Рош-Хашана: от Нового года к судному дню

Христианство и Новый Завет Праздники
Александр Болотников Просмотров: 9789


На иврите «Рош-Хашана» буквально означает «голова года». Именно этот день сегодня в Израиле празднуется в качестве Нового Года. Ашкеназские евреи по традиции желают друг другу сладкого Нового года, говоря при встрече «ШАНА ТОВА У МЕТУКА».

На новогоднем застолье используется много меда, из которого готовят торты и в который макают кусочки яблок.

Однако же истинный смысл Рош-Хашана весьма далек от идиллического новогоднего празднования. Уходящая в глубины веков раввинистическая традиция, описывает этот день не в праздничных красках. Духовный лидер еврейского народа, живший во втором веке нашей эры, рабби Меир говорил: «Суд над всем производится в день Рош Хашана, Новолетие, а приговор подписывается в Йом Киппур, День Очищения» (Тосефта Рош-Хашана 1:13). Тосефта* также говорит «В Новолетие все жители мира проходят перед Всевышним подобно овцам пред пастырем, ибо сказано (Пс. 32:15): 'Он создал сердца всех и вникает во все дела их' и еще сказано (Пс. 80:4-5) 'Трубите в новомесячье трубою, в определенное время, в день праздника нашего, ибо это закон для Израиля, суд от Бога Иаковлева" (Рош-Хашана 1:11).

Именно поэтому в Торе слово Рош-Хашана не употребляется, а день этот именуется Праздником Труб. «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание» (Левит 23:23-24). Месяц Тишри является седьмым месяцем по религиозному календарю, установленному в Торе. Первым месяцем в этом календаре является Нисан, в который празднуется Песах. Однако Тишри начинает год по гражданскому календарю. Для еврея самой главной обязанностью, мицвой, в день Рош-Хашана является услышать звук шофара. Во времена Второго Храма этот трубный звук раздавался от ворот святилища и подхватывался на горах и холмах, передаваясь из города в город и от селения к селению так, что вся земля Израильская слышала его.

Согласно тексту Псалма Давида, трубный звук символизирует начало Божьего суда. Таким образом начинаются десять дней трепета или благоговения, называемые на иврите ЙАМИМ НОРАИМ. В течение этих дней люди просят друг у друга прощение за свои неверные поступки, совершенные в течение минувшего года. Каждый день в эту декаду трепета в синагогах проходят особые богослужения. Канторы исполняют особые молитвенные песнопения называемые СЕЛИХОТ или мольбы о прощении. Внимая пению кантора, присутствующие обращаются к Всевышнему с молитвами о прощении своих грехов.

Так на протяжении десяти дней проходит подготовка к великому Йом Киппуру. Именно в Йом Киппур Бог очищает каждого от грехов, запечатлевая вечную участь человека. Так звучат слова записанные в Махзоре** «На Рош-Хашана мы попадаем в книгу жизни, а во время поста на Йом Киппур Всевышний запечатляет нас».

В этих строках звучит оптимизм. В отличие от традиционных представлений, согласно которым Божий суд является чем-то страшным и безысходным, Тора не пытается запугать людей Судным Днем. Библия учит, что Божий суд над верующим человеком не вершится для того, чтобы сделать ему зло, но для того чтобы очистить его от грехов и пороков и защитить его от клеветнических нападок и притеснений сатаны. Таким образом следует понимать слова пророка Даниила: «Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их, доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые" (Даниил 7:21-22). Мы видим на основании этого текста, что Бог начинает Cуд для того чтобы прекратить то притеснение, которое сатанинская сила, изображенная в контексте этого пророчества в виде малого рога воздвигла против «святых Всевышнего». Слово «святой» на иврите означает «вступивший в Завет». Иными словами Бог своим Cудом спасает всех тех, кто находится в Завете с Ним и делает их гражданами Своего царства.

