Субботняя школа | Комментарии для учителей | Урок СШ

Урок 3 | III кв. 2017 | Единство Евангелия

Субботняя Школа: Авторитет Павла и Евангелие

 

Библейские тексты для исследования: Гал. 2:1–14; 1 Кор. 1:10–13; Быт. 17:1–21; Ин. 8:31–36; Кол. 3:11.


Протестантский реформатор Жан Кальвин считал, что разобщенность и разделение являются главным оружием дьявола в борьбе с церковью, и предупреждал, что христиане должны всячески избегать раскола, словно чумы.Памятный стих: «Дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Флп. 2:2).

Однако можно ли ради единства поступиться истиной? Представьте, что произошло бы, если бы Мартин Лютер, отец Реформации, на сейме в Вормсе ради единства отрекся бы от своих взглядов и убеждения, что спасение дается исключительно по вере.

«Если бы Лютер уступил хотя бы в одном пункте, тогда бы сатана и все его воинство торжествовали победу. Но его непоколебимая твердость явилась залогом освобождения церкви и положила начало новой, лучшей эры» (Эллен Уайт. Великая борьба, с. 166).

В Гал. 2:1–14 мы видим, как Павел делает все возможное, чтобы сохранить единство среди апостолов, тогда как некоторые верующие пытаются уничтожить его. Однако, признавая важность единства, Павел отказывался поступиться истиной ради достижения этого единства. Хотя настоящее единство подразумевает многообразие, целостность Евангелия не может быть разменной монетой.

 

Скачать пособие по изучению Субботней Школы

 

М. Глебушко

Послание к галатам является самым ранним из посланий Павла. Оно было написано в 49 г. н. э., вскоре после знаменитого Иерусалимского совета. Поэтому книга претендует на звание древнейшего из известных нам христианских документов.

 

ЕДИНСТВО ЕВАНГЕЛИЯ

 

«Дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Флп.2:2).

 

Любое письмо Павла было вынужденным: какие-то неустройства в церквах вынуждали Павла вмешиваться в них. В Гал.2:1-14 Павел подходит к характеристике тех, кто в этой области противостал воле Господа и описанию, в чём противостал.

 

Важность единства. Воскресенье

Обрезание и лжебратия. Понедельник

1 Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита.

2 Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался.

3 Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться, (Гал.2:1-3)

– о каком событии вспоминает здесь Павел? = Первый Иерусалимский собор церкви (Деян.15) решал вопрос об обрядовой стороне проявления веры у обращённых язычников. Послание Галатам добавляет подробности в происходящее тогда:

– Кто был инициатором похода Павла в Иерусалим, согласно книги Деяний? «Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим» (Деян.15:2). = Хотя в Деян.15:2 написано, что Павел был послан на собор Антиохийской церковью, Гал.2:2 отмечает, что за этой поездкой стояло откровение. Откровенный разговор Иисуса с человеком. Он Сам назначает времена и сроки, когда обратиться к нам, и Сам выбирает тему разговора.  Господь рассудил, что пришел срок обсуждённое Им когда-то с Павлом про свидетельство язычников о Нём должно стать достоянием всей церкви.  Готовы мы или нет, услышали мы Его прошлые слова или додумаем, «довспоминаем» их по ходу движения, но Свой разговор с нами Господь длит всё дальше и дальше; Он посылает откровение. «Он восхотел идти в Иерусалим» (Лук.9:51).

 

- Что представил Павел руководителям христианской церкви в Иерусалиме? = «благовествование, проповедуемое мною язычникам» (Гал.2:2). («Благовествование» в синодальном переводе – буквально: евангелие)

- Какой конкретный вопрос поднимался на Иерусалимском соборе, который Павел разрешил евангелием? «5 Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать [язычников] и заповедывать соблюдать закон Моисеев. 6 Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела» (Деян.15:5,6) =  Тема Иерусалимского собора касалась допустимого выражения человеческой веры. Мы сотворены по образу Его, а значит свидетелями о Нём. Знаем мы это или не знаем, сопротивляемся этой сути в нас или следуем ей. Только в контексте этого свидетельства, подчиняясь его требованиям,  мы становимся собой, - в христианской традиции это называется спасением, искуплением, освящением  и т.д., но суть этих процессов одна: в их итоге мы становимся свидетелями о Нем («Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего»…Откр.12:11). Народ Авраама смог сохранить откровение о том, что свидетельство о Нем может быть разным, поскольку разным являются и Его служения. Закон Моисеев четко описал два поручения человеку, два свидетельства - обрезанных и необрезанных членов общества.  Эти две группы несли два разных свидетельства о Мессии Израиля:

