Субботняя школа | Комментарии для учителей | Урок СШ

Урок 11 | III кв. 2017 | Cвобода во Христе

Субботняя Школа: Cвобода во Христе

 

Библейские тексты для исследования: Гал. 5:1–15; 1 Кор. 6:20; Рим. 8:1; Евр. 2:14, 15; Рим. 8:14; 13:8.


    
Памятный стих: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13).

В текстах Гал. 2:4, 5 Павел упоминает о том, как важно защищать свободу, данную нам в Иисусе Христе. Апостол часто говорит о свободе, но что он подразумевает под этим словом? Что включает в себя свобода? Насколько далеко она распространяется? И как свобода во Христе связана с законом?

Павел раскрывает эти вопросы, предупреждая галатов о двух угрозах. Первая — законничество. Оппоненты Павла в Галатии настолько увлеклись попытками заслужить Божье расположение своим поведением, что забыли об освободительном труде Христа, о спасении, которое они могут получить по вере через Христа. Вторая угроза заключалась в склонности злоупотреблять свободой во Христе, приравняв ее к вседозволенности. Эти люди ошибочно предполагали, что свобода противоположна закону.

Как законничество, так и вседозволенность лишают своих приверженцев свободы, поскольку держат их в своеобразном рабстве. Павел призывает галатов крепко держаться истинной свободы, дарованной им во Христе.

Скачать пособие по изучению Субботней Школы

 

М. Глебушко

Cвобода во Христе

 

 

Христос освободил нас.  

Опасные последствия законничества. 

1 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.

2 Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.

3 Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.

4 Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,

5 а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.

6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.

Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос,…  - почти военная терминология: бастион отвоеван, теперь его нужно удерживать. Иисус, Вождь воинств Господних, смотрит на нас как на воинов, которые могут и призваны сражаться, а не как на  мирное население, которое нужно вывести из зоны военного конфликта в безопасное место, - ведь именно такого статуса в великой войне для себя мы непроизвольно ожидаем: Иисус нас спасает и … прячет (о сатаны, от искушений, от выбора). Но давайте вспомним, какое положение для нас отвоевал в этой войне Иисус. О Новом Иерусалиме (который «матерь всем нам») написано: «се, скиния Б-га с человеками», (Откр.21:3). Когда-то такой скинией был Престол, окруженный четырьмя представителями, военачальниками  ангельских воинств (Иез.1); после синайского договора скинию Б-жью с четырех сторон окружили колена Израилевы, вставшие под 4 знамени с изображениями орла, тельца, льва и человека. Б-г присоединил потомков Адама к Своему небесному войску (словно вместо тех, что ушли с сатаной), сделал «сослужителями» (Отк.19:10), со-ратниками тем, кто назван «служебные духи» (Евр.1:14). Кажется, мы - невеликая помощь тем, кто в одиночку может положить тысячи воинов (как описано в 4Цар.19:35), кто способен устраивать землетрясения и ветры. И все же пророчества упрямо предрекали именно такую власть для дома Израилева: «В тот день защищать будет Господь жителей Иерусалима, и самый слабый между ними в тот день будет как Давид, а дом Давида будет как Б-г, как Ангел Господень перед ними», (Зах.12:8). А Иисус постоянно повторял: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам», (Лук.10:19); «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь», (Матф.10:1). Конечно, Иисус сильно рискует исходом сражений, в которые ставит нас воинами наравне со Своими могущественными ангелами (вспомним, как от выдержки Ора и Аарона зависела битва с Амалеком: «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой [стороны]. И были руки его подняты до захождения солнца», Исх.17:11,12 ). Но Он не шутит, Он продолжает это делать.

Может быть, именно от того, что в этой войне мы предпочитаем видеть себя мирным населением, которое нужно защищать разными тактиками и жертвами, мы и не пытаемся исследовать,  природу и силу власти, врученной нам. Павел видел свою миссию в разъяснении уверовавшим могущества власти, врученной им:

«непрестанно благодарю за вас [Б-га], вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Б-г Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» (в последнем стихе Павел перечисляет названия ангельских чинов, принятых в его время),…(Еф.1:16-21).

 

1 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос,  и не подвергайтесь опять игу рабства.