Такой суд не выглядит как угроза. Нам нечего бояться нашего Бога, который желает нам только добра. Именно поэтому Давид записал в своем псалме «Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое, чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле». (Псалом 9:38-39 в Синодальном переводе, в Еврейском Пс. 10:18-19).

Именно к такому Суду необходимо подготовиться каждому.

Дни Трепета. Время для самоисследования. Хорошая возможность потревожить собственную совесть и вспомнить о соделанном. Настоящее раскаяние обязательно включает полное расставание с грехом. Одна из удивительных особенностей каждого человека, вне зависимости от его мировоззрения, культуры, образования, социального статуса и даже возраста это желание быть оправданным от вины. Бог предоставляет людям такую возможность сегодня.

Бог желает, чтобы мы предстали пред Ним со смирением и покаянием. Звук шофара ассоциируется с глубоким внутренним переживанием и непосредственным обращением к самой душе. «Трубит ли в городе труба, - и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?» Амос 3:6.

«Трубление в шофар призывает человека пробудиться. Как сказано: Пробуждайтесь, спящие, и взгляните на свои дела. Вспомните своего Творца и вернитесь к Нему с раскаянием. Не утратьте чувство реальности, как люди, которые гоняются за несбыточным и тратят свои годы на достижение никому не нужного. Взгляните на свои собственные души и взвесьте свои поступки. Оставьте свои дурные пути и дурные помыслы и вернитесь ко Всевышнему, чтобы Он мог проявить милость по отношению к вам» (Рамбам)

Бог любит каждого из нас как Свое дитя и Его воля в том, чтобы мы были запечатлены навечно.

Александр Болотников,
Директор Научно-исследовательского Центра "Шалом",
Доктор богословия

* Тосефта – сборник уставов и постановлений, описывающий раввинистическую традицию интерпретации Торы фарисейского и после- фарисейского периода с I века до н.э по II век н.э. Вместе с Мишной Тосефта служит основой для Талмуда.

** Махзор - литургический сборник, в котором содержатся отрывки из Писания, песнопения и духовные чтения, используемые на Рош-Хашана и Йом Киппур в синагогах

Метки: Рош-Хашана, Новый год, Рош-Хашана в иудейской традиции, Рош-Хашана в христианстве

Добавить комментарий

Правила комментирования просты: стиль дворянского общения. Это значит не "тыкать" незнакомым участникам, не высказывать что-либо в обидном тоне, не пользоваться крепкими выражениями и считать других умнее себя.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.


Защитный код
Обновить

Обсуждения

  • Елена Уайт о традиционном Рождестве

    • Можно долго спорить о том, что сказано в статье, но знаете ли, дорогие братья ...
       
    • Абсолютно согласен с вами, но есть одно большое НО, Лютер не считал и не назывался ...
       
    • На суккот были объективные причины, а точнее прообраз народа состоящий и четырех ...

Вход на сайт

 

Недельная глава

Брейшит / Бытие | Микец מקץ

Бытие 41:1-44:17

Обзор Недельной главы

Прошло два года. Фараону снится сон, который никто не может истолковать. Виночерпий фараона вспоминает, что когда-то в темнице Йосеф точно истолковал ему приснившийся сон.

Подробнее...

Выбор Редакции

Западные гетто. Вена

Издательство «Текст»/«Книжники» вскоре выпустит в свет сборник эссе Йозефа Рота «Дороги еврейских скитаний», написанный в 1920-х годах и повествующий о дорогах нескольких поколений евреев, выходцев из Восточной Европы, которые вели их в Западную Европу, Америку или Советскую Россию.

«Чужак, постигший нашу душу»

Евреи часто гостили в богатом доме Рембрандта: с ними он обсуждал ветхозаветные тексты и учил иврит, их же рисовал на своих библейских картинах. С ними он остался и после банкротства, поселившись в местном гетто, в котором видел теперь и отражение своей судьбы.

 

Путешествия