«Сие надлежало делать…»

Виталий Олийник
Просмотров: 5326

Знающий Библию читатель, бросив беглый взгляд на заглавие статьи, уже понял, о чем пойдет речь. В заглавии использована цитата из учения Иисуса Христа, которая в Синодальном переводе Библии выглядит так: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Евангелие от Матфея 23:23; см. также Евангелие от Луки 11:42).

Что означают эти слова Иисуса Христа? На что они ссылаются? Чему учат? Как применимы сегодня?

Для начала определим место процитированных слов в учении Спасителя. Нам нужно найти начало и конец Его речи, чтобы разместить изучаемое высказывание в надлежащий контекст. Несложный анализ показывает, что начало речи приходится на начало 23-й главы: «Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал» (1,2 ст.). Конец речи Учителя совпадает с концом 23-й главы: «Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне! И выйдя, Иисус шел от храма» (23:39 – 24:1).

В свою очередь эта речь Иисуса является завершением Его учения на территории храмового комплекса в Иерусалиме. Как уже было показано, произнеся последние слова Иисус ушел от храма (24:1). А в последний раз перед этим перемещение Иисуса в пространстве описано так: «И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?» (Евангелие от Матфея 21:23). Итак, изучаемые в этой статье слова были произнесены Иисусом на храмовой горе.

К кому были обращены эти слова? «Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи» (Евангелие от Матфея 23:1,2). Несмотря на то, что речь идет о книжниках и фарисеях, Иисус учит народ и Своих учеников! Есть немало источников, авторы которых силятся утверждать, что изучаемые слова Иисуса обращены исключительно к фарисеям, и более ни к кому не относятся. Я не берусь судить, является ли тому причиной безграмотность, выражающаяся в незнании базовых правил работы с контекстом, либо осознанная уловка, преследующая цель урезать учение Христа; для меня же важно принимать полноту учения Спасителя.

Далее, какова главная тема этой речи Иисуса? «Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» (Евангелие от Матфея 23:1-4). Христос дает оценку книжникам и фарисеям. Эта оценка касается того, чему они учат, и того, как они живут.

Фраза «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи» отражает ряд реалий. Прежде всего, интересно отметить звучание термина «седалище» в оригинале; это слово καθέδρα, откуда происходит русское «кафедра». Мидраш Раба говорит: «Для него [Моисея] была сделана кафедра подобная тем, что ипользуется адвокатами, в которых сидящий человек выглядит так, будто он стоит» (Исход Рабба 43:4). Еще один документ, Песикта диРав Кагана 1:7, упоминает о троне Моисея, а комментаторы английского издания добавляют: «Специальное место в синагоге, на котором сидели начальники, метафорически называлось "троном Моисея" или "троном Торы", что символизировало преемственность учителей Торы в течении веков» (цитируется по комментарию Стерна).

Иисус Христос, таким образом, ссылается на роль книжников и фарисеев в истолковании и применении заповедей Торы, данной через Моисея. Далее в Своей речи Иисус разбирает ряд мнений, которых держались законоучителя, а также то, как они себя ведут. В чем-то Учитель соглашается с ними – «все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте» (Евангелие от Матфея 23:3), с чем-то категорически нет, называя их слепыми вождями (16,24 ст.) и предостерегая народ и Своих учеников от неправильного понимания и исполнения Торы.

Одним из таких моментов является вопрос десятины: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Евангелие от Матфея 23:23).

Решим главный вопрос: как Иисус Христос оценивал отношение книжников и фарисеев к десятине? Правильно ли они поступали в этом вопросе? Библейский ответ ясен: «сие надлежало делать»! Иисус Христос здесь соглашается с законоучителями! К сожалению, читатели Синодального перевода в случае с этой фразой лишены всей силы слов Учителя. Дело в том, что слово «надлежало» в оригинале используется не в прошедшем, а в настоящем времени! В греческом фраза выглядит так: ταῦτα δὲ ἔδει ποιῆσαι (таута дэ эдэй пойэсай) – «это же следует делать». Современный перевод Российского Библейского Общества передает слова Иисуса корректно: «А делать надо это, и о другом не забывая!». Подобным же образом выглядит перевод параллельного высказывания в Евангелии от Луки в переводе Стерна: «Вы обязаны исполнять это, не забывая при том и остального!» (11:42).