Выше Павел говорит о свободе и рабстве в связи с двумя женами Авраама. История Агари – это рассказ об узах завета, которые не отменили статуса рабства: и сама Агарь и её сын так и остались в положении рабов, не смотря на союз с Авраамом. Судя по 5:1, галатийцы склонялись именно к такому завету с Б–гом. - Чем было выгодно положении Агари? = никакой ответственности, как жены Авраама. Сарра разделила трудную веру и постоянный труд Авраама ради людей, приходивших к их Б-гу: множество переживаний, молитв; она разделяла и утверждала его терпение в ожидании обещанного. Агарь всего этого «счастливо» избежала. Нам нравится положение рабов: они ни за что не отвечают, они не принимают решений (просто выполняют то, что им сказали, даже если хорошо и тщательно выполняют), они не пытаются задуматься над переживаниями Хозяина дома и не пробуют примерить на себя эти переживания. Нам нравится положение рабов, но Б-г требует от нас сыновства.

 

2 Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.

3 Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.

4 Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, (Гал.5:2-4)

- Для чего галатийцы обрезывали себя? (3,4ст) = чтобы оправдать себя Законом, но не исполнить его. \Павел не говорит: «вы, соблюдающие Закон, остались без Христа», как этот стих отчего-то видится некоторым евангельским христианам.\

- что значит «оправдывать» себя Законом? = это значит, обернувшись на себя, сказать: «…я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю….» (Лук.18:11,12).

- что происходит с теми, кто оправдывает себя Законом? (2,4ст) = не имеют «пользы» от Христа (в оригинале активный залог связан с Христом: Христос не может принести пользы); остались без Христа (буквально: «были освобождены от Христа» – т.е. освободились не из рабства, а от Христа); «отпали от благодати» - т.е. от принятия благословений от Б-га. Павел противопоставляет тех, кто

оправдывает себя (какими-то добрыми делами или качествами), и тех, кто стремится воспринять доброе от Б-га (Его благодать, Его «пользу»), быть плененными делами Б-га ради них. Разница между ними -  в направлении взгляда (или на Себя, или на творимое Б-гом). Ребенок по определению зависит от своего родителя, - и  при своем рождении, и при дальнейшем подражании его примеру: если нет изучения Отца, значит, мы уже не считаем себя Его детьми.

 –  почему эти неприятные изменения происходят с теми, кто оправдывает себя законом? (1ст) = не захотели удерживать свободу, данную им во Христе, т.е. причина – только в лени.

 - к кому обращается Павел в этих стихах? (какое местоимение используется?) = к уверовавшим язычникам, которым Иисус даровал свободу и сыновство (1ст), но которые затем предпочли успокоиться только внешними его знаками.

 

3 Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.

- есть ли разница между исполнением Закона и исполнением всего Закона? = напомним, что закон Моисеев налагал разные типа свидетельства о Мессии на разные категории людей (обрезанные и необрезанные члены Израиля), а позже иудаизм еще более детально разбил эти пункты (свободные и рабы, мужчины и женщины). Обрезанный должен был исполнять весь Закон, нести полноту свидетельства и в своих обычаях и в обустройстве своего дома и семьи о Мессии-Первосвященнике в небесном Храме. Это требовало и большого знания Закона и большого посвящения. Павел предупреждает, на что галатийцы «замахнулись».

 «Вот, я, Павел, говорю вам…» (2ст) – рассуждения о Законе Павел начинает с указания своего имени, с указания на свой апостольский авторитет. (Любое галахическое установление в иудаизме обязательно начиналось \и начинается поныне\ с указания на имя учителя, выведшего его.)

 

«а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры» (Гал.5:5).

- «а мы…», - о ком начинает говорить Павел? = об иудеях, принявших весть об Иисусе. И как язычникам, стремящимся к Б-гу, нет нужды превращать свою веру во внешнее подражание жизням патриархов и пророков, запечатленным в Законе, но выстраивать свои личные отношения с Б-гом, так и иудеям необходимо делать то же самое.

- что необходимо делать уверовавшим иудеям? = ожидать и надеяться праведности от веры. (только ожидать, а не складывать в «копилку спасения» рассуждения: «в этом пункте я уже добился праведности, переходим к следующему вопросу»). И для такого ожидания и надежд необходимо взаимодействие со Святым Духом (начало 5 ст.), необходимо усваивать веру, которую из Себя несет Он.

«Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,

а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры», (Гал.5:4,5). – опять противопоставление Синая и Нового Иерусалима, уже свершенного, остановившегося в своем развитии опыта и устремлений к будущему.

