Субботняя Школа: Путь к вере
Библейские тексты для исследования: Гал. 3:21–25; Лев. 18:5; Рим. 3:9–19; 1 Кор. 9:20; Рим. 3:1, 2; 8:1–4.
Памятный стих: «но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.» (Гал. 3:22)
Почтовые голуби издревле славились своей способностью пролетать сотни километров в день и с удивительной точностью долетать до места назначения. Но даже лучшие почтовые голуби порой сбиваются с пути и не возвращаются домой. Один из таких случаев произошел в Англии, когда около 20 тысяч птиц (стоимостью более 600 тысяч долларов) не вернулись в свои голубятни.
Большинству из нас так или иначе приходилось сбиваться с пути и теряться, и все мы знаем, насколько это неприятно. В таких случаях человек испытывает волнение и страх, порой даже панику.
Все это справедливо и по отношению к духовной жизни. Даже после принятия Христа можно со временем заблудиться и потерять Господа из виду.
Но добрая весть заключается в том, что Бог не оставил нас одних. Он указывает путь к спасению через Свое Слово, и этот путь включает в себя и закон, и благодать. Многие пытаются отделить закон от Евангелия; а некоторые даже считают, что они противоречат друг другу. Это мнение не просто ошибочно, оно влечет за собой самые серьезные последствия. Без закона у нас не было бы Евангелия. И понять Благую весть без закона просто невозможно.
Скачать пособие по изучению Субботней Школы
{tab=М. Глебушко}
Путь к вере
Закон и обетование. Гал.3.21
Итак закон противен обетованиям Б-жиим? Никак!
Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона (Гал.3:21).
- Праведность – слово исключительно из религиозного лексикона, и вне церковной жизни его не встретить вовсе. Но какое соответствие (синоним) к этому слову подбирает Павел?
= «Животворить». Павел приравнивает два правила: Закон не может животворить = закон не может давать праведность. Животворить, т.е. давать жизнь (в оригинале здесь: «могущий оживить»). Праведность – это способность дышать жизнью, её течением, её тревожной непонятной полнотой. Б-га всегда интересует наша насыщенность жизнью, которую Он задумал для нас. (Помните: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком», Иоан.10:10;
«с избытком даст тебе Господь Б-г твой успех во всяком деле рук твоих, в плоде чрева твоего, в плоде скота твоего, в плоде земли твоей; ибо снова радоваться будет Господь о тебе, благодетельствуя [тебе],…» Вт.30:9). Почему? потому что сегодня Он, не получая отклика от наших сердец, Сам стремится и тоскует по этой полноте и тревожит и нас Своими призывами и волей. Мы хотим быть праведными (т.е. принимающими Его необоримую жизнь), чтобы не страдал Он, повелевший написать: «От великой скорби и стесненного сердца я (Я) писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я (Я) в избытке имею к вам», (2Кор.2:4). «Я охотно буду издерживать [свое] и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я (Я) менее любим вами», (2Кор.12:15).
- Какие ошибочные понятия (о праведности) имели противники Павла о законе? какое мнение Павел оспаривает в этом стихе?
= Некоторые полагали: праведность (т.е. правильные отношения с Б-гом) возможно выстроить моральным поведением в соответствии с нормами Закона. Но это не так, утверждает Павел. (Малый ребенок, будящий всех среди ночи и ходящий не на горшок, ведет себя никак не по Закону семьи. Но родители любят его, безмерно наслаждаются самим фактом его существования, немощным общением с ним, его улыбками, ножками и т.д. Не соответствие Закону почему-то прощается нами тем, кого мы любим.)
- «Хотя закон не может нас спасти, обсудите, какие преимущества и благословения несет в себе послушание закону?»
= наше стремление во что бы то ни стало поступать законно свидетельствует о нашем желании длить и утверждать отношения с Б-гом, который Сам всегда поступает по Своему святому Закону.
Под стражею закона (гал.3.22,23)
Закон наш страж (гал.3.24).
