Кукиль

Елена Суховарова
Просмотров: 1241

Выбирание плевелов из пшеницы на поле возле Бет-Эля (прибл. 1900 год)Когда-то на глаза попалась старинная народная украинская песня, повествовавшая о взаимоотношениях молодого казака и бедной юной девушки.

В песне девушка сетовала что период их, с молодым казаком, свиданий затянулся, и спрашивала когда же будет свадьба, а юноша, оказывается, имевший совсем другие цели, отвечал, что вот если б она была «богатенькой, то он немедля отвёл бы ее к папеньке», а так как приданого нет, то счастью не быть. На что уязвлённая девушка довольно прямо отвечала, что «если бы она была богатенькой, то «начихала» (из песни слова не выкинешь) она бы не только на вышеупомянутого казака, но и на его «папеньку» также.

Между молодыми людьми завязывается словесная перепалка, в ходе которой казак, убежденный что у бедной невесты никаких перспектив нет, сообщает ей что скорее на утоптанной дороге расцветет рута, чем она, в ее бедственном состоянии, выйдет замуж, на это, острая на язык, оскорбленная в своих чувствах девушка, отвечает, что тогда «скорее на мельничном жернове прорастет «кукиль», чем казак женится». На том они и расстаются. Песня заканчивается не оптимистично для корыстного юноши: девушка выходит замуж, а он со своими матримониальными расчетами остаётся до старости одиноким.

В ходе перипетий выяснения отношений молодых людей, внимание привлёк упомянутый «кукиль», который никак не должен был прорасти на каменном мельничном жернове. Значение слова было незнакомо, но совершенно очевидно, что речь шла о некоем общеизвестном растении, так как оно упоминалось в народной песне как нечто само собой разумеющееся, и по-видимому, у слушателей того времени вопросов не вызывало. Захотелось узнать поподробнее, о чем шла речь и любопытство привело к неожиданным выводам.

Выяснилось, что растение «кукиль» или «куколь» (народное украинское название, в русском языке аналогичное название у других растений), встречается в Библейских повествованиях, в частности в текстах Евангелия от Матфея. Научное название «Пле́вел опьяня́ющий» - (лат. Lólium temuléntum), другие названия - «ложная», «неправдивая», также «выродившаяся пшеница» упоминается в тексте Евангелия от Матфея, 13 глава, 24-30, в притче о сеятеле.

Злостный сорняк, сейчас меньше встречающийся, но во времена Иисуса нередко поражавший посевы пшеницы, ржи и прочих злаковых культур, и в избытке произраставший на территории Израиля.

«… Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?

Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?

Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,

оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.»

Растение хорошо было знакомо в повседневной жизни поскольку имело прямое отношение к важной сельскохозяйственной сфере страны, выращиванию пшеницы и других злаковых.

«Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел», - ситуация, описываемая в притче была нередкой, об этом можно судить по законам существовавшим в римском законодательстве. Умышленное заражение полей ядовитыми сорняками, губящими урожай, считалось преступлением, древнеримские законы предусматривали суровое покарание за такое действие: сеющий из мести плевел на чужих полях, совершал злодеяние.

В 533 году н.э. римский император Юстиниан опубликовал Дигесты - свод римского права из сочинений классических юристов (приблизительно 100-250 годы н.э.). В этом труде один из юристов, Ульпиан, упоминает дело, которое рассматривал государственный деятель Цельс (Дигесты, 9.2.27.14). На чужом поле были посеяны сорняки, и таким образом урожай был уничтожен. В Дигестах отмечается, что в этом случае фермер мог законным образом получить возмещение от злоумышленника за нанесенные убытки. Тот факт, что законодательством были предусмотрены меры по таким преступлениям, показывает, что случаи имели место, и ситуация, описываемая Иисусом в притче у Матфея была целиком реальной.

Римский закон не случайно так сурово относился к заражению полей плевелами. «Кукиль» или «плевелы» обладает рядом интересных характеристик.

Оказывается пресловутый «кукиль» не просто безобидный сорняк. Он относится к разряду сильноядовитых растений, единственное злаковое растение, обладающее отравляющими свойствами, и в зависимости от степени концентрации яда, способен убить крупное животное, например лошадь; хлеб, содержавший муку с примесью муки из плевелов становился непригодным для употребления.

Городским жителям, не очень близко знакомым с сельскохозяйственной жизнью, при чтении притчи о плевелах понятно, что речь идёт о сорной траве, нежелательной в готовом урожае. Проводя аналогии с духовной жизнью, также понятно, что плевелы относятся к той соломе, которая будет сожжена в день судный, на этом, пожалуй, и все. Но для людей, живущих во времена написания Евангелий, поскольку древний Израиль был аграрной страной, тонкости выращивания злаковых большинству были знакомы не понаслышке, и смысл притчи приобретал другой оттенок.