 

«Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (6ст). Итак, главное приобретение человека от Иисуса Христа – это вера. В Его жертве нет ущерба: эта вера хороша и нужна и для обрезанных и для необрезанных. Если её нет, нет и того, что мы называем себе религией и духовностью. (Напомним из предыдущего стиха: эта вера приходит к нам вместе с Духом Святым и вне Его пребывания в нас не возможна). Если мы принимаем обрезание (а вместе с ним и обязанности всего Закона), но при этом не позволяем Духу Иисуса (исполнившего Закон) вести нас от «веры к вере», это не сыновство, это рабство, это язычество.

Но, - обратите внимание на предостережение Павла! – если мы не обрезываемся (чтобы не брать на себя «не нужных» обязательств), но при этом также не отдаем себя назиданию Духа, это такой же грех и идолопоклонство, как и в первом случае. Не обрезываться – это не повод для гордости и не показатель более «духовного» понимания Писаний и знания «лучшего» пути.

(то и другое, – и формальное следование Закону и легкомысленное отвержение его, – как записано в  Гал.5:1, есть следствие нежелания отстаивать свободу, отстаивать сыновство.)

  

«Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (6).

-  Что дает вере мотивацию, силу? = любовь. Любовь - действующий «механизм» веры. Любим ли мы Господа? Если любим, то в нас начинает действовать вера. И далее: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоан.14:15). Соблюсти заповедь не для того чтобы оправдать, а чтобы выразить любовь. Любовь всегда требует выражения.

вера, действующая любовью (Гал.5:6). – «вера не в смысле отвлеченных рассуждений или знаний, никак не влияющая на вашу жизнь. Вера, не влияющая на жизнь, бессмыслена. «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?» (Иак.2:14). «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак.2:17).  Если вера заканчивается на словах, то она мертвая с точки зрения спасения».

 

- «Зная, что каждое действие в жизни либо ведет к Б-гу, либо уводит от Него, некоторые верующие сегодня из лучших побуждений разработали предписания относительно одежды, питания, отдыха и других аспектов жизни. Как христиане должны реагировать на попытки других христиан вписать их поведение в определенные рамки? Как верующие могут следовать своим убеждениям, какими бы замечательными они ни были, не навязывая их другим

= «И сказал: Я Б-г отца твоего, Б-г Авраама, Б-г Исаака и Б-г Иакова», (Исх.3:6). т.е. отношения, которые выстраивает Б-г с человеком, индивидуальны. Дети в семье по-разному любят одного и того же родителя, и по разному выражают свою любовь к нему. Но всегда в рамках Закона их семьи. То, что Б-г сделал с жизнью соседа, вовсе не показатель, что и с твоей Он сделает тоже самое. Но и то, что он сделал с твоей, - совсем не показатель «правильности» для другой жизни. Посмотрите, как развивалась вера Авраама: патриарх верит, он оправдывается верой, он обретает праведность, а потом … обрезывается и соблюдает весь Закон: «… Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною [заповедано] было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои», (Быт.26:5). Писание не видит противоречий между оправданием по вере и жизнью по Закону. Эта проблема не библейская. 

 

 

Природа христианской свободы

«7 Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине? 8 Такое убеждение не от Призывающего вас. 9 Малая закваска заквашивает все тесто.

10 Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе;

а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение.

11 За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы. 12 О, если бы удалены были возмущающие вас!»

7 ст. - вроде галатийцы ничего плохого не сделали, они только остановились. Но при этом остановка в развитии веры уже была «непокорством истине».

«(не) покорялись» – буквально: убеждаться, быть убежденным, уверенным (спокойным) (Павел использует его в этом значении: «Я уверен о вас», Гал.5:10), искать удостоверения (как в Гал.1:10). В Септуагинте этот греческий глагол используется для описания следствия исполнения Закона: «Исполняйте постановления Мои, и храните законы Мои, и исполняйте их, и будете жить спокойно на земле» (Лев.25:18, также 19ст, и др.). Т.е. Павел иронизирует над теми, кто попытался добраться до благословений Закона без Иисуса: «как раз их вы и лишились».

 «Такое убеждение не от Призывающего вас» (8ст). – чем занят был Иисус в то время, когда галатийцы «не покорялись истине»? = Он Призывал их (настоящее время). Он продолжал к ним обращаться, хотя они не покорялись. Проблема была не с Его стороны.

