Адвентисты Москвы приобщились к Храмовым праздникам


Обзор программы А. Болотникова «Храмовые праздники – древняя мистика или исполнившиеся пророчества?» Елены Копыловой.

Рассказывая друзьям о программе «Храмовые праздники – древняя мистика или исполнившиеся пророчества?» Александра Болотникова, доктора богословия, специалиста по иудаизму и христианству, писателя и кинодокументалиста, которая проходила 5-12 мая в Москве, я все пыталась сформулировать свои впечатления в двух словах.

Что это было? Может быть, так: обращение к истокам христианства. Возвращение к истине Слова Божьего в ее кристальной чистоте.
Но в двух словах не получилось.

Храм как Божий театр

Все храмовые ритуалы и праздники – это театрализованное, костюмированное действо, для которого сценарий написал Сам Господь. Только не игра это была, а жизнь. Священники по-настоящему закалывали животных, лилась настоящая кровь. А чтобы показать, как с кающегося грешника снимается грех, они ели сваренное без соли и перца мясо баранов и козлов. Невкусное мясо. Но у них там был не банкет, знаете ли. Решался вопрос о жизни и смерти грешника.
Если священники пренебрегали своими обязанностями, они могли погибнуть (такие случаи были). Но из века в век они ежедневно разыгрывали этот спектакль в Иерусалимском Храме – для наставления своего поколения.
Каждому празднику были посвящены две лекции – одна об историческом событии, которое следовало помнить, вторая – о пророческом смысле этого события. Исход из Египта в землю обетованную указывал на то, что однажды человечество избавится от рабства греха и войдет в Божье царство, где нет греха, зла и смерти. Две лекции о Пасхе, две о Пятидесятнице, две о Кущах, в центре – об истории праздника Йом Киппур (День очищения), в пятницу – все о Субботе, единственном не храмовом празднике, но, как и другие, заповеданном не только евреям – всему человечеству.
Чтобы наглядно показать, как иудеи в древности праздновали Пейсах (Пасху) и Пятидесятницу, пастор Болотников включил в программу несколько инсценировок (сценарии написали и роли исполнили члены московских общин адвентистов).

Вот перед нами семья египетского вельможи, благополучно пережившая девять казней египетских благодаря вере жены. Муж упрямо взывает к Осирису, чтобы защитил от страшных бедствий, которые навел на Египет Бог евреев. Скоро грядет десятая казнь. Сумеет ли жена убедить мужа отказаться от идолов и возложить надежды на живого Бога? Решится ли египтянин на глазах соседей и евреев заколоть ягненка и помазать его кровью косяки дверей, чтобы спасти своего первенца? Мы знаем, что многие решились, вместе с евреями из Египта вышло множество иноплеменников.
В другой инсценировке ожили страницы книги «Руфь». Романтическая история сватовства моавитянки Руфи и израильтянина Вооза, записанные в этом свитке, происходит в период от Пасхи до Шавуота (Пятидесятницы). Во время этого праздника евреи вспоминают о том, как Бог на горе Синай дал народу Закон.
А вот группа евреев возлегла в горнице и празднует Пасху. Таким же образом Иисус праздновал Пасху вместе со Своими учениками. Леонардо да Винчи, кстати, в своей картине «Тайная вечеря» эту деталь не учел.
Чтобы слушатели смогли прикоснуться к празднику и даже прожить его вместе с героями инсценировок, им было предложено ритуальное угощение. На Пасху все отведали мацу (пресный хлеб) с горькими травами (петрушкой и листом салата) и харосет, который поручили готовить мне.

Харосет – это сладкая смесь из перемолотых сухофруктов и орехов, цветом и консистенцией напоминающая глину. Ту глину, которую пришлось месить еврейским рабам в Египте, делая кирпичи для фараона. Я обнаружила, что существует с десяток рецептов харосета, в том числе иерусалимский, американский, ашкеназский... Сделать его нетрудно (все составляющие есть на московском рынке), одна проблема – накормить надо было около 200 гостей, которые собирались в зале Духовного центра церкви адвентистов на Нагатинской улице! Как я молилась, чтобы всем хватило! Все получилось. А я решила каждый год готовить харосет для своей семьи: вкусно и поучительно.
Инсценировки, угощение, видеопрезентации – целый арсенал наглядных средств задействовал автор программы, чтобы донести суть и важность храмовых праздников для нас, христиан, ожидающих скорого второго пришествия Мессии.