– обрезанные через порученные им обряды и постановления рассказывали о Мессии прославленном, Первосвященнике Храма;

– необрезанные члены Израиля – о Мессии униженном, Сыне человеческом, соприкасающимся с грехом и грешниками (отсюда,  например, разрешение необрезанным прикасаться к мертвечине или запрет для них восходить в  Храм, - на который мы, увы, склонны насмешливо указывать иудеям, забывая, что он был установлен вовсе не ими, но в свидетельство об умалении: «ибо Я еще не восшел к Отцу Моему», Иоан.20:17). 

Разделительной чертой между двумя группами Израиля служило обрезание – знамение «совлечения плоти греховной» (Кол.2:11), т.е. знак «прославленной» плоти. Считалось, что при Пришествии оба свидетельства сольются в одно (поскольку уже не будет нужды пророчествовать далее о Сыне человеческом). Поэтому принявшие весть о Мессии иудеи заговорили об обрезании уверовавших язычников:  восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие (Деян.15:5), т.е. восстали те, кто знал Закон и Пророков. Следует помнить, что до появления христианства «необрезанность» в Израиле не была проблемой, да и сейчас это не проблема: в любой синагоге нееврею, желающего принять Б-га Израиля, доступно объяснят, что ему нет необходимости обрезаться – достаточно соблюдать семь законов Ноя. Посмотрите, как обрезанные христиане, т.е. христиане знающие Закон, отреагировали на визит Петра к Корнилию: «Выслушав это, они успокоились и прославили Б-га, говоря: видно, и язычникам дал Б-г покаяние в жизнь» (Деян.11:18) Действие происходит ранее Иерусалимского собора и писем Павла. Где здесь требование обрезать дом Корнилия? Его нет. Но Мессия всё же пришел, и Его приход должен как-то отразиться в нашем служении Ему, в нашем посвящении Ему. Закон и Завет утвердились в Его пришествии и смерти. Для нас, язычников по плоти, \сначала узнавших Христа, а потом Закон\, Его смерть ничего не сдвинула в Законе, который мы просто не знали до Него. Но для иудея это было не так: откровение Б-жье пошло вперед, каких же изменений это требует теперь от него? Принятие Мессии вызвало потребность еще раз пересмотреть Закон по вопросам принадлежности и пребывания в Завете.

 

Обратите внимание, как происходило обсуждение вопроса обрезания в Иерусалиме:

«5 Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили,… 6 Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.

7 По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им…» (Деян.15:5-7). – Как происходило обсуждение? = Долго и открыто: лицом к лицу, не удаляясь друг от друга до полного выяснения вопросов и отношений.

 

– Какое постановление сделал собор? = утвердил пребывание язычников в церкви необреанными, сохранив за ними обязанность нести свою часть свидетельства о Мессии, записанную в Законе: 

«19 Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Б-гу из язычников, 20 а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.21 Ибо [закон] Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.» (Деян.15:19-21).

Эти 4 запрета для обращенных язычников (идоложертвенное, блуд, удавлина, кровь) трижды (!) повторены в писаниях Нового Завета (Деян.15:19-21; 28,29; Деян.21:25).

(Не обсуждаем сейчас, почему именно к этим 4 типам заповедей стягиваются обязанности обращенных язычников, – для таких обсуждений нужно знать Закон, – но они повторяют то деление, что ко времени Павла, иудаизм проработал об обязанностях обрезанных членов Израиля:   «Если нееврей скажет еврею преступить одну из заповедей, упомянутых в Торе, кроме запретов на идолопоклонство, прелюбодеяние и пролитие крови, еврей должен их преступить, чтобы не быть убитым (Т.е. не при каких обстоятельствах еврей не должен преступать эти три запрета, если хочет остаться евреем). (Иерусалимский Талмуд, тр. Санхедрин 3:21б; также эти же заповеди - тр. Швиит 4:35а Вавилонский Талмуд, тр. Санхедрин 74а,  Тосефта на  тр. Шабат 15:16).

И, кстати,  в связи с этими заповедями можно вспомнить и сына любимого учителя Павла, с которым будущий апостол вместе учился у ног его отца:

«Когда рабан Шимон бен Гамлиэль увидел его, то заплакал. Сказал ему раби Йеошуа: почему ты плачешь? Сказал ему тот: как же мне не плакать, если мы идем на казнь, как прелюбодеи и как проливающие кровь, и как идолопоклонники» (Мидраш шир-аширим гл1,3).)