И чтобы проблема была решена, Павел советует:

9 Малая закваска заквашивает все тесто. 10 Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе;

а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение.

Закваска - образ греха, который следует вынести из дома, чтобы принять Пасху. Такое же определение людям, уводящим от истины, Павел дает и в послании в Коринф:

«3 А я, отсутствуя телом, но присутствуя [у вас] духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, 4 в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, 5 предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа. 6 Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? 7 Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас», (1Кор.5:3-7).

Никакой толерантности и христианского прощения и терпения: если человек уводит других от Христа, да будет «анафема!» (Гал.1:8). Разномыслие и даже разное подчинение себя Закону (в рамках Закона) возможно в церкви, но отвращение от Христа хотя бы одного «малого» - уже «осуждение» (5:10). Павел уверен, что галатийцы поступят именно так, «в Господе» (10ст). Интересно, что разрешить ситуацию со «смущающими» должны сами галатийцы; этим не должны заниматься ни Павел, ни Господь (внезапно послав смертельную болезнь на совратителей). В этом – одна из сторон тех битв, в которые нас вовлек Иисус.

«11 За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание?

Тогда соблазн креста прекратился бы. 12 О, если бы удалены были возмущающие вас!», (Гал.5:11,12).

- Чем возмущали лжеучителя галатийцев? = они уверяли, что сам Павел проповедует принятие обрезания для уверовавших. И Павел иронично интересуется: «если я проповедую обрезание, тогда почему иудеи гонят меня?»

- какого рода обрезание Павел точно не проповедует? = которое упраздняет Крест. Павел очень точно определяет сердцевину любых «соблазнов» в церкви: любое лжеучение (в каких бы внешних формах и словах оно не выражалось) обязательно умаляет Крест.

Попробуем сопоставить записанное здесь Павлом с его собственными поступками: «1 Дошел он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин, 2 и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии. 3 Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин», (Деян.16:1-3).

Дервия, Листра и Икония – это Галатия.

Если читать эту историю только через один стих Гал.5:2 («Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа»), то Павел лишил Тимофея Христа, спасения и вечной жизни. А те, кто «превращал» проповеди Павла, были правы. Противоречил ли Павел своему же посланию? Павел, как нам известно о нём, был не из тех, кого можно было запугать, кто сбивался неверным пониманием Писаний, - все кто угодно, вплоть до Петра, но никогда не Павел! Если Павел делал некоторые вещи, которые наше понимание евангелия не соглашается принимать, то дело здесь вовсе не в Павле, а в наших представлениях.  

Вот как Е.Уайт описывает причину обрезания Тимофея: «Повсюду апостол встречал решительное сопротивление и суровые гонения, но, желая передать своим братьям иудеям, равно как и язычникам, знание Евангелия, он стремился, насколько это согласовалось с верой, не давать повода для противодействия» (ДА,20гл).  Т.е. обрезание Тимофея  «согласовывалось с его (Павловой) верой».

Обрезание не стоит сопоставлять с крещением и противопоставлять ему (иудаизм спокойно принимал и принимает оба обряда посвящения, не видя в них противоречия). Крещение – это сознательный выбор человека встать на сторону Христа, и сравнивать его по совету Павла можно разве что с обрядом совершеннолетия (бар-мицвы) - сознательным публичным исповеданием того, что человек желает принять на себя обязанности перед Б-гом свидетельствовать о Нем через соблюдение Закона. Обрезание же совершается (чаще всего) над непонимающим младенцем, и служит выражением веры родителей в продолжение действия обетований о Семени, полученных Авраамом: веры в то, что даже если человек не понимает (как младенец), даже если он не выполняет Закона (как тот же младенец), даже если «не покоряется истине» как галатийцы, все равно есть Призывающий, все равно Дух Святой «просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин.1:9). Мы, как адвентисты, в силу своего вероисповедания, чтим десять заповедей. А в них написано: «и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои», (Исх.20:6). А это означает, что чью-то веру,  что явила себя тысячу родов назад, Б-г будет повторять в нас и возрождать в нас, даже если мы понятия не имеем о той древности и тех богоисканиях. В этом Закон. \Интересный текст об этой стороне обетования Авраама, отрывок касается Исаака: «странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему; умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные, за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною [заповедано] было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои». (Быт.26:3-5)\

(Обрезание даже не уместно сравнивать с благословением новорожденных детей в церкви, поскольку благословение означает посвящение родителей на обязанность заботиться о духовном возрастании ребенка, а обрезание служит выражением веры в то, что действие благословения Авраама приходит и на тех, кто не знает о них: даже если ребенок будет отнят от них, даже если их потомки «затеряются» от веры своих родителей, Б-г будет «тормошить» их и восстанавливать веру, что была у их предков, о которых они ничего не помнят. Вот как написано о Новом Иерусалиме (мы ведь согласны признать себя его детьми?):

«21 И ты скажешь в сердце твоем: кто мне родил их? я была бездетна и бесплодна, отведена в плен и удалена; кто же возрастил их? вот, я оставалась одинокою; где же они были?