В зерновках плевела опьяняющего постоянно присутствует гриб Stromatinia temulenta, который вырабатывает алкалоид темулин — вещество, способное вызвать серьёзное отравление у людей и некоторых домашних животных, при котором летальный исход очень частый результат поражения. В соединении с пшеничной мукой помол плевелов приводит к интоксикации, по симптомам очень похожей на состояние опьянения, что также отображается в латинском научном названии «temulentus», что означает «пьяный». По старой традиции, растение в небольших дозах добавляли в солодовые напитки. У отравившихся наблюдаются все симптомы опьянения - замедленная речь, неспособность ходить, сонливость, головокружение. Сила яда такова, что к смертельному отравлению лошади приводят всего 7 граммов семян плевела (примерно 200 зерен). В случаях острого отравления куколем очень быстро развиваются симптомы поражения центральной нервной системы: помрачение или потеря сознания, судороги, паралич, уменьшение чувствительности, падение температуры тела, нарушения опорно-двигательного аппарата, состояние сна, при котором у лошадей наблюдается отсутствие реакции на внешние раздражители, отсутствие реакции на болевые раздражители.

К расстройствам общего состояния добавляются нарушения сердечной деятельности (ослабление пульса), учащение дыхания, нарушение зрения вплоть до полной слепоты, беременные животные абортируют.

Имея полную картину об упоминаемом растении, становится яснее смысл передаваемой Христом идеи в притче о сеятеле. Плевелы – не просто лишняя трава, которая нежелательна в пшенице, например, может испортить вкус будущего хлеба, она смертельно опасна.

Также «кукиль-плевелы» оказывается обладает ещё одним отрицательным качеством, так сказать растение «с подвохом», на ранних стадиях роста плевелы совершенно неотличимы от пшеницы, молодые побеги того и другого растений имеют почти 100% схожесть. И только в стадии созревания, когда формируется плод - зерно, становится очевиден самозванец. Зерна плевела черного цвета, в отличие от более светлых, коричневых зерен пшеницы. Весь долгий период роста смертоносное растение невозможно опознать и удалить из посева. Из-за поразительной схожести плевел и получил одно из своих названий - «ложная пшеница».

В сельскохозяйственных работах древнего Израиля существовал специальный период для работников, когда в созревающей пшенице шли выбирать «кукиль-плевелы», пшеница уже имела колос, плевелы были видны и можно было выбрать эту смертельно опасную траву, чем кропотливо и занимались перед жатвой работники на полях.

В притче Евангелия от Матфея ангелы предлагают Богу, как сеятелю, свою помощь, прийти на поля с только что взошедшим урожаем, и убрать «чуждые» растения, на что получают ответ о необходимости ожидания, до достижения периода созревания плода, в духовной параллели - плода, приносимого каждым из нас в процессе жизни, времени получения окончательного результата.

Сравнение с ядовитым плевелом не случайно, в Евангелии от Луки Библия пишет о человеке, душа которого уподоблена дому, быв очищенной, не была до конца отдана Богу и там поселяется нечистый дух.

«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого» Лука 11:22-26. Писание исключает нейтральное духовное положение, если человек не хочет принадлежать Богу, он будет подчинен другой силе, которая так или иначе будет проявлять свое отравляющее действие.

Опасность положения «плевела» также в том, что ни сам человек, ни окружающие, могут не догадываться о его проблемном духовном состоянии. Сходство с «пшеницей» настолько велико, что внешне религиозно благополучный человек, может не только окружающим казаться вполне соответствующим, но и сам не подозревать о проблеме. И только внутренние разрушительные процессы в душе будут постепенно углублять пропасть между истинным и кажущимся. Находясь в этом состоянии долгое время, человек может успеть нанести вред не только себе, но и отравить греховным влиянием, увлечь на ошибочные пути, других.

Изучение деталей текста Писания, дополнительное понимание бытовых особенностей жизни древнего Израиля, какое именно растение, с какими характеристиками, подразумевает Иисус в притче о сеятеле в Евангелии от Матфея, 13 главы, может помочь точнее определить опасность, отойти от вредоносного влияния находящихся в уклоняющемся состоянии, или вовремя определить шаткость собственного положения и избежать ошибок, поняв глубину ответственности выбора на жизненном пути чтобы иметь не отравляющее влияние, а «стать живительным запахом на жизнь».

Елена Суховарова