Субботняя школа | Комментарии для учителей | Урок СШ

Урок 13 | IV кв. 2017 | Христианская жизнь

Субботняя Школа: Христианская жизнь


Библейские тексты для исследования: Рим. 14–16.

    
Памятный стих: «А ты что́ осуждаешь брата твоего? Или и ты, что́ унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов» (Рим. 14:10).

Вот и последний урок нашего изучения Послания к римлянам — книги, из которой родилась протестантская Реформация; книги, которая лучше других объясняет нам, почему мы — протестанты и почему нам стоит ими оставаться. Как протестанты и адвентисты седьмого дня мы исповедуем принцип Sola Scriptura — «Только Писание!». Именно из Библии мы узнали ту же истину, которая несколько веков назад побудила наших духовных прародителей порвать с Римом, — великую истину о спасении по вере, убедительно изложенную в послании Павла к римлянам.

Возможно, все узнанное можно резюмировать вопросом языческого тюремщика: «Что мне делать, чтобы спастись?» (Деян. 16:30). В Послании к римлянам нам дан ответ на этот вопрос, и он кардинально отличается от того, что дала церковь во времена Лютера. Поэтому началась Реформация, и поэтому мы — протестанты.

В последнем разделе послания Павел касается ряда вопросов; и пусть они не столь значимы, как основная тема, они заслужили того, чтобы войти в послание. Поэтому мы относимся к ним как к Священному Писанию.
Как завершает Павел свое послание, какие истины содержатся здесь для нас, наследников не только Павла, но и протестантской Реформации?

 

 

В. Олийник

­­­

Центр духовного просвещения

Библейская школа

Урок №13, «Христианская жизнь»

 

30 декабря 2017

 

 

Преамбула: данный план урока группирует материал 14-й главы тематически.

I. Немощный в вере и пища (ВС).

  1. Можно ли пользоваться сковородкой, на которой жарили сало?
  2. Прочитайте Рим. 14:1,2,6,14 (по очереди) и ответьте на вопросы:

а. По возможности проверьте, какое слово подлинника трижды используется в 14 ст. и переведено как «нечистого/нечистым/ нечисто» (греческое κοινός (койнос))

б. Что означает слово κοινός в Мк. 7:1-8 (есть во 2 и 5 ст.)? (категория скверны, введенная раввинами, не имеет ничего общего с библейской категорией нечистого, которая в ориг. обозначается другим словом – ἀκάθαρτος (акатартос))

в. Почему Петр отказался есть мясо – Деян. 10:11-14? (на этом полотне были как чистые, так и нечистые животные (ср. Быт. 7:14); Петр, воспитанный на иудейской традиции, считал, что нечистые животные прикосновением осквернили чистых и потому запрещены и те, и другие; остаются лишь овощи! Бог же отвечает: «Что Бог назвал чистым, не называй скверным, κοινός (койнос)» (15 ст.), упраздняя придуманную категорию)

г. В чем, соответственно, смысл слов Павла в Рим. 14:14? (он не утверждает, что больше не существует понятия нечистого согласно Торе; апостол ссылается на категорию скверного, которая придумана людьми – ее в реальности не существует)

д. Что означает «принимать» немощного в вере? («“принять” немощного в вере означает принять его как полноправного члена церкви» (Пособие СШ, ВС))

  1. Как чувствуют себя немощные в вере в вашей общине?

 

II. Различая дни (СР).

  1. Прочитайте Рим. 14:5,6 (по очереди) и ответьте на вопросы:

а. Кто такой «иной» в этой главе? Кто называется первым – сильный или немощный в вере? (2 ст. – «иной» – сильный в вере; сначала сильный, затем немощный)

б. Что означает фраза «для Господа различает»? («делает это в честь Господа» (РБО))

в. Проверьте число слова «день» в иных переводах 6 ст. («кто считается с этим днем» (Живой поток); в оригинале не только единственное число, но и артикль – конкретный день!)

г. Какая фраза отсутствует в иных переводах 6 ст.? («и кто не различает дней, для Господа не различает» – этой фразы нет ни в одном из современных переводов, нет ее и в оригинале)

д. Следовательно, возможно ли не различать дней для Господа? (нет, возможно лишь различать!)

е. Кто, соответственно, духовно сильный: тот, кто различает день для Господа, или кто не различает?

ж. Объясните фразу «удостоверение ума» (это не означает «как вздумается»! См. Лк. 1:1-4, где есть то же слово в оригинале)

  1. Чем день для Господа отличается от других дней у вас лично?