Неудобные вопросы

Александр Владимирович задает своей аудитории, считающей себя народом Книги, неудобные вопросы. Вот, кажется, все это прекрасно знаешь, ан нет! Все не так просто. Он убеждает слушателей пересмотреть свои знания, чтобы избавиться от мифов, стереотипов и заблуждений и понять волю Божью для нас сегодня.

Мы, протестанты, привыкли думать о традиционном христианстве немного свысока: наша-то вера основана только на Библии, solo Skriptura! Но, увы, знания наши порой слишком поверхностны, и могут не выдержать кризиса.
Программа Александра Болотникова транслировалась в интернете, видеосъемка доступна в архиве нескольких сайтов. Это здорово – можно снова их пересмотреть, спокойно во всем разобраться. И, значит, эти лекции могут посмотреть не только адвентисты. Я, например, очень хочу, чтобы их посмотрели все мои друзья и родственники, христиане и иудеи.

Восемь лекций цикла о храмовых праздниках обязательно стоит посмотреть, чтобы увидеть: иудаизм и христианство – это не две, а одна религия. Кому-то (мы знаем, кому!) выгодно было развести иудеев и христиан по разные стороны баррикад. Мои родственники, живущие в Израиле, гневно отвергли мое приглашение посмотреть программу о праздниках в интернете, узнав, что ее автор – выкрест, еврей, крестившийся в христианство. К сожалению, мои хорошие отношения с родственниками регулярно испытываются религиозной темой. Я тоже, по их мнению, немножко предатель. Им почему-то удобно не знать правды, питаться слухами, мифами, стереотипами.
Но я уверена, что тем, кто всерьез строит отношения с Богом, не уйти от вопроса: нет ли и меня в этом навязанном нам противостоянии иудаизма и христианства?

Христианство в России (да и в других странах примерно так же) выглядит как новогодняя елка, которую нарядили всеми игрушками, скопленными несколькими поколениями семьи. Тут тебе и фарфоровые куклы из бабушкиного детства, и пластмассовые шары, сработанные постперестроечным кооперативом, и хрупкие стеклянные зверушки 1980-х, и ватные снежинки, сделанные детскими руками, и рубиновая кремлевская звезда на макушке, которая, оказалась рождественской. Язычество так глубоко проникло в христианство, а вся эта смесь обрядов, верований и ритуалов так прочно вписалась в культуру, что без специального образования мало кто способен отделить пшеницу от плевел.
В молитвенном доме одной протестантской церкви я увидела растяжку со словами: «Христос воскрес!». Разве они не знают, что Пасха – это праздник жертвоприношения, а не воскресения? Знают, надо полагать. Но протестанты, празднуют Пасху в один день с православными вполне сознательно: по их мнению, чтобы быть понятыми и принятыми в России, надо уважать местные обычаи.

В церкви адвентистов, кстати, также устраивают программы на Рождество и Пасху, чтобы привлечь аудиторию, традиционно отмечающую эти праздники, и рассказать о Господе, о том, что остается за рамками ритуалов. Кто-то ведь должен поставить перед людьми неудобный вопрос: «Какое отношение имеет елка к рождению Мессии?»
Но по поводу соблюдения храмовых праздников у самих адвентистов единого мнения нет. В общинах, ориентированных на диалог с иудеями, отмечаются праздники еврейского религиозного календаря. Если же такая задача не ставится, чаще всего акцента на храмовые праздники не делают.

А напрасно, считает Александр Болотников. Опыт показывает, что, если мы оставляем без внимания повеления Божьи относительно храмовых праздников, ясно записанные в 23 главе книги Исход и 23 книге Левит, то нам трудно понять смысл пророчеств и евангельских текстов.

