Почему Иисус требует соблюдать все «иоты» и «черты» Закона?

Александр Болотников
Просмотров: 4887

Очень часто традиционный еврейский подход к Торе путают с христианским легализмом. Тем не менее, христианский легализм — это способ заслужить спасение через послушание и добрые дела, тогда как для евреев законы Торы — это не дела, которые ведут на небеса, но скорее, жизненный путь.

В повседневной жизни мы должны принимать решения относительно того, что правильно, а что нет. Это называется этикой.Например, возьмем простую заповедь Декалога «Не укради». Хотя все в нашем обществе согласны с тем, что воровство — это плохо, мы можем расходиться во мнениях относительно того, какие действия могут его представлять. Тора приводит несколько примеров того, что в те дни означало воровство. Например, закон, записанный в Исход 22:2, устанавливает наказание за кражу чьего-либо скота. Хотя ситуация, описанная в Исх. 22, кажется очевидной, Левит 6:1-6 приводит случай, когда кто-то лжет своему соседу относительно имущества, которое было передано ему на хранение. Из контекста ясно, что целью такой лжи является желание завладеть этим имуществом, что представляет собой воровство. Таким образом, различные законы во всей Торе, а также некоторые высказывания пророков касаются прецедентов, которые проясняют принципы, изложенные в Декалоге.

В наши дни и в нашем обществе мы делаем то же самое. Хотя все понимают, что кража или угон автомобиля — это воровство, в раздевалках магазинов объясняют некоторым покупателям, что кража в магазине — это тоже воровство. Государство объясняет налогоплательщикам, что предоставление ложной информации в их налоговых декларациях, скрывающей их настоящий доход, также является воровством. Другими словами, согласно американским законам и нормам нашего общества, термин «воровство» включает в себя широкий спектр различных действий. С другой стороны, в обществе идут споры относительно некоторых действий с точки зрения того, является ли воровство конкретным действием, например, трудоустройством с использованием поддельного удостоверения личности или номера социального страхования. Консервативные СМИ характеризуют это как преступление, связанное с воровством, тогда как их оппоненты так не считают.

В то время как разные люди занимают разные стороны в дебатах в зависимости от их политических убеждений, существует общий метод создания этических норм, которые можно соблюдать на основе следующего примера. Этот метод можно назвать «связывание и ослабление». «Связывание» является более строгой интерпретацией заповеди, тогда как «ослабление» — наоборот. В случае предъявления поддельного удостоверения личности те, кто считают, что использование его для трудоустройства представляет собой воровство, «связывают» заповедь «не укради», квалифицируя эти действия как воровство.

С первых веков нашей эры раввины занимались разработкой этических принципов. Это было целью дискуссий о законе, записанных в Мишне во II веке н. э., и продолжалось во время формирования Талмуда с III по VII века н. э. Мишна представляет собой кодифицированную (записанную) фарисейскую правовую традицию, существовавшую в I веке во времена Иисуса. Фарисеи были озабочены тем, как выполнять заповеди, записанные в Торе.

Например, четвертая заповедь Декалога, относительно субботнего дня, гласит: «…а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела (ивр. — «мелаха»)» (Исход 20:10). Тора и пророки приводят несколько примеров действий, которые нарушают субботу. В Исход 16:23 говорится: «…завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите [сегодня], а что останется, отложите и сберегите до утра». Это означает, что приготовление пищи в шаббат нарушает заповедь. Кроме того, в Исход 35:3 говорится: «…не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы». Хотя эти два утверждения в Торе описывают примеры того, что составляет работу — мелаху в субботу, Писание не дает исчерпывающего списка действий, запрещенных в шаббат. Тем не менее, пророк Иеремия предостерегал жителей Иерусалима по поводу разгрузки караванов и ношения товаров через городские ворота по субботам, а Неемия критиковал своих соотечественников за покупку еды в день Господень.

Эти примеры в Библии демонстрируют, что заповедь об отдыхе в субботний день представляет собой очень сложный и запутанный комплекс вопросов, с которыми еврейский народ должен был сталкиваться еженедельно, и что создавало традиции. И хотя слово «традиция» может звучать плохо и не по-библейски, отсутствие этической традиции в этом случае приводит к большим проблемам.

В Х веке н. э. от основного течения иудаизма откололась одна группа. Они называли себя караимами, поклялись отвергать любую раввинистическую традицию и следовать букве Торы. Их понимание слов «не делай никакого дела» было довольно упрощенным. Перед заходом солнца в пятницу у караимов проходило служение, затем они спешили домой из своих синагог. Дома они ложились в постель и проводили там 24 часа до захода солнца в субботу вечером.

Ключевым вопросом, который интересовал раввинов в отношении субботы, было то, что представляет собой работу (мелаху). Они ответили на этот вопрос, перечислив 39 видов основных работ, которые запрещены в шаббат. Эти виды работ были взяты из 25-31-й глав книги Исход как те, что совершали во время строительства Святилища. И поскольку 31-я глава книги Исход заканчивается словами «субботы Мои соблюдайте» (ст. 13), раввины пришли к выводу, что это утверждение указывает на тот факт, что даже строительство жилища для Самого Бога было запрещено в субботу.

В иудаизме развитие этической традиции — это динамичный процесс, который продолжается на протяжении веков. Но, в отличие от некоторых христианских конфессий, где церковная традиция рассматривается как непреходящий вдохновенный авторитет, евреи не считают таковыми Мишну и Талмуд, а скорее используют эти правовые документы в качестве плацдарма для дальнейшего развития еврейской правовой традиции, известной как ѓалаха. Это слово происходит от корня «ѓалах» — ходить — и, таким образом, ѓалаха — это, главным образом, жизненный путь (хождение длиною в жизнь). В отличие от христиан, евреи не задают вопросов о том, как спастись и войти в вечность или как избежать ада, но они скорее озабочены тем, как жить повседневной жизнью. Поэтому, следование ѓалахе, или этике жизни, не имеет ничего общего с традиционным христианским законничеством, где послушание или совершение pennants и добрых дел открывает человеку путь на небо.

