«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Mатф.25:13) В этой серии статей мы исследуем евангельские притчи в их истинном историко-культурном контексте — в контексте иудаизма I в. до н. э.-I в. н. э. В этот период времени в Израиле существовала уникальная система образования:
раввин непосредственно обучал своих учеников лицом к лицу, что подтверждают раввинистические документы. В них часто встречается выражение «Он сел перед раввином таким-то», что означало, что этот человек стал учеником какого-то раввина. Подобным образом поступал и рабби Иисус, обучая учеников в Своей школе «Царство Небесное» и преподавая им вечные истины.
Притча о десяти девах
В этой статье мы рассмотрим притчу, которая касается Второго пришествия Иисуса, а также назначения даты этого события. В последнее время все чаще слышны заявления об установлении даты Второго пришествия. Библия однозначно говорит: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Mр.13:32), однако притча о десяти девах поможет нам взглянуть на этот вопрос в ином ракурсе.
В 25-й главе Евангелия от Матфея содержится ряд притч, которые говорят о Втором пришествии и пересекаются с понятием «Царство Небесное». В предыдущих статьях мы исследовали 13-ю главу Евангелия от Матфея, где притчи рассказывают о Царстве Небесном, а Иисус объясняет это понятие.
Обратимся к притче о девах: «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Матф.25:1-13).
Трудности истолкования. Символ елея
Следует отметить, что эта притча является одной из самых сложных для понимания прежде всего из-за того, что в Библии нет подробного описания традиционного процесса бракосочетания. Вот почему у читателей возникает искушение, найдя то или иное слово из притчи в другом библейском отрывке, автоматически использовать его при истолковании исследуемого текста. Однако, несмотря на то, что Библия действительно объясняет саму себя, и непонятные слова и выражения из одного текста могут быть объяснены в другом отрывке, этот принцип следует применять разумно. В частности, при истолковании евангельских притч без учёта контекста самой притчи такая автоматическая постановка может привести к неверному результату.
Проиллюстрируем проблему на примере использования слова «масло», которого, как повествует исследуемая притча, не хватило неразумным девам. И они, пойдя его искать на рынке посреди ночи, не попали на брачный пир. Об оливковом масле (в Русской Синодальной Библии часто используется архаичное слово «елей») пишется в книге пророка Захарии, который видел ряд видений относительно первосвященника Иегошуа. В Синодальном переводе его имя звучит как «Иисус», однако речь идет не об Иисусе Христе, а о первосвященнике Иегошуа, который служил в Иерусалимском Храме после Вавилонского пленения в 515 г. до н. э.
В это время пророк Захария наставлял и вдохновлял Иегошуа пророческими откровениями от Бога. В частности, в 4-й главе говорится: «И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его. И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его» (Зах.4:1,2).
Менора — семисвечник, один из элементов Святилища, возведенного в пустыне, а после — в построенном царем Соломоном Храме. Она была выкована цельной из золота и состояла из центрального ствола с основанием и шести отходящих от ствола ветвей (по три справа и слева). В Скинии она находилась в первом отделении, в Святом. Первосвященник зажигал менору в сумерки и очищал ее чашечки утром, она горела всю ночь.
Далее пророк пишет: «И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой? И Ангел, говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это? И сказал я: не знаю, господин мой. Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Зах.4:4-6). Согласно книге Исход семисвечник должен был гореть постоянно, что символизировало постоянное присутствие в Храме Святого Духа.
Елей — оливковое масло, которое в Древнем Израиле применялось при помазании первосвященников и царей.
То, что оливковое масло (елей) может символизировать Святого Духа, видно и в ряде библейских текстов. Например, в Псалме 44 записано: «Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс.44:7,8). А в параллельном тексте из книги пророка Исаии говорится: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы» (Ис.61:1). Таким образом, мы видим, что пророк однозначно говорит о Святом Духе.
Именно поэтому в Послании к евреям апостол цитирует Псалом 44, чтобы подтвердить, что Иешуа (Иисус) является Машиахом (Мессией), то есть помазанником, фактичекски помазанным Богом, а не просто ангелом. Таким образом, символы помазания и елея как Святого Духа напрямую связаны с Иисусом и Его миссией в этом мире.
Мессия — от древнееврейского «машиах», буквально «помазанник». Это слово первоначально было прилагательным, означавшим «помазанный [елеем]». Титул «помазанный» применялся в Библии по отношению к царям и первосвященникам. Акт помазания символизировал избрание человека для совершения важных общественных функций.
Однако что получится, если мы применим этот символизм к притче о девах, ожидающих жениха? Если мы подставим значение слова «масло» из книги пророка Захарии 4:1-2 в Евангелие от Матфея 25:3, получится, что у неразумных дев не было Святого Духа. И если бы в светильниках этих дев вообще не было масла, то можно было бы заключить, что в сердцах у разумных дев был Святой Дух, а у неразумных — нет.
Однако ситуация здесь оказывается сложнее. В 8-м и 9-м текстах сказано: «Неразумные сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». Выходит, что у неразумных дев какое-то количество масла в светильниках все-таки было, иначе они бы не горели вообще. А разумные девы не поделились с неразумными, чтобы не возникло недостатка. Как может возникнуть недостаток Святого Духа? Можно ли Святым Духом делиться, переливая Его из одного сосуда в другой?
Писание однозначно свидетельствует о том, что Святой Дух — это Бог (Деян.5:3-4; 1Кор.3:16-17). И если масло символизирует именно Его, то у читателя возникает теологическая проблема: Бога, Духа Святого, невозможно измерить, подобно маслу. Поэтому при истолковании этой притчи никоим образом нельзя переходить к аллегориям, иначе возникнет опасность превратить Святого Духа в нечто, измеряемое в единицах объема.
Вот почему для правильного понимания любой притчи, а тем более этой, важно правильно определить её тип. И в данном случае это легко, так как притча начинается словами «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам…». Мы узнали в предыдущих статьях, что наличие слова «подобно» однозначно указывает на то, что притча о девах относится к типу притч-иллюстраций. А потому в притчах такого типа нет символики. Для того чтобы понять эту притчу, необходимо разобраться в том, что и как она иллюстрирует.
Александр Болотников,
Директор Научно-исследовательского Центра "Шалом",
Доктор богословия
Изображение: The Parable of the Wise and Foolish Virgins (1822) by William Blake, Tate Gallery.