 

III. Предстанем на суд (ПН).

  1. Прочитайте Рим. 14:3,4,10-13 (по очереди) и ответьте на вопросы:

а. Что запрещается в этом отрывке? (3,4,10,13 ст. – унижать, осуждать, судить тех, кто думает или поступает по-иному)

б. Почему этого нельзя делать? (3 ст. – «Бог принял его»; 4 ст. – наши братья и сестры есть рабы Божьи, а не наши; 10 ст. – «все мы предстанем на суд»; 12 ст. – «каждый из нас за себя даст отчет Богу»)

в. Означает ли это, что церковь не властна поднимать вопросы взглядов и образа жизни своих членов? (см. 1Кор. 5:12,13)

  1. Какого рода осуждение запрещено в этом отрывке?

 

IV. Без обид (ВТ).

  1. Прочитайте Рим. 14:15-23 (по очереди) и ответьте на вопросы:

а. О чем говорит 17 ст. в сравнении с Деян. 15:19,20? (Павел не отменяет постановление Иерусалимского собора; смысл его слов в том, что суть и главное в Царстве Божьем в ином)

б. Сформулируйте суть призывов 15,20,21 ст. (в вопросах тех ограничений пищи, которые идут сверх Торы, следует про-являть гибкость и не быть соблазном)

в. Каково определение греха в 22,23 ст.? (личностное – ввиду того, что у разных людей разная степень знания воли Божьей, Господь спрашивает с людей в меру их осознания)

2. Как на практике применять принцип личностного определения греха в отношениях в окружающими?

 

Виталий Олийник

Е. Суховарова

Христианская жизнь.

Римлянам 14-16.

 

1.Христианские взаимоотношения в спорных вопросах.

14-16 главы завершают послание к Римлянам, Павел подводит итоги всего что было передано в предыдущих главах. 14-16 главы продолжают тему взаимоотношений, но здесь Павел останавливается на том как правильно решать спорные вопросы, и как выстраивать отношения если мнения разошлись, если кто-то «немощный в вере» делает что-либо неверно или на наш взгляд в чем-то ошибается. Или наоборот – мы та сторона, которая еще в чем-то неукреплена и некто «сильный» считает нужным нам нечто заметить.  

 

2.«Тайна о которой некогда было умолчано..»

Помещая эту информацию в конце своего послания Павел показывает что считает это важным, напомнить об этом под конец, и вряд ли это было бы чем-то второстепенным. Излагая свою точку зрения в 14 главе в 24-26 стихах Павел пишет – «24 Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, 25 но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере, 26 Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь.» (Рим.14:24-26). Павел пишет что Сам Господь Отец будет утверждать нас в этой истине по благовествованию самого Павла, по проповеди Христа и по некоей тайне о которой некогда было умолчано, но сейчас открыто. О какой тайне речь – в 1 Колоссянам 26, 27 мы читаем о ранее скрытой и сейчас ставшей доступной тайне – «26 тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, 27 Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы, 28 Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе;» - Павел пишет что тайна сейчас уже открывшаяся нам – это Христос в нас, предоставленная каждому человеку возможность предстать перед Богом совершенным в Иисусе Христе

 

3.«Принимайте…»  «Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.(Рим.15:7)

О чем же таком важном говорит Павел в 14-16 главах что считает это нужным поместить как итог и уверяет нас что Сам Господь Отец утверждает нас в этом и через тайну воплощение Христа в нас. В этих главах Павел показывает практическое применение большой развернутой вести изложенной в предыдущих главах послания к Римлянам, и если бы это можно было передать только одним словом – то это было бы «принимайте..». С первого же стиха 14 главы он говорит – «1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.» Рассуждения о практических вопросах – какую пищу вкушать, какие дни отличать Павел перемежает с советами, не просто как решать сами эти вопросы, а акцентируя внимание как мы их решаем, как мы строим отношения всетречаясь с расхождениями во мнениях. Давая советы Павел использует много глаголов повелительного наклонения, и если пройти исключительно по этим глаголам то получается очень интересная картина – «..принимайте (14:1), ..не уничижай, не осуждай(3), ..что осуждаешь, что унижаешь,..каждый за себя даст отчет (12), ..не губи(15), ..не делай ничего от чего брат претыкается (21), ..сносите немощи(15:1), ..не себе угождайте(4), ..сохраняйте надежду терпением и утешением(4), ..будьте единомысленны(5), и опять - ..принимайте(15:7). Становится абсолютно очевидно что Павел всячески призывает к миролюбию, терпению, пониманию и единству. Возникает ощущение что кто-то обладающий буйным нравом все время рвется в драку, а Павел всеми силами останавливает. Кто же те, кто рвется в бой?, может мы сами. В то же время нельзя сказать что Павел приемлет абсолютно все и учит этому других. В 16 главе он очень четко формулирует и то, чего по его мнению принимать не следует – «17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;» (Рим.16:17) Кого же не принимать, и более того, Павел пишет – «уклоняйтесь от них  - от «производящих разделения», то есть оказывается вот тех, кто сами не принимают, не примирительны, хотят распрей – вот их и не принимать. Действительно – «кто роет яму, тот упадет в нее..».