Как мы видим на примере караимов, их правовая традиция устрожает субботу, запрещая даже простое движение, считая его нарушением заповеди Торы. Иногда связывание (более строгое толкование) или ослабление заповеди делается по политическим причинам. Например, в XIX веке люди начали использовать электричество. Ортодоксальные раввины приняли решение о том, что электрический ток, то есть перемещение электронов через проводник, является видом огня. Поскольку заповедь Торы определенно запрещает разжигать огонь в шаббат, запрет распространился на все, что связано с переключением электрического выключателя, включая запуск транспортного средства. Такое понимание природы электричества как огня было продиктовано прежде всего противостоянием ортодоксального и реформаторского направлений в иудаизме. Именно тогда, в XIX веке, ортодоксальные раввины объявили, что инновации идут вразрез с Торой, в том числе и электричество. Этот пример наглядно демонстрирует типичное ужесточение заповеди об огне в субботу, записанную в Исход 35:3.

С другой стороны, в ХХ веке раввины заявили, что медицинскую работу в шаббат нельзя рассматривать как мелаху. И, таким образом, удовлетворение медицинских потребностей пациента не нарушает субботу. Такое заявление представляет собой ослабление 4-й заповеди Декалога. Это ослабление стало возможным из-за особенности, связанной с древним ивритом. Как указывалось, выше, еврейский термин для обозначения работы — «мелаха». Однако на иврите есть еще одно слово — авода, — которое можно перевести на английский как работа. Другое значение слова авода — это служение. Раввины считают, что заповедь о шаббате запрещает работу, но не служение. Поэтому они классифицировали медицинскую работу как служение, которое не запрещено в шаббат.

Какая польза для христиан от изучения всех тонкостей раввинистической этики?

Для каждого христианина было бы интересно узнать, что Иисус для представления Своих этических принципов использовал технику, разработанную раввинами. Например, в Евангелии от Матфея 23 Он сказал о фарисеях: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» (стихи 2-4). Зная раввинистическую терминологию, мы можем понять значение фразы «связывают бремена тяжелые».

Далее в главе Иисус приводит пример такого связывания: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (стих 23). Хотя из текста ясно, что Иисус не намерен отменять заповедь о десятине, Он не согласен с фарисеями, которые связывают ее до такой степени, что при ее подсчете учитывают даже травы, растущие на обочине.

С другой стороны, Иисус также связывает некоторые заповеди Торы. В Нагорной проповеди Он говорит: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Матфея 5:19). В греческом слове, переведенном здесь как «нарушит», есть корень «luo», «relax». Другими словами, Иисус предостерегает Своих слушателей от свободного толкования заповедей, которые Он называет «малейшими».

В следующем стихе Он называет первую из этих заповедей: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду» (Матфея 5:21). Фраза «что сказано древним» указывает на то, что, хотя «Не убий» является шестой заповедью Декалога, Иисус цитирует не Декалог, а устоявшуюся фарисейскую традицию, согласно которой убийство было преступлением, которое должен был расследовать и судить только Синедрион, верховный суд страны.

В отличие от случая с четвертой заповедью, где правовое определение того, что являет собой труд, представляет этическую проблему, убийство представляется довольно определенным. Поскольку чтобы что-то можно было назвать убийством, должны присутствовать мертвое тело и доказательства намерения. Другими словами, убийца — это человек, который убил другого человека. Тем не менее, Иисус расширяет этот термин следующим образом: «…всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "ракá", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной» (стих 22).

В этом случае причинение любого вреда посредством слов Иисус квалифицирует как убийство. В контексте раввинистической традиции расширенное толкование Иисусом шестой заповеди Декалога ясно демонстрирует Его очень жесткий подход к этой заповеди. В соответствии с Матфея 5:19, шестая заповедь Декалога, которая действительно является самой маленькой и самой короткой, никогда не должна ослабляться, и Иисус существенно ее устрожил.

Возможно ли соблюдать эти заповеди, изложенные Иисусом в Его Нагорной проповеди? Действительно ли нам нужно вырывать себе глаза или отрезать руки, когда мы испытываем искушение?

Это еще одна причина, почему любой христианин, читающий Евангелия, должен знать о раввинистической культуре чтения Писания. Иисус был раввином, как называли Его несколько раз ученики, и Он использовал раввинистические методы и подходы. Отрицание этого факта привело к тому, что некоторые христиане II-III веков начали наносить себе увечья с целью противостояния искушению. Они делали это, потому что в Евангелии от Матфея 5:29-30 говорится: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну».

Это типичный пример раввинистической гиперболы, которая является намеренным преувеличением с целью придания сильного акцента. В этом конкретном случае Иисус подчеркивает проблему сексуального целомудрия: «Вы слышали, что сказано древним: "не прелюбодействуй". А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Матфея 5:27-28).

Метод, который Иисус использует для выведения этого этического принципа, называется построением ограждения вокруг Торы. В Мишне сказано: «Моисей получил Тору на Синае и передал ее Иисусу Навину, Иисус Навин — старейшинам, а старейшины — пророкам, а пророки передали ее людям великого собрания. Они сказали три вещи: "Будь осторожен в суде. Воспитай много учеников. Сделай ограждение для Торы"» (Пиркей Авот — Этика отцов 1:1).

 

 

продолжение следует 

 

Александр Болотников,
Директор Научно-исследовательского Центра "Шалом",
Доктор богословия

 

Изображение: Тора