Холокост и Новый Завет: есть ли связь?

Христианство и Новый Завет Память
Рейнальдо Сикейра Просмотров: 4636


Недавно после длительных обсуждений выяснилось, что спровоцировало эмоциональные дискуссии между представителями иудаизма и христианства: Можно ли найти корни Холокоста в Новом Завете?

Являются ли новозаветные учения и послания источником, породившим христианский антисемитизм, приведший к бесчисленным злодеяниям, совершенным христианской церковью, христианскими странами или христианами против евреев? Является ли эта бессмертная и невыразимая ненависть по отношению к евреям, питаемая многими христианами на протяжении всей истории, продуктом Нового Завета? На эти непростые вопросы были даны различные и противоположные ответы.

С одной стороны мы можем найти группу евреев и христиан, которые видят прямую связь между Новым Заветом, христианским антисемитизмом и Холокостом. В своей книге «Распятый еврей: двадцать веков христианского антисемитизма» Рабби Дан Ком-Шербок прослеживает историю христианского антисемитизма со времен Нового Завета до наших дней. Во второй части своей книги он поднимает тему «Антииудаизм в Новом Завете», утверждая, что христиане и их церковь инициировали антисемитизм и потворствовали ему, и что он начался с новозаветным глубоким недоверием к традиции, в которой был рожден сам Христос. [1]

Этой же линии придерживается Шмуэль Голдинг из Иерусалимского института Библейской Полемики. Для него очевидно, что «коренная причина христианского антисемитизма... находится в самом Новом Завете» и что «его плоды были сорваны и усвоены христианами с древнейших времен до наших дней». Он продолжает, заявляя, что «в Новом Завете найдено множество стихов, ставших причиной пролития крови бесчисленного количества евреев на протяжении всей истории» и что «эти антисемитские высказывания были и остаются главной причиной всех преследований, притеснений и погромов, от которых страдали евреи». Приведя ряд новозаветных текстов, которые, по его мнению, являются антисемитскими, Голдинг говорит, что «это ужасное и вероломное учение Нового Завета» создает представление о евреях, как о «жестоких извергах, и что они - раса богоубийц». Он также ссылается на некоторых «христианских 'святых' и руководителей» (таких как Ориген, Св. Иероним, блаженный Августин, Лютер и др.), чтобы показать, как учения Нового Завета были причиной преступлений на протяжении истории. Он заканчивает свою аргументацию словами «любой еврей, который может проявлять уважение к Новому Завету или позволить себе верить в него, находится, на мой взгляд, в той же категории, что и еврей, который пытается оправдать «Майн Кампф» Гитлера или, как тот, кто прикрывает деяния нацистов». [2]

Некоторые христиане также приняли аналогичную точку зрения. Элизабет Шусслер Фиоренца и Дэвид Трейси считают, что «христианская библейская теология должна признать, что ее выражение антииудаизма в Новом Завете... породило невыразимые страдания Холокоста». Методисты А. Рой Эккардт и Элис Эккардт писали, что в «Новом Завете... клевета на еврейский народ... является сама по себе подстрекательством корпоративного убийства». Католический теолог Дэвид Эфроймсон говорит, что существует «прямая линия» «от Нового Завета к Холокосту». Британский служитель Джеймс Паркс заявил, что «впредь бесчестно отказываться признать тот факт, что основной корень современного антисемитизма находится исключительно в Евангелиях и в остальной части Нового Завета». [3]

С другой стороны дискуссии находится группа евреев и христиан, которые не видят связи между Новым Заветом и Холокостом. В своей книге «Ненавидимые без причины» христианский теолог Грэхэм Кейт выступил против рассматривания Нового Завета в качестве исходной точки антисемитизма. В первой главе книги он начинает свою аргументацию, прослеживая истоки литературного антисемитизма в эллинистической литературе третьего и второго веков до нашей эры, которая отражает конфликты и напряженные ситуации, которые имели место в Египте между еврейским и греческим населением. Таким образом, антисемитизм предшествовал Новому Завету и не начался с него. Далее автор утверждает, что Новый Завет не следует рассматривать в отрыве от контекста, и что следует быть осторожным в различении антисемитизма (который является неприязнью к определенным людям по признаку расы) и противостояния Иисуса и апостолов иудаизму (который является религиозным отношением к восстановлению ветхозаветной веры в раввиническом иудаизме). В заключение автор отмечает: «обвинение, что антисемитизм интегрирован в Новом Завете, является ложным. Конечно, если разделы Нового Завета читать бегло и без должного внимания к контексту, они вполне могут подпитывать тех, кто ищет дополнительное топливо для разжигания антисемитских предрассудков, которые уже начались по очень разным причинам. К сожалению, церковь виновна в искажении своих собственных Писаний по этому вопросу». [4]