Т.е. проговорим еще раз: иерусалимский собор подтвердил обязанность необрезанных верующих соблюдать установленные для них Законом правила, удостоверив, что для людей, остающихся в этом статуе, есть место в дальнейших планах Б-жьих.

 

А теперь вернемся в Галатию, к письму Павла, к событиям, которые происходили здесь после Иерусалимского собора:

«1 Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита. 2 Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался.

3 Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться,

4 а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, 5 мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас.» (Гал.2:1-5)

 

– Как Павел называет тех, что противостояли ему и евангелию, одобренному на Иерусалимском соборе, тех, кто превращал это евангелие и смущал галатийцев? («есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово», Гал.1:7)? = это лжебратья (члены церкви!), но они отчего-то не свободно заходят в церковь, но вкрадываются в неё, действуют тайно, по каким-то не евангельским побуждениям. Они «скрытно приходили посмотреть за нашей свободой», т.е. они не действовали в Иерусалиме открыто, поскольку понимали, что их позиция противоречит мнению церкви, которое все более и более прояснялось и утверждалось. Позже они дошли до галатийских и явно до других церквей. И Павел везде старался противостоять их проповеди и влиянию:  «мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас» (5ст). Необходимость остановить разрушительную деятельность этих людей и вызвало написание послания к галатам.

 

– Теперь посмотрим, что проповедовали эти лжебратья? Как они «превращали» евангелие, в том числе среди галатийцев? «12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, 13 ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти» (Гал.6:12,13). = они принуждали обрезываться язычников, принявших христианство, причем не основывая это требование на Законе, но чтобы  «не быть гонимыми за крест Христов» (обрезание в римской империи действительно давало преимущества и свободы в богопоклонении); они обрезывали сами себя, но, опять же, вовсе не для того, чтобы взять на себя обязательства свидетельства Закона, которые несли и несут до сих пор на себе обрезанные члены Израиля: «ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона» (в иудеях, принявших Иисуса, Павел многократно отмечал другое отношение к Закону: «Они же, выслушав, прославили Б-га и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона», Деян.21:20).

(Синодальный перевод здесь \Гал.6:13\ очень точно предает греческий оригинал: «обрезывающиеся» – т.е. обрезывающие сами себя \возвратная форма\, а не «обрезанные». В греческом языке это разные слова)

Лжебратья, смущающие галатийцев, были не иудеями, обрезанными от природы (поэтому настоящему иудею нет смысла хвалиться обрезанием), это язычники, принявших обрезание во избежание гонений, но оставшиеся далеки от Закона. Они принуждали христиан из язычников к такому же обрезанию. (Иудеи, как мы отмечали, не призывают язычников к обрезанию.) Против таких людей и выступает Павел.

 

 – «А мы знаем, что закон добр» (1Тим.1:8). Скажите, какая часть Закона добра? = весь Закон добр. Весь. В том числе заповедь об обрезании. – В чем же тогда была ошибка лжебратьев, завлекающих христиан к обрезанию?

= они не желали «нести крест Христов» (готовы принять обрезание без тех обязанностей, что идут вместе с ним, поэтому Павел говорит:  «Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон», Гал.5:3);

их «лицемерие» (далее Павел употребляет это слово – Гал.2:13) вносило разделение в церковь.

 

– Это было бы действительно очень удобно: обрезать всех членов церкви и тем самым избежать гонений, и даже объединив в таком «обрезании» всех верующих. Почему первая церковь не пошла по этому пути?

= Такое решение принизило бы весть и славу как обрезанных, так и не обрезанных. Свидетельство обрезанных умалилось бы в том, что теперь можно было бы носить знак, без соблюдения Закона. Свидетельство необрезанных умалилось бы в том, что делало страх достаточной причиной отказываться от своих обязанностей перед Небом.  Если бы вопреки Закону апостолы сделали христиан или всех обрезанными или всех не обрезанными, тем самым они бы умалили (и уничтожили) одно из свидетельств о Б-ге, установленных Им Самим.    