Слово ἔδει (эдэй) – надлежит – имеет силу предписания. Оно передает идею обязанности, долга: «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Евангелие от Луки 24:26); «Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса» (Деяния Апостолов 1:16) и т.д. Это слово описывает Божью волю, то, что следует исполнять.

Итак, обращаясь к народу и ученикам, Иисуса Христос говорит: в отношении десятины следует поступать так, как это делают фарисеи!

Но – скажут некоторые – эти слова Иисус произнес еще до заключения Нового Завета, поэтому они к христианам не относятся! Серьезно?! А Нагорная проповедь тоже к христианам не относится? А слова Спасителя в Верхней Горнице? Ведь все это было произнесено еще в эпоху ветхого завета, до заклания Агнца Божия! Фактически, Евангелия практически не содержат учения Иисуса Христа в эпоху нового завета! У нас есть лишь несколько кратких фрагментов, описывающих слова Христа после воскресения: Евангелие от Матфея 28:10,18-20; Евангелие от Марка 16:14-18; Евангелие от Луки 24:17,19,25-27,36-50; Евангелие от Иоанна 20:15-17,19-23,26-29; 21:5,6,10-22; Деяния Апостолов 1:4-8. Если кто-то полагает, что к христианам относятся лишь слова Христа, сказанные в эпоху нового завета, Священное Писание таковых весьма скудно!

На самом же деле христиане – это те, кто исполняет ВСЕ слова Иисуса Христа: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Евангелие от Матфея 28:19,20). Нам следует соблюдать ВСЕ, что повелел Иисус! Это включает в себя и Его слова о десятине. Это «надлежит делать»!

Как же именно следует отделять десятину? Как фарисеи, учение и практику которых (в отношении десятины) одобрил Иисус, исполняли эту часть Божьей воли? Христос говорит: «даете десятину с мяты, аниса и тмина» (Евангелие от Матфея 23:23); в параллельном отрывке «даете десятину с мяты, руты и всяких овощей» (Евангелие от Луки 11:42).

Существует мнение, что десятина отделялась лишь с урожая. В словах Иисуса в действительности упомянута лишь растительность – в этом эпизоде. Однако это не единственное высказывание Спасителя о практике десятины у фарисеев. В другом отрывке указано следующее: «даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Евангелие от Луки 18:12). Фарисеи давали десятину из ВСЕГО, не только из растительности! Слово «приобретаю» является переводом греческого κτάομαι (ктаомай) и переводится так: «даю десятину от всего, что получаю» (перевод Живой поток), «отдаю десятину со всего дохода» (перевод Стерна).

В этом отношении фарисеи были верны Торе. Авраам отдал «десятую часть из всего» (Бытие 14:20), в том эпизоде «из лучших добыч своих» (Послание  Евреям 7:4) – отнюдь не растительности; так же поступил и Иаков: «из всего, что Ты,  [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Бытие 28:22). Непосредственно в форме заповеди это положение выражено так: «а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля» (Числа. 18:21) – именно ИЗ ВСЕГО – включая, естественно, урожай растительности и приплод животных (Лев. 27:30,32).

Что же Иисус подчеркивает Своими словами о возвращении десятины с «мяты, аниса и тмина»? Согласно комментарию Российского Библейского Общества, речь идет о «сверхщепетильности фарисеев» в вопросе отделения десятины. Именно так, согласно словам Иисуса, следует поступать Его слушателям: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте» (Евангелие от Матфея 23:3). Коль скоро десятина есть «святыня Господня» (Левит 27:30), такое отношение более чем оправдано!

Вместе с тем важно не упустить и слова Иисуса, определяющие статус десятины. В исследуемом высказывании есть фраза «важнейшее в законе» (Евангелие от Матфея 23:23). Она описывает «суд, милость и веру» («правосудие и милосердие и верность» (перевод Кулакова)) в сравнении с десятиной. Десятину ни в коем случае нельзя возводить в ранг «важнейшего» (дословно в оригинале «более тяжелого») в духовном опыте! Более того, Спаситель в помощь нам оставил и меткое сравнение: «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» (Евангелие от Матфея 23:24). Верблюд явно тяжелее комара! К сожалению, в некоторых общинах о десятине говорится больше, чем о чем-либо. Это неправильно. Всему должно быть свое место.

 

 

Виталий Олийник,

Центр духовного просвещения.