Придерживаясь подобного образа мышления, ученый-исследователь Нового Завета Веселин Кесич пишет, что источник антисемитизма найден в языческом и римском мире еще до возникновения христианства. В качестве примера он упоминает о хорошо документированных беспорядках, вспыхнувших в городе Александрия в 30-е гг. н. э., когда языческое население, возмущенное еврейским влиянием на дела города, напало на его еврейское население, разграбляя и сжигая их дома, действуя как классические погромщики. Кроме того, Кесич считает, что обвинение, будто Новый Завет является антисемитским, возникает при таком чтении, которое вырывает Новый Завет из его исторического контекста. В Новом Завете нельзя найти напряженность и полемику между двумя религиями (иудаизмом и христианством), но ее можно видеть между двумя еврейскими группами (фарисеями и христианами) в отношении их понимания еврейской истины и верности Богу Израилеву. По сравнению с внутриеврейской полемикой, присутствующей в Свитках Мертвого моря, новозаветная полемика гораздо более управляема. [5]

Роберта Вашольц считает, что Новый Завет говорит о проблемах народа Божьего, используя те же термины и язык, что и Моисей, и пророки в Еврейской Библии. Действительно, если сравнить, то авторы Еврейской Библии более строго и прямо высказываются против народа Израильского, чем авторы Нового Завета. Вашольц задает вопрос: почему никто не обвиняет Моисея или пророков в «антиеврействе». По его мнению, причина находится в том, что эта «внутриеврейская религиозная напряженность существует, чтобы попытаться помочь Израилю в достижении цели его высокого призвания, а не для того, чтобы объявить Израиль худшим народом на земле». Согласно Вашольцу мы должны подходить к Новому Завету в том же свете, потому что Евангелия были написаны в контексте иудаизма. [6]

Католическая Церковь официально уже увидела эту проблему в свете, весьма отличающемся от описанных выше позиций. Авторы Документа Ватикана о Холокосте «Мы помним: размышления о Холокосте», опубликованного в 1998 году, усматривают причину долгой истории антисемитизма не в церквном учении, но в христианском мире и в его ошибочных толкованиях Нового Завета. Цитируя Иоанна Павла II, он сообщает: «В христианском мире, (я не говорю о церкви как таковой), ошибочное и несправедливое толкование Нового Завета в отношении еврейского народа и его предполагаемой вине были в ходу слишком долго, порождая враждебность по отношению к этому народу». Далее в документе заявляется, что «такое толкование Нового Завета было полностью и окончательно отвергнуто Вторым Ватиканским Собором». Ниже в этом документе проводится различие между антисемитизмом, который был характерен нацистскому режиму, основанному на теории, противоречащей неизменному учению церкви о единстве человеческого рода и равного достоинства всех рас и народов, а также основанному на давних чувствах недоверия и враждебности, которые «мы называем антииудаизмом, в котором, к сожалению, христиане также были виновны». В связи с тем, что христианский мир и многие христиане были виновны в антииудаизме, антисемитизм, кульминация которого выразилась в Холокосте, является продуктом идеологии национал-социализма. Эта идеология сама по себе не была христианским явлением, но неоязыческой идеологией нацистского государства. Это государство было против церкви, не признавало трансцендентной реальности как источника жизни и моральных критериев добра, присвоило себе абсолютный статус и решило устранить само существование еврейского народа. «Шоа был полностью плодом современного неоязыческого режима. Корни его антисемитизма находятся вне христианства, и в достижении своих целей, этот режим, не колеблясь, выступал против церкви и преследовал также и ее членов». [7]

Вопросы, поднятые в начале этой статьи, требуют от всех нас, евреев и христиан, рассмотрения некоторых основных моментов, необходимых в поиске ответов.

Прежде всего, мы должны признать, что Новый Завет был написан совершенно вне полемики между иудаизмом и христианством, которая возникла в конце второго и в течение третьего века н.э. Вся история и учение Нового Завета произошли еще внутри иудаизма того времени, а их главные действующие лица всегда думали о себе только как об иудеях. (см., например, заявления Павла в конце своей жизни в Деяниях 22:2; 23:6; 28:20, Римлянам 9: 1-5; 11:1). Понимание еврейской природы Нового Завета имеет важное значение, потому что, как заявил еврейской французский ученый Андре Шуракви: «любое чтение Нового Завета подчеркивает единство еврейского духовного и культурного мира, стирает барьеры религиозного соперничества, усугубленные великими трагедиями истории, возведенные между еврейским и христианским миром». [8]