 

Единство в многообразии. Вторник

Читаем послание Павла дальше:

«И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Б-г не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более» (Гал.2:6)

Павел описывает происходящее на Иерусалимском соборе. С одной стороны руководителей церкви Павел называет …как? Знаменитые («знаменитейшие» 2ст), а с другой замечает, что Б-г не взирает на лицо человека. - Как согласовать это его отношение к первоапостолам? (Опять же упоминая, что вторично он пришел в Иерусалим только через 14 лет после первого короткого свидания с апостолами, «Павел свел до минимума ценность какого-либо наставления, которое мог получить от них», Ком.АСД на Гал.2:2). =  «Он (Павел) рассматривал своё призвание как высокую честь и веря этому, поддерживал авторитет других, когда в этом возникала необходимость» (Ком.АСД на Гал.2:6). Ценя свое поручение от Б-га, Павел уважал служение других,  – очень важное правило, сохраняющее единство церкви в многообразии даров и служений внутри неё.    

 

«7 Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных -

8 ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников, -

9 и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам [идти] к язычникам, а им к обрезанным,

10 только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности» (Гал.2:7-10).

Прежде, чем писать об отношении Апостолов к его вести (9ст), Павел считает нужным указать на свой главный Авторитет в духовных вопросах: 7, 8 ст. – у Церкви есть Содействующий, Который и поручает каждому его служение.

 

– 7 ст. Неужели есть два благовестия? = «нет двух различных благовествований, одно для обрезанных и другое для необрезанных» (Ком.АСД на Гал.2:7).  Есть разделение на два служения  \подобное двойственному свидетельству Израиля о своем Мессии\.

9 ст. – «апостолы через этот жест признали их как равных в христианском служении». (Ком.АСД на Гал.2:9). Первым здесь назван не Петр, но Иаков, брат Иисуса (1:19), который был руководителем Иерусалимской церкви. Вместе с тем, он как и Павел, первоначально не был среди учеников и Апостолов Иисуса.

 

10 ст. – благотворительность без разделения на обрезанных и не обрезанных, благотворительность как средство для сплочения церкви.  «Без сомнения, это ссылка на бедных христиан в Иудее» (Ком.АСД на Гал.2:10). Нищие в Иудее. Почему именно нищим в Иудее нужно было оказывать материальную поддержку? Экономически земля Израиля была не самой бедной местностью: чтобы согнать с неё христиан понадобились гонения. Среди иудейских общин, находящихся в рассеянии, существовал обычай поддерживать верующих, проживающих на территории Обетованной земли, чтобы кто-то продолжал молиться на земле Храма (опять же, не обсуждаем сейчас эту сторону Закона). При последнем посещении Иерусалима Павел напишет: «После многих лет я пришел, чтобы доставить милостыню народу моему и приношения» (Деян.24:17). Приношения – это слово из храмовых обязанностей. Одна христианская церковь не может принимать приношения от другой: милостыню и поддержку – да, приношения – нет.  В Гал.2:10 идет речь не просто о милостыне, но о поддержке обрезанным братьям нести их обязанности перед Законом.

 

 «Апостолы признавали, что Павлу «вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных» (Гал.2:7)... В обоих случаях Евангелие было одним и тем же, но способ его подачи зависел от народа, которому апостолы благовествовали... Что это говорит о единстве и многообразии (служения евангелия) Церкви?» = Поскольку у Б-га всегда есть люди вне церкви, и Он что-то говорит к ним, значит Б-жье Слово всегда шире, чем церковь. Есть многое, что мы не знаем о Нем, но можем узнать, заметив для Себя Его дела вне церкви и религии. 

 

Противостояние в Антиохии, Среда

Беспокойство Павла, Четверг

«11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. 12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.

13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.

14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?» (Гал.2:11-14).

11ст. – После Иерусалимского собора (Деян.15) церковь, помимо писем, посылает своих представителей в Антиохию, которая впервые и подняла вопрос о язычниках в Израиле (Деян.15:22).

12 ст. «Прибывшие от Иакова» – это не второе посольство из Иерусалима, но просто приезжие оттуда (с большой вероятностью, связанные с «лжебратьями», прибывшие поддержать «своих», со своими представлениями о сказанном на Иерусалимском соборе).   «они были членами иерусалимской церкви, а Иаков был их руководителем» (Ком.АСД на Гал.2:12).

 

– За что Петр подвергся нареканию от Павла?