 

4.«Каждый из нас за себя даст отчет Богу».

Если еще посмотреть на то, как Павел строит мысль в главе , можно заметить еще одну интересную тенденцию прослеживающуюся неоднократно в текстах Павла – это можно было бы назвать смысловым разворотом.  Павел постоянно использует перемещение внимания читателя с личности другого на себя.

- Римл.14:10-12 – «10 А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. 11 Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога. 12 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.» - Ты осуждаешь,..унижаешь брата? – за себя каждый даст отчет.

–Римл.14:3,4 – «3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. 4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.» Не уничижай кто не ест, не осуждай кто ест – Кто ты, осуждающий? Любой человек не нам раб, а господу и прежде всего перед Ним он стоит.

–Римл.14:13 – «13 Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату [случая к] преткновению или соблазну..» - опять не друг друга судить, а подумать о себе – как не подавать повод к соблазну. Не другого осуждать, а о своем отчете думать, не других судить, а о себе – не даем ли мы поводы. Внимание прикованное к ошибкам других повернутое на размышления о своей ответственности перед Богом – идет постоянным рефреном, повторениями в главе.

 

5.Сильные и немощные. «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.»

Римл.14:1, «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.» Желая выполнить слова Писания, приходится задуматься как же определить кто сильный, а кто не очень, кого отнести к категории немощных. Можно ли к категории сильных однозначно отнести людей которые имеют большой стаж в церкви? Или являются служителями или руководителями служения? Бывает что ситуация ясна если мы общаемся с человеком совсем не знающим Бога, или только пришедшим в церковь и еще не очень ориентирующимся, возможно явно не выполняющим какие то законы Библии, тогда еще понятно. Но что делать если ситуация находится на более неопределенной территории, оба человека давно в церкви и вроде бы много знают, но тем не менее разошлись во мнениях и никто не хочет уступать. Как же определить – кто сильный, и должен в таком случае понести немощь другого, уступить? Возможно правильным будет ответ – не кто сильный тот и уступит, а наоборот.. Кто первый уступил – тот и сильный.

 

6.Единство. «Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по [учению] Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.» (Рим.15:5-7)

Призывая к миру, принятию, не осуждению Павел переходит затем к разговору о единстве – в текстах 5-7 15 главы он говорит о единстве трижды – единомыслие, единодушие, единое прославление. Если мы постараемся вспомнить где встречается такое единство, взаимопонимание и единомыслие – первоапостольская церковь, описываемая в Книге Деяний апостолов, отношения в которой можно было бы назвать практически совершенными, и отношения которой являются примером которого хотелось бы достичь. Мы видим что благодаря  благовестию Павла в послании к Римлянам Господь дает нам возможность достичь «тайны, о которой от вечных времен было умолчано», восстановления образа Божьего в нас, «Христа в нас» 1Кол.1:26. И благодаря приобретению такого характера достичь такого идеального единения церкви какое было только в первоапостольское время и к которому Господь ведет свою церковь в приготовлении к последнему времени.

 

Елена Суховарова

 

 Изображение: Семья Лютера. На заднем плане слева – Филипп Меланхтон

Добавить комментарий

Правила комментирования просты: стиль дворянского общения. Это значит не "тыкать" незнакомым участникам, не высказывать что-либо в обидном тоне, не пользоваться крепкими выражениями и считать других умнее себя.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.


Защитный код
Обновить

Обсуждения

Вход на сайт

 

Недельная глава

Шмот / Исход | Бо בא

Название   этой  Недельной  главы означает «войди, приди»: «И сказал Господь Моше: войди к фараону, ибо Я отягчил сердце его и сердце рабов его, чтобы явить между ними сии знамения Мои» (Исход 10:1).

Подробнее...

Выбор Редакции

«Еврейская буква» и другие синагоги Харькова

В сентябре 2013 года исполнилось 100 лет харьковской хоральной синагоге «Бейт Менахем» — одной из самых больших и красивых в Восточной Европе.

Никогда не входивший в черту оседлости Харьков всегда был и считался еврейским городом. «Харьков — Хайфов», — рифмовали в семидесятых.

Одна в Краснодаре. Рассказ

Они расстались в лесу при переходе Эльбруса после того, как проехали на подводах дорогу в 500 км. Это были служащие Краснодарской «Заготконторы», которые категорически решили довести к нашим частям эвакуированный скот.

 

Путешествия