Во-вторых, мы должны признать, что христианская церковь и христианская традиция, а не только некоторые христиане или христианский мир основательно спроецировали корни антисемитизма на Новый Завет и развили его в комплексную систему теологического толкования, религиозного учения и проповеди. Эта система стала составляющей частью христианской мысли и жизни на протяжении веков до наших дней. Эти антисемитские ответвления не являются естественными для Нового Завета. По сути, принадлежа к другому происхождению, они овладели Новым Заветом так сильно, что для большинства христиан и евреев являются одним и тем же. Их порождения – не поддающаяся измерению ненависть, преследования и все виды злодеяний на протяжении многих веков, включая, конечно, Холокост. Только признание этих двух фундаментальных и противоположных реалий: еврейской природы Нового Завета и традиционных корней антисемитизма, которые овладели христианским пониманием Нового Завета, может привести нас, людей доброй воли с обеих сторон, к стремлению освободиться от духовной «тюрьмы», порожденной чуждыми корнями, и искать живительный сок, который могут дать только истинные корни Слова, данного Богом.

 

Рейнальдо Сикейра,
доктор философии, профессор Ветхого Завета

Перевод с английского Александры Обревко

[1] Dan Cohm-Sherbok, The Crucified Jew: Twenty Centuries of Christian Anti- Semitism (London: HarperCollins; Grand Rapids: Eerdmans, 1997). См. краткий обзор этой книги на www.interfaithscholars.org/crucified.html, март 2003 года.

[2] Shmuel Golding, "Antisemitism in the New Testament" [www.messianic-racism.mcmail.com/ca/antisem/g2.htm], март 2003 года. См. также Gerald Sigal, "The Vatican and Two Millennia of Denial," Jews for Judaism Library [www.jewsforjudaism.org/j4j-2000/html/library/vatican.html], март 2003 года; а также Uri Yosef, "The Anti-Jewish New Testament," Messiah Truth: Counter-Missionary Education [www.messiahtruth.com/anti.hmtl], март 2003 года.

[3] См. Tom Macabi, "Antisemitism in John's Gospel" [http://www.kimel.net/john.html], март 2003 года. Об аналогичном образе мышления христианской стороны см. также Charles W. Allen, "Lectures Notes T-500, Post-Holocaust Theology" [www.cts.edu/FacHomePages/allenc/t500_notes/PostHolocaust.htm], март 2003 года.

[4] Graham Keith, Hated Without a Cause? A Survey of Anti-Semitism (Carlisle, UK: Paternoster, 1997), 90. См. обзор этой книги в Bassam M. Madany, Calvin Theological Journal, vol. 33, no. 2 (1998)[www.safeplace.net/members/mer/MER_B011.HTM], март 2003 года. См. также Michael Bott и Jonathan Sarfati, "What's Wrong with Bishop Spong? 8) Alleged Antisemitism in the New Testament [www.answersingenesis.org/docs/1119.asp], март 2003 года.

[5] Veselin Kesich, "Is the New Testament Anti-Semitic?" Jacob's Well [www.jacwell.org/articles/1998-SPRING-Kesich.htm], март 2003 года.

[6] Robert Vasholz, "Is the New Testament Anti-Semitic?" Chosen People Ministries [www.chosen-people.com/docs/Curious/AboutUs2/Articles/NTAntiSem.html], март 2003 года.

[7] "Text of Vatican Document on the Holocaust," New York Times, March 17, 1998 [www.mtholyoke.edu/acad/intrel/vatican3.htm], март 2003 года.

[8] André Chouraqui, Un Pacte neuf (Turnhout: Brepols, 1984), p. 17.

Добавить комментарий

Правила комментирования просты: стиль дворянского общения. Это значит не "тыкать" незнакомым участникам, не высказывать что-либо в обидном тоне, не пользоваться крепкими выражениями и считать других умнее себя.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.


Защитный код
Обновить

Обсуждения

Вход на сайт

Недельная глава

Бемидбар / Числа | Матот מטות

Богатство дается Богом

В  Торе сказано: «У сынов Рувимовых и у сынов Гадовых стад было весьма много; и увидели они, что земля Иазер и земля Галаад есть место [годное] для стад» (Числа 32:1).

Выбор Редакции

Молитва Януша Корчака

В дневнике, который Януш Корчак начал писать месяца за три до гибели, в мае 1942 года, воспроизводится разговор двух «дедов».

Западные гетто. Вена

Издательство «Текст»/«Книжники» вскоре выпустит в свет сборник эссе Йозефа Рота «Дороги еврейских скитаний», написанный в 1920-х годах и повествующий о дорогах нескольких поколений евреев, выходцев из Восточной Европы, которые вели их в Западную Европу, Америку или Советскую Россию.

 

Путешествия