= Иудеи не принимали и не покупали пищи у необрезанных,

 (за исключением самарян, об этом, например: «Бедняки-самаряне в отношении достоверности (об остатках урожая с поля) уравнены с  бедняками-евреями; но беднякам-язычникам нельзя верить ни в чем» (Тосефта[4,1] на Пеа). «Пшеница, свезенная к мельнику-самарянину или к  мельнику из народа Земли (т.е израильтянам, не знающим Закон), остается в прежнем положении относительно десятинных пошлин и правил о субботнем годе; свезенная же к мельнику-язычнику становится демай (т.е. продуктами сомнительного происхождения)» (Демай 3:4) и т.д.)

поскольку о таких продуктах не было точно известно, была ли от них отделена десятина и начатки? не приготовлялась ли она совместно с такими продуктами, которые Закон запрещал принимать обрезанному, но разрешал необрезанному?

(например: «Не ешьте никакой мертвечины; иноземцу, который [случится] в жилищах твоих, отдай ее, он пусть ест ее, или продай ему,…» Втор.14:21; «И всякий, кто будет есть мертвечину или растерзанное зверем, туземец или пришлец, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера, а [потом] будет чист», Лев.17:15.

Приношение десятин не налагалось на «боящихся Б-га», поскольку о ней написано: «десятину сынов Израилевых» Чис.18:24,26...)

«Необходимо помнить, что решение совета в Иерусалиме относилось только к верующим из язычников. В нем не упоминалось об освобождении христиан из иудеев от церемониального закона» (Ком.АСД на Гал.2:11).

Петр, не знаток Закона, постарался уклониться от разрешения этой ситуации. 

 

Проблема пищи была велика, поскольку известно, что первые христиане почти ежедневно совершали вечерю («И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца», Деян.2:46). Как может христианин из иудеев принимать вечерю, приготовленную в доме необрезанного христианина, если от этого хлеба прежде не была отделена халаОт начатка вашего теста хлебную лепешку возносите в возношение; как возношение с гумна, так возносите ее. От начатка вашего теста давайте Господу возношение в поколениях ваших», Числ.15:20-21) и т.д.?

Павел страницами Писаний уже прошел через этот вопрос. И самое загадочное и печальное, что при всей большой на тот момент церкви и обрезанных и не обрезанных, только он сделал это. Не будем укорять Петра, просто вспомним о себе.

Сегодня нам не придет в голову размышлять о том, почему мы не обрезываемся, не носим цицит (о котором написано: «объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, …чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Б-гом вашим. Я Господь, Б-г ваш, …» Чис.15:38-41), не соблюдаем библейские праздники в их сроки («и празднуйте этот праздник Господень … это постановление вечное в роды ваши», Лев.23:41) и т.д. Почему мы не размышляем об этом? Потому что у нас есть некоторые готовые цитаты из писем Павла, потому что он прошел путь сидения над Писанием и спорами с Иисусом. Можем ли мы проследить ход его рассуждений, увидеть всю полноту указаний Писания по вопросу выражения нашей принадлежности завету с Б-гом?  «Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести» (1Кор.10:27) – из какой части Писания Павел взял это решение? Б-г скрыл эти размышления апостола (эти Свои ночные посиделки с Павлом над Книгой), и не потому, что они не важны. Но, вероятно, чтобы посмотреть, захочет ли еще кто-либо однажды объясниться с Ним о нашем выражении веры.

Нужно ли нам знать, почему мы не обрезываемся?  По большому счету, нет: посмотрели на Тита и успокоились. Это знание стало бы крайне необходимым только в том случае, если бы (как и в случае с Петром) по какому-то чуду на пороге нашей церкви появился человек в цицит и кипе.   

 

Интересно, что рассматривая тему обрезания, Павел прежде доказывает о себе и происхождении своего евангелия две вещи: он не основывается на иудейской традиции (что однажды уже привело его к убийству и богоотступничеству), он не основывается на мнении руководителей христианской церкви. Рассмотрение вопроса обрезания Павел начинает с рассуждения об опоре и исходной точке духовной жизни, – серьезный совет для нас, не правда ли? Да, Павел был не против, когда человек просто повторяет то, что увидел в церкви, – для этого он взял в Иерусалим Тита и вернул его необрезанным в Антиохию (Гал.2:3). Но рано или поздно возникает ситуация, когда Петр вдруг встречается с «пришедшими от Иакова», и на что в этом случае будет опираться наша убежденность в наших традициях? «Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?», (Деян.19:15).