Как христианам не забыть Христа

Идея переодеть скульптуры языческих богов в христианские одежды восходит к IV веку нашей эры. В 321 году вселенский собор при поддержке императора Константина изменяет праздники: еженедельный день поклонения – субботу – перенесли на первый день недели, назвав его воскресеньем, и учредили пасхалии – расчет дат церковных праздников, главная задача которого – не допустить, чтобы христианские и иудейские праздники совпадали.

Однако, двигаясь навстречу язычникам, отцы церкви далеко отошли от Христа. Христианство оказалось выхолощено, лишено истины, а значит, духа и силы. В итоге под знаменем Христа развязывали войны, гонения инаковерующих, политические распри, экономические проблемы, насилие и вражда. Короче, нажили себе темное средневековье с его суевериями и невежеством. Антисемитизм, получив богословское обоснование, открыл двери жестоким гонениям на евреев – от крестовых походов до погромов и Холокоста XX века.

Недавно в сувенирном киоске я рассматривала пасхальные яйца. На одной полочке стояли произведения в стиле Фаберже, другую занимали яйца с палехской росписью, на третьей – их украшала Богоматерь с Младенцем. Все вполне обычное. Но четвертый ряд меня просто поразил: на пасхальных изделиях красовались танцующие дамы, похожие на Марию Магдалину до ее обращения к Богу. В таком виде их точно ни в какую церковь бы не пустили. Но я подумала, что такие картинки гораздо лучше соответствуют истинному смыслу сакральных предметов, на которых они изображены. Конечно, никакого отношения к христианству эти изделия не имеют. Но это, почему-то, мало кого волнует. Люди привыкли верить мифам, а не искать Бога.

Будем праздновать!

Храмовые праздники – не древняя мистика, а сбывшееся пророчество, в них наглядно показан план спасения человечества от греха. Александр Болотников в своих восьми лекциях рассказал о двух измерениях весеннего и осеннего цикла праздников, установленных Господом в пустыне для народа Израильского. Весенние – Пасха, праздник потрясения снопов и Шавуот (Пятидесятница) – напоминают об историческом событии – освобождении евреев из египетского рабства и пророчески указывают на грядущего Мессию. Осенние – праздник труб, Йом Киппур (Судный день, День очищения) и Кущи – рассказывают о Божьем суде и о том, чем завершится Великая борьба добра и зла на земле.
Трижды в год – на Пасху, Пятидесятницу и праздник Кущей – народ Израильский должен был являться в Иерусалим пред лицо Господа, Который обитал в Святом Святых Храма, над престолом благодати – крышкой ковчега завета, между двумя херувимами. В Библии подробно рассказывается, что следует делать в эти праздники.
Что же нам осталось после того, как Храм разрушен? Кто-то мечтает о его восстановлении. Но в Божьем сценарии написано, что земной Храм отыграл свою роль. В утешение нам осталось свидетельство Иоанна – он увидел в видении храм и ковчег на небе. И праздники остались, чтобы помочь нам приобщаться к Слову Божьему. Чтобы мы знали, помнили – и жили!

В церкви адвентистов давно идет дискуссия о том, надо ли нам, христианам, праздновать храмовые праздники? И если надо, то как? Буквально? Или так, как принято у современных иудеев?
Александр Болотников предлагает решать этот вопрос так, как советуют апостол Павел и Козьма Прутков: смотреть в корень. Суть важнее ритуалов и обрядов. Поскольку игнорировать храмовые праздники нельзя, а исполнить буквально невозможно, надо поступить по примеру Иисуса. Мы читаем в Евангелиях о том, что Иисус три раза в год приходил в Иерусалим на праздник Пасхи, Шавуот и Кущи. Но ни разу, обращает внимание пастор Болотников, мы не видим Его у жертвенника, приносящим жертву.