22 но Писание всех заключило под грехом,
дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. (буквально: через веру Иисуса Христа)
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, (буквально: мы охранялись Законом)
до того [времени], как надлежало открыться вере. (буквально: быть открытой вере – апокалиффИне)
24 Итак закон был для нас детоводителем (педегогОс) ко Христу,
дабы нам оправдаться верою (буквально: мы были оправданы – выражение идет в пассиве)
(Гал.3:22-24).
- что делает Писание? = заключает под грехом, т.е. будоражит нас напоминанием, что мы далеко от Б-га, от того восприятие жизни, когда каждый день становится встречей с Ним, без барьеров с нашей стороны.
«Слово, переведенное как «стража» (ст.23), дословно означает «охрана». Хотя оно может иметь и негативный оттенок — как «сторожить» или «стеречь» (2Кор.11:32), в Новом Завете оно обычно употребляется в положительном смысле — «соблюдать», «сохранять», «защищать» (Флп.4:7; 1Петр.1:5). То же самое можно сказать о слове «заключены» (Гал.3:23).»
«Писание всех заключило под грехом» глагол «заключить» в Лук.5:6 переведено как «поймать» («Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась».) Помните историю, как Б-г поймал Иакова у потока Иавок? Иаков пытался сопротивляться, а Б-г не выпускал его из Своих рук и напоминал ему его грех против брата.
В другом месте Павел так описывает это заключение или плен:
«Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Б-гом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Б-жия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу,
и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится» (2Кор.10:4-6).
Еще раз прочитаем:
22 но Писание всех заключило под грехом,
дабы обетование верующим дано было…
Т.е. Павел рисует такую картину, - мы открываем Писание и вдруг обнаруживаем себя полностью связанными (навсегда плененными) Словом (обетованием): «ты долго убегал от Меня, но теперь Я тебя поймал; почувствуй-ка силу Моих рук, разгляди их получше. Не выпущу.»
«дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа» (буквально: через веру Иисуса Христа. Его верность – причина нашего и пленения Им и освобождения Им.)
Б-г говорит: «не выпущу, пока не узнаешь Мою веру».
- т.е. вера Б-га, Его замысел о нас, открывается когда? = когда мы пребываем «под стражею» Закона. Если мы пленены им (Законом), понимаем нашу зависимость и привязанность к нему, когда мы водимся им (как записано в 24 ст.), только в этом случае совершается «пришествие веры» (23ст).
- Почему только «под Законом» возможна вера? (возможно и открытие Его веры и появление нашей готовности положиться на Его верность?)
= попытки жить с Б-гом, т.е по Закону, выявляют нашу слабость и заставляют нас искать понимания Его путей для нас, задавать Ему личные вопрос о том происшествии, которое никак не удается у нас. «Склонность людей к самообману велика». Открываем Писание = даем Б-гу снимать с нас «очарования» сатаны.
- Иер.17:9 гласит: «Лукаво ( עקבаков – тот же корень, что и в имени Иаков) сердце человеческое более всего и крайне испорчено ( ענשануш – тот же корень, что и в слове «человек»); кто узнает его?». Как Б-жий Закон «удерживает» нас от необдуманных поступков? = сам по себе Закон нас не удерживает, он лишь предупреждает, что Б-г на моем месте поступил бы таким образом. А уже для того, чтобы заставить себя склониться к решению Б-га, нам и нужно узнавать Его веру, как-то взаимодействовать с Ним. Такое взаимодействие обычно и называется «позволить Б-гу запечатлеть Свой Закон в нашем сердце».
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, (буквально: мы охранялись законом)
до того [времени], как надлежало открыться вере. (буквально: быть открытой вере – апокалиффИне – т.е. Б-г дает Откровение о Своей вере)
В этой части письма Павел трижды упоминает Пришествие:
19 ст - пришествие Семени,
23 и 25 ст. – пришествие веры,
и это об одном и том же событии, когда вера Иисуса была продемонстрирована в Его воплощении и смерти; Он – Начальник и Совершитель веры (Евр.12:2. Веру проявляли и патриархи и пророки, и ждать человеческой веры было не нужно.)