Мы встречали иудеев, подчиняющихся Закону и трепетно принимающих мессианство Иисуса. Но встречали там же, где первоначально их искал и Павел: в синагоге. Почему не в церкви, ведь это ближе к их верованиям? По той же самой причине, почему Петр не вошел к Корнилию: сегодня никто в церкви не объяснит иудею обоснование законности принимать здесь вечерю или просто дружески ужинать, поскольку тот же Закон, который объясняет необрезанному его необрезание объясняет и обрезанному его обрезание. А нам достаточно примера Тита.

 

- «Что его (Петра) действия открывают нам о том, насколько прочно культура и традиции могут укорениться в нашей жизни и влиять на наши поступки

 

Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех…» (Гал.2:14) -  при «всех, кого это касалось» (Ком.АСД на Гал.2:14), как и сегодня в этом вопросе\

 

- «Как определить подлинное основание единства и уметь опираться на него, не отклоняясь от принципов Евангелия?» - вопрос должен быть задан именно в нашей церкви. Можно по-разному определять знаки того, что именно адвентизм (а не иная церковь) представлен в вести «трех ангелов». Но мы, в связи со второй главой послания галатам, хотели обратить внимание на один признак этого вестника:  «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу», (Откр.14:6), - 

Это не о том, чтобы суметь сообщить нечто всем.

Это о том, что однажды мы откроем для себя такое евангелие, которое описывает великую нужность для Б-га находок о Нём из всякого племени, а «во-первых» (согласно Павлу, Рим.1:16,20) незаменимый ничем и никем рассказ о Нём Его обрезанного доныне народа. Такому евангелию учатся только от Иисуса Христа (оно «вечное», т.е. не человеческое), как однажды это сделал и Павел: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал.1:11,12).

 

Тема называлась: ЕДИНСТВО ЕВАНГЕЛИЯ

П.ст – молитва Павла о нас: «Дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Флп.2:2).

 

Марианна Глебушко

 

В. Близненко

 

ЕДИНСТВО ЕВАНГЕЛИЯ

 

Павел один из первых кто воспевал и возвеличивал в своей жизни евангелие.

То дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; (Фил.2:2)

В чем суть радости для Павла?

1 Одни мысли

2 Любовь

3 Единодушие

4 Единомыслие

Мыслями начинается и мыслями заканчивается.

В связи с тем, что Павел понимает суть евангелия, пытается сохранить единство всеми возможными ему средствами. А другие Люди сеют разделение, чтобы пожать влияние своего авторитета.

Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.

Ибо от [домашних] Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.

Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов".

Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? (1Кор.1:10-13)

Здесь мы видим 4 группы:

1 Павлов-Группа из язычников

2 Апполосов-группа интеллектуалов, с философским уклоном

3 Кифов-иудейское крыло

4 Христов-те, кто пытаются сохранить единство в церкви и противостоят этим всем группам.

Дважды упоминается выражение братья, чтобы смягчить упрек и показать что если они братья то о разделении не может быть и речи.

Павел встречался с Петром в течении 15 дней, и они конечно же обсуждали вопрос евангелия. Петр не мог не сказать, что евангелие имеет начало (Марка1:1) И оно будет иметь свой конец (Матф: 24:14).

Может быть Петр усилил значимость евангелия еще двумя мыслями: Марка 8:35, 10:29. Единство между Иисусом и евангелием настолько велико, что невозможно к ним относится по разному.

И, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам [идти] к язычникам, а им к обрезанным,

только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности. (Гал.2:9,10) 

Рука общения это участие, совмесное сотрудничество.

Почему в контексте евангелия и праведности через веру вдруг всплывает вопрос о нищих?

  1. Они в нужде, потому что в нуждах святых нужно принемать участие.
  2. Это средство поддержания единства между Иудеями и Язычниками
  3. Личная любовь Павла к соплеменникам
  4. Церковь — это тело, и материальная сторона тоже содействовала укреплению единства.
  5. Верность договорённостям. (10стих)

 

Владимир Близненко

 

В. Олийник

 

Центр духовного просвещения

Библейская школа

Урок №3, «Единство Евангелия»

15 июля 2017

 

 I. Обрезание и лжебратья (ПН).

  1. Знаете ли вы людей, которых уместно назвать «лжебратьями»? (не называть имена!)
  2. Прочитайте Гал. 2:1-5 (по очереди) и ответьте на вопросы:

а. Кто ходил с Павлом в Иерусалим? (1 ст. – Варнава, 3 ст. – Тит)

б. Как это помогает определить, о каком визите идет речь? (см. Деян. 15:1,2 – «Павлу и Варнаве и некоторым другим»; это описание посещения Иерусалимского собора)