22 Так говорит Господь Б-г: вот, Я подниму руку Мою к народам, и выставлю знамя Мое племенам, и принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих на плечах. 23 И будут цари питателями твоими, и царицы их кормилицами твоими; лицом до земли будут кланяться тебе и лизать прах ног твоих, и узнаешь, что Я Господь, что надеющиеся на Меня не постыдятся.

24 Может ли быть отнята у сильного добыча, и могут ли быть отняты у победителя взятые в плен?

25 Да! так говорит Господь: и плененные сильным будут отняты, и добыча тирана будет избавлена; потому что Я буду состязаться с противниками твоими и сыновей твоих Я спасу», Ис.49:21-25)

Пусть обрезание Тимофея приоткроет для нас еще одну сторону евангелия: оно было совершено по Закону, оно соответствовало вере, оно не умаляло Креста.

 

В чем состояла вера Павла?

«9 ибо в Нем обитает вся полнота Б-жества телесно, 10 и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти.

11 В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым;

12 быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Б-га, Который воскресил Его из мертвых» (Кол.2:9-12).

«В Нем мы крещены» – т.е. если человек не имел возможности принять крещение в силу разных обстоятельств и даже убеждений («если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем», Матф.12:32), но оставался под водительством Святого Духа, перед Небом ему вменяется крещение Иисуса: Он крестился вместо него (это большое утешение для тех, чьи родственники и любимые не присоединились к церкви, но жили по совести перед нами и Им).

То же самое, утверждает Павел, и с обрезанием: Он обрезан вместо нас.

И отсюда очень простой вывод:  если то, что Иисус был крещен вместо нас, не отменяет для нас обязанности исповедания своим личным крещением, то, соответственно, обрезание Иисуса не отменяет обрезания для человека.

(Напомним здесь также, что Павел обрезал Тимофея, иудея, который знал Закон и мог его исполнять в силу своего вхождения в общество исполняющих, но не Тита, уверовавшего из язычников (Гал.3:2).) 

 

 

Cвобода, но не вседозволенность  

Исполнение всего закона  

13 К свободе призваны вы, братия,

только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу.

14 Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

15 Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом

- «От чего и от кого мы освобождаемся (благодаря соделанному Господом)?» (1ст)

=  мы освобождаемся от того, что не допускает нас служить друг другу. Напомним, что Иисус освободил нас от власти сатаны, чтобы сделать нас Своими воинами, чтобы служить остальному творению. Мы были усыновлены (или рождены) в семью, что вовлечена в Великую Войну, А если сражается Отец, то Его дети разделяют обязанности Его битв. Если мы принимаем сыновство, мы принимаем обязанности служения.

«но любовью служите друг другу». Выше Павел описывал разные выражения посвящения себя Б-гу: и совершеннолетие, и крещение, и обрезание. Теперь он вспоминает еще один оговоренный Законом обычай. «Служите» – буквально: «становитесь рабом». Свободный человек добровольно соделывает себя рабом, чтобы служить другим. - О каком Законе идет речь? =  «но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, - то пусть господин его приведет его пред богов и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно» (Исх.21:5,6) – первый же закон Синая неожиданно говорит о происшествии, когда освободившийся из рабства вдруг принимает решение … опять стать рабом по одной причине: «…скажет: люблю…». Любой закон Писания рассказывает только об одном – о жизни и выборе Самого Б-га:  «Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл (כָּרִיתָ, буквально рассек, проколол) мне уши;  всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал.Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне: я желаю исполнить волю Твою, Б-же мой, и закон Твой у меня в сердце» (Пс.39:7-9). Эта история о Том, Который не просто прошёлся среди «рабов» со спасительной миссией, а затем исчез в Своем неприступном свете, но остался с ними навсегда Своим телом и плотью:  «и он останется рабом вечно» (Исх.21:6).  Вечные раны на руках от распятия (Зах.13:6) возможно носить только на человеческом теле, но не его божественном аналоге, состоящем из запредельного света.  Павел очень любил это пророчество и воспевал его словами Давида: «Посему [Христос], входя в мир, говорит:  жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и [жертвы] за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, [как] в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Б-же» (Евр.10:5-7).