Обратим внимание, как меняются местоимения в описании Павлом действий Закона, обетований и веры: «Мы» в 23,24,25 стихах, а далее - «вы». - Кто такие мы? = иудеи (2:15). Только для них Закон мог был «детоводителем» ко Христу, поскольку язычники ничего не знали о Законе до Христа. (Поэтому, когда сегодня евангельские христиане утверждают, что Закон для них был только детоводителем ко Христу, а теперь они освободились от него, звучит, по крайне мере, странно.) Только для иудеев выражение «до того времени» (23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того [времени], как надлежало открыться вере.) имеет смысл.
Закон и верующий (Гал.3.24,25).
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; (чтобы мы были оправданы – в пассиве, т.е. текст делает ударение на действиях Б-га, а не нас; оправданы Его верой и действиями)
25 по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя (Гал.3:24,25).
«Детоводитель» (педагогОн), - «ведущий детей»
«Закон был (детоводителем)» – буквально: оказался, сделался, был, стал.
- Павел уподобил Закон воспитателю. Когда ребенок выходит из под руководства воспитателя? = когда овладевает темой, предметом, который ему преподает воспитатель.
- Воспитатель прививает ребенку желание учиться, прилежание, «ставит» пальчики на ручку. Но в какой-то момент он заканчивает свои занятия с ним. Что происходит дальше? = ребенок, используя полученные навыки, начинает обучаться у следующего учителя (письму, счету, географии, языкам и т.д.). Затем у преподавателя следующего уровня, который углубляет основы дисциплин и выявляет склонность ученика. Затем появляются те, кто способны дать профессиональное образование, научить самому извлекать законы и обучать ими других. Т.е. по большому счету мы учимся постоянно.
- Сможем ли мы когда либо постичь Закон? = Нет, «Закон Господа совершен» (Пс.18:8), также как и Сам Творец. Постигая его, мы постоянно идем от одной заповеди к другой. В этом воля Господа о нас:
«А [говорят]: "кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов [матери]? Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного".» (Ис.28:9,10) Исайя запечатлел на страницах книги возмущение иудеев своего времени постоянным учением у Закона. За это не желание постоянно постигать Его Б-г оставил их вводить и водиться собственными заповедями: «Им говорили: "вот - покой, дайте покой утружденному, и вот успокоение". Но они не хотели слушать. И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, - так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены», (Ис.28:12,13).
- Ребенок выходит из-под власти детоводителя, когда вырастает. Когда мы «вырастим» во Христе? = 13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Б-жия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;
14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,
15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,
(Еф.4:13-15).
- «Возрасти» в праведности до уровня Иисуса крайне проблематично, и даже совершенно невозможно. И не только потомкам Адама, но и любой сотворенной Им личности: встать рядом с законом не под силу даже непавшим. Но, вместе с тем, непавшие миры все же живут по Закону. Как им это удается?
= так же, как это возможно и нам:
«Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя (24,25ст).
Процесс постоянного уподобления Христу закрепился в них, как главное составляющее жизни. К этому следует тянуться и нам, к такому положению, когда мы становимся способны сами постигать Закон, когда тянемся к нему, когда способны сесть, прочитать и увидеть Иисуса в Законе без подсказки комментариев, а по наставлению Святого Духа. О таком видении Закона, как постоянного детоводителя к Его Устроителю, в мессианское время писал еще Иеремия:
«И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: "ковчег завета Господня"; он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет. В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего» (Иер.3:16,17).
- Почему по открытию (кульминации) веры Иисуса при Его воплощении и смерти роль Закона изменилась, и иудеи (верующие прошлых веков) словно вышли из под его охраны?
= теперь, увидев жизнь и смерть Иисуса, мы оказались пленены Его образом, уже не предугадываемым при чтении Закона, но встреченным реально, и через это сделались способны видеть, как Он ведет себя по Закону в мире, что возле нас, как точно исполняет Свои обетования.