Что же Он делал? Учил народ! И сегодня нам стоит обратить внимание на главные составляющие праздника – учение и молитву. Остальные ингредиенты (трапезу, спектакль, пение и т.п.) добавить по вкусу и постараться не пересолить.
Мы, достигшие последних веков, не меньше древних евреев нуждаемся в том, чтобы план спасения постоянно представал перед нашими глазами. Чтобы не сбиться с пути в нашем путешествии к Небу.
Каждая лекция завершалась призывом к слушателям отдать свою жизнь Богу и молитвой. Встречи посещали 11 новых людей - им вручили в подарок книги и пригласили продолжить изучение Библии с пастором церкви.
Субботним вечером во время беседы о празднике Суккот (Кущей), празднике первых плодов, Александр Болотников привел самую красивую иллюстрацию – состоялось крещение двух молодых людей. Ведь заключение завета с Господом – и есть исполнение этого праздника. Обращенные люди – это плоды Божьей любви.
Пока не протрубила последняя труба, есть еще время принять решение – войти в Кущу (шалаш, скинию), где Бог обитает вместе с человеком.

 

Елена Копылова

Комментарии  

+1 # Ирина 01.06.2013 16:44
Спасибо за интересный отзыв. Автор достаточно интересно обозначила наболевшие вопросы в ее обществе, т.е. две крайности: насаждение иудаизации (в смысле обрядов)и антииудейское настроение (не путать с антисемитизмом).

Хочу оставить ремарку относительно фразы: Цитата:
"В молитвенном доме одной протестантской церкви я увидела растяжку со словами: «Христос воскрес!». Разве они не знают, что Пасха – это праздник жертвоприношения, а не воскресения?"


Возможно Александр не сделал достаточно большого акцента на празднике "Первого Снопа" - прообраза воскресения Господня, но семидневный Праздник Пасхи - это не только жертва-смерть, но и воскресение, которому апостолы в НЗ уделяли столько же внимание как и Жертве Христа. В следующем сообщении приведу несколько текстов из НЗ с цитатами апостолов:
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+1 # Ирина 01.06.2013 17:01
Апостолы же с великою силою свидетельствова ли о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых

Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших (аллюзия на Первый Сноп). Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его

Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господоми сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению

Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Ирина 01.06.2013 17:10
P.S. Разница лишь в том, что адвентисты делают акцент на смерти агнца - Христа, а все остальное протестантство на воскресении Христа в силу традиционного кафолического наследия..

Адвентисты Пасху/Песах никак не празднуют, ни по иудейской традиции, ни по кафолической/пр отестантской...

Исторический фактор и теологическое наследие довлеет над сознанием людей... То что насаждалось веками нельзя изменить в короткий промежуток времени... Ведь этот вопрос уходит корнями в первые века нашей эры...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+1 # Сергей Владимирович 11.07.2013 10:44
Мы с друзьями вышли из разных церквей. Вернулись к истокам христианской веры. Празднуем субботу не едим не чистой пищи. Называем себя просто христиане. Без всяких других названий. Очень нравятся проповеди Александра Болотникова и Джима Стэйли.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору

Добавить комментарий

Правила комментирования просты: стиль дворянского общения. Это значит не "тыкать" незнакомым участникам, не высказывать что-либо в обидном тоне, не пользоваться крепкими выражениями и считать других умнее себя.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.


Защитный код
Обновить

Обсуждения

  • «Три дня и три ночи»

    • А всущности есть и третая ( точнее первая) ночь - только 3 часа, а где и когда ...
       
    • ! Три дня и три ночи Христос находился на пике борьбы света со тьмой, чтобы Своей ...
  • Природа Божества: один или един?

    • В Писании нет понятия "божество" ,а слово "эхад" означает ОДИН и не подразумевает ...

Вход на сайт

Недельная глава

Дварим / Второзаконие | Ницавим נצבים

Тора близко

В Недельной главе сказано: «Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; она не на небе, чтобы можно [было] говорить: `кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?' и не за морем она, чтобы можно [было] говорить: `кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?' но весьма близко к тебе слово сие: [оно] в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его» (Второзаконие 30:11-14).

Выбор Редакции

Правда о Биробиджане

Правда о Биробиджане: «свинцовые мерзости» имперского антисемитизма

24-го октября 1795-го года была подписана третья конвенция, по которой к России отошли польские земли восточнее рек Буг и Неман.

УТЕШЕНИЕ МЕСЯЦА АВ

В еврейской традиции ав называют также менахем-ав — «ав-утешитель», поскольку евреи ожидают от Всевышнего утешения после трагических событий, связанных с этим месяцем.

 

Путешествия