Закон Синая начался именно с этой заповеди. И Павел говорит (Гал.5:13): «вы, освобожденные из рабства, вы, желающие исполнить Закон, начните с первого его установления: станьте рабами из-за любви друг ко другу».

- если мы не посвятим свою свободу (т.е. свою способность принимать здравые решения не под властью греха и направлять силу воли, не связанную страстями) на служение друг другу, во что она неизбежно выльется (13ст)? = в угождение плоти.

 

Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал.5:14)

- Весь Закон заключается в одном повелении: «Люби». Но как нужно любить? Как проявлять и взращивать любовь? = Только во свете Закона можно увидеть, что у нас внутри, насколько мы готовы жертвовать, работать над отношениями. Только Закон предлагает нам правильную версию любви, поскольку Закон говорит о Нем. Основание для призыва любить – «так написано в Законе»: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь» (Лев.19:18).

«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал.5:13,14).

Как известно Закон утверждается на двух заповедях:

«Иисус сказал ему: возлюби Господа Б-га твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь;

вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;

на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матф.22:37-40).

- Но Павел берет только ту часть Закона, которая затрагивает отношения с ближним. Почему? (15ст) = Потому что проблема в Галатии касалась именно этой сферы: «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом», (Гал.5:15). Из предыдущей части письма кажется, что в галатийских церквях напряженно, но внешне тихо, шли богословские споры; но этот текст показывает, что лжеучение очень быстро заставляет людей «угрызать» и «съедать» друг друга, и в такой оборот поведения неизбежно втягиваются и «нормально-верующие» (не зависимо от того, хотят они этого или нет: на них нападают, им приходится защищаться) до того момента, когда церковь полностью «истребляется». Оттого Павел так категорично требует удалить возмущающих (12ст), а не пытаться их «исправить». Разногласие – нормальное составляющее для церкви («Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные», 1Кор.11:19), но как только появляется агрессия, ситуацию следует мгновенно пресекать, без попыток переубедить кого-то. Павел даже не говорит об исследованиях и разборах в церквях, кто более теологически прав: он требует удалять «возмущающих», поскольку их «угрызания» других демонстрируют их выбор не подчиняться Закону и Духу, не зависимо от «правильности» их богословской базы.

 

 

Марианна Глебушко

 

В. Олийник

Центр духовного просвещения

Библейская школа

Урок №11, «Свобода во Христе»

9 сентября 2017

 

Преамбула: информация пособия СШ за ВС и ПН объединена в один раздел.

 

 I. Христос освободил нас (ВС); Природа христианской свободы (ПН).

  1. С чем у вас ассоциируется слово «свобода»?
  2. Прочитайте Гал. 5:1 (по очереди) и ответьте на вопросы:

а. Что означает слово «Итак»? (вывод из вышесказанного)

б. О какой свободе идет речь в контексте? (это опыт Авраама с Саррой, когда сын родился по обетованию, по Духу, по вере – 4:22,23,26,28,29,31; оправдание по вере)

в. О каком рабстве идет речь в контексте? (опыт Авраама с Агарью, когда сын родился по плоти, вследствие недоверия Божьему обетованию – 4:22,23,25; оправдание по делам)

г. На что ссылается слово «даровал»? (см. Гал. 2:21 – смерть Христа, Божье деяние, которое мы можем лишь принять)

  1. Опишите, как вы приняли свободу во Христе.