Марианна Глебушко
{tab=В. Олийник}
Центр духовного просвещения
Библейская школа
Урок №6, «Путь к вере»
12 августа 2017
Преамбула: информация пособия СШ за ПН и ВТ объединена в один раздел, т.к. рассматривает один стих.
I. Закон и обетование (ВС).
- Дает ли жизнь закон тяготения?
- Прочитайте Гал. 3:21,22 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Проверьте начало 21 ст. в иных переводах («Значит ли это, что Закон противоречит обещаниям Божьим? Ни в коем случае!» (Кулаков))
б. Напомните, о каких обетованиях идет речь? (см. 16 ст. – о Христе; между Торой и Христом нет конфликта!)
в. В каком случае был бы конфликт между Торой и Христом? (21 ст. – если бы Закон мог давать жизнь)
г. Нет ли противоречия между 12 и 21 ст.? (нет; закон не дает жизнь, а показывает, как сохранить жизнь, как она устроена)
д. Объясните начало 22 ст. («Писание говорит, что все во власти греха» (РБО); см. Пс. 13:2,3; Еккл. 7:20)
е. По возможности проверьте концовку 22 ст. в оригинале или дословном/подстрочном переводе («из веры Иисуса Христа», т. е. из Его верности; Он в совершенстве исполнил закон)
- Во свете этого раздела закончите фразу: «Я оправдан(а) …»
II. Под стражею закона (ПН). Закон – наш «страж» (ВТ).
- Прочитайте Гал. 3:23 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Была ли вера до Христа? (Конечно! См. 6 ст. – Авраам, список «героев веры» – Евр. 11 глава и т.д.)
б. О какой вере идет речь? (в оригинале используется артикль – «та самая вера», о которой шла речь в предыдущем, 22 ст., – о вере Иисуса Христа)
в. Посмотрите, как переводится слово «стража» – в оригинале φρουρέω (фрурэо) – в 1Петр. 1:5 и Фил. 4:7, и выразите своими словами функцию Закона (закон охраняет человека – Пс. 18: 8-12 – «охраняется ими»!)
- Какие преимущества и благословения принесло послушание Закону в вашу жизнь?
III. Закон – «детоводитель» (СР).
- Прочитайте Гал. 3:24 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Объясните слово «детоводитель» («наставник, воспитатель» (Кулаков, сноска); в оригинале παιδαγωγόs (пайдагогос), отсюда русское «педагог»)
б. По возможности проверьте фразу «ко Христу» в оригинале или дословном/подстрочном переводе («во Христа»; тот же предлог оригинала εἰς (эйс) используется в 27 ст. – «во Христа крестившиеся»; Закон вводит во Христа! См. Ин. 5:46,47)
в. Вновь, о чьей вере идет речь? (о вере/верности Христа)
- Нужен ли букварь тому, что научился читать и писать? Однако можно ли нарушать изученные в букваре правила?
IV. Закон и верующий (ЧТ).
- Прочитайте Гал. 3:25 (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Найдите слово «пришествие» в ближайшем контексте – на что оно указывает? (19 ст. – «до времени пришествия семени»; 23 ст. – «до пришествия веры»; 1-е пришествие Христа)
б. Еще раз: о чьей вере идет речь? (в оригинале вновь артикль: вера Иисуса Христа)
в. Кого описывает местоимение «мы»? (иудеев – см. 2:15; в исторической перспективе лишь они были под руководством Торы; к сожалению, большинство христиан не обучались Торе, поэтому не могут применить к себе это утверждение)
2. У кого нет нужды в педагоге? См. Лк. 6:40. Нужен ли еще педагог (Тора) вам лично?
Виталий Олийник
{tab=В. Ручко}
Урок №7. Путь к вере (Галатам 3:22)
Q. Как вы пришли к вере? (коротко, поделитесь в своем классе)
I.Закон и обетование
- Прочитайте (по очереди) Гал. 3:21 и ответьте на вопросы:
а. Почему апостол задает этот вопрос: см. (РБО) «Так значит,
Закон противоречит обещаниям Бога?» (некоторые
христиане считали, что закон конфронтирует с благодатью
и поэтому время закона прошло и настала эра благодати)
б. Какой ответ на этот вопрос дает апостол Павел?