в. Откуда пришли «лжебратья» (4 ст.)? (см. Деян. 15:1 – «из Иудеи»)

г. На что указывает упоминание Тита в 3 ст.? (на то, что в Иерусалиме решался вопрос обрезания – см. Деян. 15:5)

д. В чем была ущербность необрезанного? (см. Исх. 12:48-51 – он не мог приносить жертвы, в частности, пасхальную)

е. Какое решение по обрезанию принял собор в Иерусалиме? (3 ст. – «Тита… хотя и Еллина, не принуждали обрезаться»)

ж. Почему для христиан тема обрезания не насущна? (отпала нужда в жертвоприношениях – см. 1Кор. 5:7; Евр. 9:11,12)

  1. Является ли обрезание грехом?

 

II. Единство в многообразии (ВТ)

  1. Прочитайте Гал. 2:6-10 (по очереди) и ответьте на вопросы:

а. Какова роль авторитета в вопросах истины? (нулевая – 6 ст.)

б. Чем руководствовался собор в Иерусалиме в своем решении? (7-9 ст. – фактом Божьего благословения в служении языч-никам; см. Деян. 15:14-17 – Священным Писанием)

в. Есть ли в Апостольских Писаниях (Новом Завете) отмена обрезания для иудеев? (см. Деян. 21:17-25 – нет!)

г. Поскольку в результате Иерусалимского собора одни хрис-тиане практиковали обрезание, а другие нет, было ли это нарушением единства? Почему?

  1. Какие вопросы сегодня могут решаться разными людьми в церкви по-разному, не угрожая единству церкви?

 

III. Противостояние в Антиохии (СР).

  1. Прочитайте Гал. 2:11-13 (по очереди) и ответьте на вопросы:

а. Что делал Петр до прибытия оппозиции? (12 ст. – ел с языч-никами; не сказано, что ел языческое!)

б. Почему это стало проблемой? (см. Деян. 10:28 – «Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником»)

в. Есть ли в Торе запрет на совместную трапезу с необрезанными? (НЕТ!!! Это часть традиций иудаизма)

г. Почему Петр поступил непоследовательно? (12 ст. – страх)

д. Что означает фраза «некоторых от Иакова»? (они были из Иерусалима, но не посланы Иаковом – см. Деян. 15:24)

  1. Есть ли в вашей жизни традиции, которые вы не в состоянии обосновать Священным Писанием?

 

IV. Беспокойство Павла (ЧТ).

  1. Прочитайте Гал. 2:11,14 (по очереди) и ответьте на вопросы:

а. Сколько раз и каким образом Павел разговаривал с Петром? (два раза: лично и при всех – 11,14 ст.)

б. В чем разница между «по закону» и «по-иудейски» – 14 ст.? (это разница между Писанием и традициями)

в. В каком смысле Петр принуждал язычников жить по-иудейски? (чтобы язычникам восстановить общение с Петром, им нужно было обрезаться «по обычаю Моисея» (см. Деян. 15:1, ориг.) и сделаться традиционными иудеями)

  1. Как разговаривать с человеком, который, подобно Петру, грешит сознательно? (вначале лично, затем – публично)

ВНИМАНИЕ!!! В качестве дополнительной информации по теме урока рекомендуем проповедь «Два обрезания» и «Пища: по-язычески или по-иудейски?» на канале Центра духовного просвещения из цикла «Послание к Галатам».

 

Виталий Олийник

В. Ручко

 

ЕДИНСТВО ЕВАНГЕЛИЯ

Q. В чем, по словам Христа, заключено блаженство миротворцев? (Мф. 5:9 – «назовутся сыновьями Бога»)

 

 I. Важность единства

  1. Прочитайте (по очереди) Гал. 2:1-2 и ответьте:

  а. Что побудило Павла отправиться в Иерусалим? (в процессе

     евангельской работы, становления и роста церкви, возникли 

     вопросы, которые Павел хотя и решал самостоятельно, но не

     мог легитимировать без других апостолов.)

  б. Кого Павел называет «особо знаменитейшими»? Что это

      говорит нам о Павле?

  в. Почему важно, по примеру Павла, периодически сверять

      свое богословие с другими верующими? Насколько это

      важно для единства общины?

  1. Какие существуют угрозы единству церкви сегодня?
  2. Являетесь ли вы миротворцем в своей общине? 