 

II. Опасные последствия законничества (ВТ).

  1. Прочитайте Гал. 5:2-6 (по очереди) и ответьте на вопросы:

а. Объясните соотношение слов Павла во 2 ст. и его действий в Деян. 16:1-3? (он выступает не против обрезания как такового, а против идеи о том, что оно спасительно)

б. Почему обрезание не имеет силы (6 ст.)? (обрезание давало язычнику право участвовать в пасхальной и иных жертвах (см. Исх. 12:48); коль скоро истинная Пасха уже заклана, в обрезании нет нужды)

в. В чем разница между фразами «оправдывающие себя зако-ном» (4 ст.) и «исполняющие закон»? (Павел выступает не против исполнения закона, а против законничества – идеи о том, что человек может спастись соблюдением закона)

г. Какова верная мотивация в соблюдении закона? (см. 6 ст. – «вера, действующая посредством любви» (Живой поток))

  1. Прочитайте Гал. 5:7-12 (по очереди) и ответьте на вопросы:

а. Как фраза «шли хорошо» передается в других переводах? («Вы хорошо начали забег» (РБО); «Вы хорошо бежали» (Живой поток); то же сравнение, что и в 1Кор. 9:24)

б. Кто есть «Призывающий», а кто является источником ереси, против которой пишет Павел? (см. Гал. 1:6-9)

в. Чему учат слова, выражающие надежду на читателей (10 ст.)? (позитивному взгляду на тех, кому мы проповедуем)

г. Проверьте 12 ст. в других переводах («Я хотел бы, чтобы те, кто возмущают ваше спокойствие, оскопили себя, а не только подверглись обрезанию!» (перевод Благая весть); «Галатия находилась недалеко от Фригии, где люди восторженно поклонялись Кибелле. Часто ее жрецы и преданные поклонники оскапливали себя» (Уильям Баркли); Мысль Павла: если лишение себя крайней плоти имеет силу в плане оправдания, то тем более – оскопление)

  1. Как вы относитесь к закону? Чем он является для вас?

 

III. Свобода, но не вседозволенность (СР).

  1. Прочитайте Гал. 5:13 (по очереди) и ответьте на вопросы:

а. В чем проявляется угождение плоти и к каким последствиям приводит? (см. 5:19-21 ст.)

б. В чем проявляется свобода христианина? (в свободе от дел плоти и в служении ближним)

  1. От чего лично вы обрели свободу, благодаря Христу?

 

IV. Исполнение всего закона (ЧТ).

  1. Прочитайте Гал. 5:14,15 (по очереди) и ответьте на вопросы:

а. Чем Павел обосновывает призыв служить друг другу? (Торой – Лев. 19:18!)

б. Чего недостает в 14 ст. в описании «всего закона»? (см. Мф. 22:3-40 – любви к Богу)

в. Почему Павел упускает «первую заповедь»? (из-за контекста – он ведет речь о взаимоотношениях между людьми: см. 13 ст. – «любовью служите друг другу»)

  1. Ваш вывод: как соотносится христианская свобода и закон?

 

 

Виталий Олийник

В. Ручко

Урок №11. СВОБОДА ВО ХРИСТЕ

 

Воскресенье. Христос освободил нас

  1. Прочитайте (по очереди) Гал. 5:1;1Кор. 6:20 и ответьте:

  а. Какую метафору использует Павел для описания того, что

      совершил для человека Иисус?

  б. Как эта метафора помогает нам понять План Спасения?

  в. Какие вы заметили недостатки при сравнении освобождения

      раба в древности и получении свободы во Христе? (рабы сами   

  могли участвовать в своем выкупе. Но мы не платим сами за свою свободу;

  цена слишком высока для нас. Мы не можем спасти себя сами. CШ)

  1. Проанализируйте свою жизнь. Как вы считаете, можете ли

    спасти себя? Кем для вас лично является Иисус Христос?

 

Понедельник. Природа христианской свободы

  1. Прочитайте Рим. 6:18; Гал. 5:1; Евр. 2:14,15; и ответьте:

  а. От чего и от кого Христос нас освободил? (от греха и дьявола)

  б. Объясните, почему грех назван «игом»? (Гал. 5:1)

  в. Чем мирская свобода отличается от христианской?(Рим.6:18)

  1. Какова природа христианской свободы? (подвиг Христа)
  2. Какие изменения в жизни человека происходят в результате

   получения христианской свободы? (Римл. 6:12)

  1. Обрели ли вы христианскую свободу?

 

Вторник. Опасные последствия законничества

  1. Откройте Гал. 5:2-6 и ответьте на вопросы:

  а. О чем предостерегает Павел галатийских христиан? (2-4 ст.)

  б. Почему попытки оправдаться законом могут удалить нас от

      Христа? (ст.4 - спасаться законом – значит взять спасение в свои

       руки, что приводит к отвержению спасения предложенное

      Христом. Фактически, законничество – это альтернативный путь

      спасения: Каин, строители Вавил. башни, фарисеи всех веков –

      регулировщик этого направления сатана – враг Христа.)                                         

  в. Почему для Павла так важен вопрос обрезания, что он

  посвятил объяснению этого вопроса целое послание к Галатам?  