(РБО) «Ни в коем случае!»)
в. Как Библия расставляет акценты, когда говорит о законе и
жизни? Смотр. Лев. 18:5 и Втор. 6:24. (внимательно читая
эти тексты вы увидите, что акцент делается не на законе а
на законодателе, Который является источником жизни, о
чем и говорится в Гал. 3:21)
- Объясните, почему закон не противоречит обещаниям Бога?
II.«Под стражею закона»
- Прочитайте Гал. 3:23 и ответьте на вопросы:
а. Кого Павел подразумевает под словом «мы»? (Гал. 2:15)
б. Как вы понимаете выражение «под стражей закона»? (В
зависимости от контекста оно может иметь несколько значений:
– «Под законом» — характеристика ложного пути спасения (Гал. 4:21).
– «Под законом» — под осуждением закона (см. Рим. 6:14, 15).
– «Под законом» — под юрисдикцией закона. Это выражение можно
также понимать как «в рамках закона». То есть «жить в рамках
требований закона» через единение с Христом (1 Кор. 9:21). «Делами
закона», то есть через попытки соблюсти закон без Христа,
невозможно оправдаться, потому что «праведный верою жив будет»
(Гал.3:11). Эта истина не отменяет закон; она лишь показывает, что
закон не может дать нам жизнь вечную. (Урок. СШ)
- Насколько нахождение под «стражею закона» вдохновляет
людей, и лично вас, на духовную жизнь?
III. Закон - наш «страж»
- Прочитайте (по очереди) Гал. 3:19-23 и ответьте на вопросы:
а. По какой причине дан Закон? (с.19)
б. Что означает быть «под стражею Закона»?
в. Как Закон охранял Израиль от разложения?
- Чем заповеди Божьи могут помочь нам в практической
жизни?
IV. Закон — «детоводитель»
- Прочитайте Гал.3:24 и ответьте на вопросы:
а. Как вы понимаете значения слова детоводитель?
б. Почему Павел говорит о законе, как о "детоводителе"?
в. Куда направляет и чему учит нас закон? (Закон открывает
нам, что есть грех, и тем самым заставляет нас ощутить
нужду во Христе, побуждает искать у Него прощения и мира в
покаянии перед Богом и вере в Господа нашего Иисуса Христа»
(Э. Уайт. Избранные вести, т. 1, с. 234).
- Какое влияние на вашу жизнь оказал закон Божий?
V. Закон и верующий
- Прочитайте Римлянам 8:1-3 и ответьте на вопросы:
а. Кому нет никакого осуждения? "тем, которые во Христе
Иисусе живут не по плоти, но по духу" (ст.1)
б. Как называются два закона, о которых говорит ап. Павел?
"закон духа жизни" "закона греха и смерти" (ст.2)
- Прочитайте Римлянам 8:4 и ответьте на вопросы:
a. Как нам нужно жить, "чтобы оправдание закона
исполнилось в нас"? ("не по плоти, но по духу.")
б. Как бы вы рассказали своему неверующему приятелю,
что значит жить "не по плоти, но по духу"? Являетесь ли
вы примером такой жизни для тех, кто вас окружает?
- Почему наше спасение всегда должно основываться на
подвиге Христа ради нас и ни на чем другом?
Вывод: «Одна из задач закона — указать грешникам на их нужду во Христе. Подобно стражу, он раскрывает нам характер Бога и защищает от зла. Но, подобно воспитателю, он также указывает нам на наши грехи и осуждает нас. Христос вписывает закон в наши сердца и освобождает нас от его осуждения.» СШ
Валерий Ручко
{/tabs}
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.
Пожалуйста, не размещайте комментарии в стиле «а вот ссылка на мою статью». Такие комментарии могут публиковать только авторы.