 

II. Обрезание и лжебратья

  1. Прочитайте (по очереди) Гал. 2:3-5 и ответьте на вопросы:

 а. Почему обрезание стало ключевым вопросом в споре между

     Павлом и иудействующими христианами? (Быт. 17:9-14)

 б. В чем была ущербность необрезанного? (Исх. 12:48-51 –

     он не мог приносить жертвы, в частности, пасхальную)

 в. Какое решение по обрезанию принял собор в Иерусалиме?   

    (3 ст. – «Тита… хотя и Еллина, не принуждали обрезаться»)

  1. Почему для христиан тема обрезания не насущна? (отпала

    нужда в жертвоприношениях – см. 1Кор. 5:7; Евр. 9:11,12)

 

III. Единство в многообразии

  1. Прочитайте (по очереди) Гал. 2:6-9 и ответьте на вопросы:

  а. Что Павел имеет ввиду говоря: «Бог не взирает на лица»? (6)

  б. Что было главным результатом встречи апостолов? (7-9 –

    были распределены целевые аудитории миссионерской деят.)

  в. Расскажите, что объединяло работу апостолов, а в чем

    проявлялось многообразие их деятельности? (истина была   

    одна – она объединяла, а методы донесения – различны, в

     соответствии с целевой аудиторией.)

  1. Насколько мы должны быть открыты для новых методов

    евангелизации, которые побуждают нас выйти из «зоны

    комфорта»? Какие методы и почему вызывают у нас

    беспокойство? Что необходимо сделать, чтобы стать более

    открытыми в этом вопросе?

 

 IV. V. Противостояние в Антиохии и Беспокойство Павла

  1. Прочитайте (по очереди) Гал.2:11-14 и ответьте на вопросы:

  а. В чем Павел обличил Петра и почему?

  б. Сколько раз и каким образом Павел разговаривал с Петром?

      (два раза: лично и при всех – 11,14 ст.)

  в. Насколько заразителен этот порок? (13 ст.)

  1. Что такое лицемерие? ( Словарь: Отрицательное моральное

      качество, поведение прикрывающее неискренность,

      злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью.)

  1. Как вы думает, почему апостол Павел так остро воспринял эту

    проблему?

  1. Почему лицемерие так распространено? Есть ли оно среди

     нас? Каковы его корни?

  1. Как лицемерие влияет на нас, наши семьи, детей, общины и

    евангельскую работу?

  1. Как нам избавиться от лицемерия?

 

Вопросы для обсуждения из пособия по СШ:

Большинству людей неприятны конфликты, но иногда избежать их просто не удается. Как найти в себе мужество, чтобы, подобно Павлу, в духе любви и смирения обличить неправильные поступки ближнего, компрометирующие церковь?

Все более численно увеличиваясь по всему миру, Церковь адвентистов седьмого дня в то же самое время включает в себя все большее разнообразие народов, культур, языков. Какие шаги может предпринять церковь, чтобы в этом многообразии не потерять единства? Как мы можем научиться принимать разнообразие культур и традиций и даже радоваться ему, но в то же время сохранять единство?

 

 

Валерий Ручко

Добавить комментарий

Правила комментирования просты: стиль дворянского общения. Это значит не "тыкать" незнакомым участникам, не высказывать что-либо в обидном тоне, не пользоваться крепкими выражениями и считать других умнее себя.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.


Защитный код
Обновить

Обсуждения

  • Природа Божества: один или един?

    • Мал.2:10 Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас? Слово "эхад" ...
       
    • Тарас, прошу Вас не вменять мне свои домыслы касательно моей мотивации в написании ...
       
    • Дмитрий, Вы невнимательно читали мою статью. Будьте любезны, приведите цитату из ...

Вход на сайт

Недельная глава

Дварим / Второзаконие | Ръэ ראה

Свобода выбора

Недельная глава Реэ начинается словами: «Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете» (Второзаконие 11:26-28).

Выбор Редакции

Одна в Краснодаре. Рассказ

Они расстались в лесу при переходе Эльбруса после того, как проехали на подводах дорогу в 500 км. Это были служащие Краснодарской «Заготконторы», которые категорически решили довести к нашим частям эвакуированный скот.

Откуда взялись еврейские песни?

Чья это улица, чей это дом…Чью песню пел русский пролетарий Максим?

В 1934 году на экраны кинотеатров Советского Союза с большим шумом и с большой помпой вышел полнометражный художественный фильм, снятый киностудией Ленфильм, под названием «Юность Максима».

 

Путешествия