(потому, что обрезание во-первых: обязывает соблюдать весь закон [как это возможно после разруш. Храма?].

Во-вторых: ты или спасаешься сам – обрезавшись, или Христом; в третьих: это мешает

духовному росту – на обрезании заканчивается спасение, в отличии от спасения Христом, которое предполагает возрастание во Нем;

В четвертых:упраздняет необходимость в Голгофской жертве Христа)

 

Среда. Свобода, но не вседозволенность

  1. Прочитайте Галатам 5:13: Римл.6:1-2 и ответьте на вопросы:

  а. От какой возможной ошибки в понимании свободы Павел

      хотел предостеречь галатов?

  б. Что значит фраза апостола: «угождение плоти» и как это

       связано со вседозволенностью? Насколько это актуально?

  в. Что, довольно часто, скрывается за призывами следовать

      свободе во Христе и как это отражается на внешнем и

      внутреннем облике, речи и поведении человека?

  1. Искушались ли вы когда-либо этой лукавой демагогией? Как

    вы противостояли этому лжеучению?

 

Четверг. Исполнение всего закона

  1. Прочитайте Лев. 19:18; Мк. 12:29-31 и ответьте на вопросы:

  а. В чем, для верующего человека до и во время Христа, была

      выражена суть исполнения закона Божия? (в любви)

  1. Прочитайте Гал. 5:14; Римл. 13:9; Иак. 2:8; и ответьте:

   а. Как изменились эти требования закона после Христа? 

       (никак, те же ожидания любви)

   б. В чем, конкретно (не абстрактно) проявляется любовь к

       Богу и человеку? (1Ин. 2:4-5)

  1. Дайте ответ самому себе: живу ли я по Слову Божьему или по

    хитросплетенным басням, которые сам себе сочинил?

Контрольные вопросы: о каких двух крайностях и угрозах говорил нам этот библейский урок? (законничество и вседозвол.)

Какой свободы мы должны держаться? (свободы во Христе)

Выводы: «Истинная вера всегда проявляется в любви. Когда вы взираете на Голгофу, это должно не внушать мысль, что можно не исполнять своих обязанностей, не усыплять вас, но пробуждать деятельную веру в Иисуса, очищающую душу от налета эгоизма. Когда мы принимаем Христа верой, наш труд только начинается. У каждого человека есть порочные и греховные привычки, которые должны быть побеждены решительными действиями. Последователь Христа не может быть резким в обращении с другими людьми, жестокосердным и лишенным сострадания. Он не может произносить непристойных слов в своей речи, быть напыщенным и самодовольным. Не может быть властолюбивым, не может использовать грубые слова и слова осуждения.» Э.Уайт. Рукоп.16,1890 

 

Валерий Ручко

Добавить комментарий

Правила комментирования просты: стиль дворянского общения. Это значит не "тыкать" незнакомым участникам, не высказывать что-либо в обидном тоне, не пользоваться крепкими выражениями и считать других умнее себя.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.


Защитный код
Обновить

Обсуждения

  • Был ли Иисус назореем?

    • а) разве вы не принимаете пророчество об отрасли? б) значит плохие сведения о ...
       
    • правильно говорит Болотников о тоом, что ответнужно искать в пророчестве,о котором ...
  • Природа Божества: один или един?

    • Вы привели не цитату из Торы, а интерпретацию иудаизма, несостоятельнос ть которой ...

Вход на сайт

 

Недельная глава

Брейшит / Бытие | Ваецэ ויצא

Ваеце

Бытие 28:10 - 32:3

Обзор Недельной главы

Подробнее...

Выбор Редакции

«Чужак, постигший нашу душу»

Евреи часто гостили в богатом доме Рембрандта: с ними он обсуждал ветхозаветные тексты и учил иврит, их же рисовал на своих библейских картинах. С ними он остался и после банкротства, поселившись в местном гетто, в котором видел теперь и отражение своей судьбы.

Правда о Биробиджане

Правда о Биробиджане: «свинцовые мерзости» имперского антисемитизма

24-го октября 1795-го года была подписана третья конвенция, по которой к России отошли польские земли восточнее рек Буг и Неман.

 

Путешествия