее чем поесть, поэтому Иисус говорит: «одно только нужно». Кому нужно? Я полагаю и Марии и Иисусу. Марии нужно прощение грехов. Иисусу нужно творить волю Пославшего, говоря о покаянии. И это было настолько важным, что Иисус фактически отказался от угощения или, возможно, как и в случае с Самарянкой, почувствовал себя сытым: «одно только нужно». Одно – это слушание, слышание и повиновение словам Иисуса. Это покаяние и свидетельство.
Ужин с Мессией в Откровении
Я думаю, что учитывая то, что Иисус неоднократно выбирал проповедь когда выбор был между едой и проповедью, ужин с Иисусом из книги Откровения – это ничто иное как слушание слов Иисуса и следование им подобно тому как делали Самарянская женщина и Мария.
Выход из тяжелого Лаодикийского состояния возможен только один – покаяние и следование библейскому учению.
Цена этого несравненно высока. Человек, принявший такое решение может лишиться друзей, части дохода и привычного образа жизни. У вас могут открыться глаза, которые покажут, что вы работаете не там, где угодно Богу, живете не так, как угодно Богу, смотрите по телевизору не то, что угодно Богу, одеваетесь не так, как угодно Богу, тратите деньги не так, как угодно Богу, едите не то, что угодно Богу, но самое главное – верите не в то, что угодно Богу.
Лаодикия построена вокруг самоугождения, богатства и отсутствия нужды, но достижение этих так страстно желаемых идолов приводит не к счастью, а порочно-теплому состоянию. Сегодня как никогда раньше ужин с Иисусом является жизненно необходимым для христиан, но только единицы по-настоящему готовы за этот ужин заплатить.
Практика
После прочтения данной статьи есть два возможных действия.
Первое – закрыть браузер и в зависимости от настроения либо поругать автора за бестактность-фанатизм-мракобесие-недалекость-некомпетентность-нужное-подчеркнуть, либо молча забыть все побыстрее.
Второе – серьезно задуматься о текущем положении вещей и что-то изменить. Очень часто реакцией на такое положение вещей является протест и попытка переделать систему. Однако же одному человеку вряд ли под силу выполнить такой масштабный проект, это скорее похоже на амбициозные планы термита перепроектировать термитник. Тем не менее каждому под силу с Божьей помощью переделать себя. Мне очень часто в последнее время встречаются так называемые христиане, включая пасторов, у которых нет времени ни на утреннюю, ни на вечернюю молитву, настолько они заняты текущими делами. Парадоксально, есть раввины, не верящие в Бога и не молящиеся Ему. Но что очень важно, изменения начинаются именно утром, во время регулярного чтения, общения с Богом и пунктуального выполнения Его воли.
Интересно то, что основные идеи настоящей статьи так или иначе перефразированы в фильме «Изменяющий Время». Если вы его не смотрели, поищите в интернете, очень полезная картина, а если уже смотрели – пересмотрите еще раз в свете всего сказанного выше.
Мой профиль на facebook.com/daniel.m.gordan – добро пожаловать!