Авраам Поверил Богу (I)


Третья глава Послания к Галатам является частью дискуссии об обрезании, о которой мы уже неоднократно писали. Какая особенная черта отличает этот текст?

Число четыре

Прежде чем ответить на наш вопрос нам необходимо исследовать значение числа четыре в Священном Писании и древней культуре.

Оговорюсь, занимаясь поиском этого значения мы не сможем найти универсального толкования, то есть если мы и придем к каким-либо выводам, это не будет обозначать что это применимо для любого «попавшегося под руку» числа четыре.

В книге пророка Иеремии мы находим весть о суде, причем о неотвратимом суде. Результатом этого суда должно стать тотальное истребление, которое описано следующим образом: «Jer. 15:3 И пошлю на них четыре рода казней, говорит Господь: меч, чтобы убивать, и псов, чтобы терзать, и птиц небесных и зверей полевых, чтобы пожирать и истреблять». Четыре рода казней: меч, псы, птицы и звери приносят беспрецедентное бедствие на землю.

Количество больших зверей, представляющих самые мощные мировые империи в книге пророка Даниила также четыре. После того, как козел из книги Даниила теряет силу, его сменяют четыре рога.

С числом четыре связаны четыре стороны света.

Херувимы Иезекииля имеют четыре лица.

Приведенные примеры позволяют сделать довольно уверенный вывод: очень часто, когда нечто (как, например казнь), повторяется четыре раза, имеет четыре фазы или направления, речь идет о всеобъемлющем влиянии или абсолютном результате.

Отдельного внимания заслуживают слова Амоса, которые созвучны по своей структуре тексту Притчей: «Amos 1:3 Так говорит Господь: за три преступления Дамаска и за четыре не пощажу его, потому что они молотили Галаад железными молотилами». Адам Кларк верно замечает, что этот литературный прием был известен не только семитским народам, но также он встречается в латинской и греческой литературе. Использование оборота «три и даже четыре» было призвано показать идею того, что нечто было очень и очень сильным.

Этот вывод будет очень полезным при исследовании третьей главы Послания к Галатам.

Глупые заколдованные Галаты

Итак, теперь мы переходим непосредственно к Посланию Павла и немедленно находим одну большую проблему. Дело в том, что Синодальный перевод, который до сих пор является наиболее используемым в русскоязычной среде, теряет огромное количество нюансов греческого текста. В связи с этим в данной статье я буду использовать мой личный перевод.

Первый текст начинается очень резко: «Gal. 3:1 О глупые Галаты, кто околдовал вас, перед глазами которых Иисус Мессия был изображен распятым?» Да, именно «околдовал», а не «прельстил». Павел полагает что перемена мнения некоторых Галатийских членов Церкви настолько нелогична, что ничем другим ее объяснить просто невозможно.

«Gal. 3:2 Это только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?» Интересно, что Павел обращается вначале не к Писанию, а к личному опыту, и делает это очень преднамеренно. Зная, какой духовный подъем пережили Галатийские верующие, какой опыт обращения они имели, Апостол взывает к этому опыту.

Но опыт все же не является главным критерием. В стихах 6-9 Павел приводит потрясающе интересную аргументацию:

Gal. 3:6 Точно, как Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность,

Gal. 3:7 Знайте, что те, кто от веры, они сыны Авраама.

Gal. 3:8 И Писание, видя наперед, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило (προευαγγελίζομαι – дословно - заранее проповедовало Евангелие - preached the gospel beforehand to Abraham) Аврааму: в тебе благословятся все народы.

Gal. 3:9 Итак те, кто от веры благословенны с верующим Авраамом.

Обратим внимание на слова «точно, как» в начале шестого стиха. Это очень важный момент, который, кстати, сохранен у Огиенко («Так як») и в Американском переводе ESV “just as”. Почему это важно? Потому что «так Авраам» - это об Аврааме. А «точно, как Авраам» - это обо мне. Павел хочет показать, что мой опыт веры напрямую и неразрывно связан с Патриархом.

В седьмом тексте мы имеем не «верующие», а «те, кто от веры». Возможно, звучит это несколько сучковато, но это то, что сказал Павел. Верующий может быть верующим и сам по себе. И бесы, в общем, веруют… А вот «тот, кто от веры» - ни много ни мало – это человек рожденный заново. Вера выступает как его мать, от которой человек рожден.

Восьмой текст содержит еще один важный момент. Мы привыкли читать, что Писание «предвозвестило» нечто Аврааму. «И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму» - говорит Синодальный перевод. Огиенко и Кулиш же переводят προευαγγελίζομαι как «благовістило Авраамові» или же, если совсем не заботиться о красоте русского языка – «заранее проповедовало Евангелие», именно такой смысл вкладывает автор текста Послания к Галатам. Иными словами, Павел верит, что обещание «в тебе благословятся народы» - это и есть Евангелие. Авраам поверил – ему вменено в праведность. И точно так же вменяется и нам. И через это приходит благословение. И это и есть истинное Евангелие. Примерно таков смысл того, что сказано в текстах 6-9.

Потрясающая структура текста

А теперь я хотел бы обратить внимание на структуру аргументации:

Стих 6 – Авраам поверил – вменилось в праведность

Стих 7 – Кто от веры – сыны Авраама

Стих 8 – Бог оправдывает верою – благословляются народы

Стих 9 – Кто от веры – благословенны с Авраамом

Нетрудно заметить, что Павел высказывает здесь практически одну и ту же мысль, повторяя ее разными словами четыре раза подряд. Теперь нам пригодилось наше исследование значения числа четыре.

Цель Павла очевидна: он четырежды повторяет аргумент о значимости веры, показывая, что это очень, очень, очень и очень важно для человека. Жизненно важно.

Окончание следует

 

Яков Чернин

Добавить комментарий

Правила комментирования просты: стиль дворянского общения. Это значит не "тыкать" незнакомым участникам, не высказывать что-либо в обидном тоне, не пользоваться крепкими выражениями и считать других умнее себя.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.


Защитный код
Обновить

Обсуждения

  • Елена Уайт о традиционном Рождестве

    • Можно долго спорить о том, что сказано в статье, но знаете ли, дорогие братья ...
       
    • Абсолютно согласен с вами, но есть одно большое НО, Лютер не считал и не назывался ...
       
    • На суккот были объективные причины, а точнее прообраз народа состоящий и четырех ...

Вход на сайт

 

Недельная глава

Брейшит / Бытие | Ваигаш ויגש

Чувства Йосефа

Тора говорит: «Йосеф не мог более удерживаться при всех стоявших около него и закричал: удалите от меня всех.  И не оставалось при Йосефе никого,  когда он открылся братьям своим» (Быт. 45:1).

Подробнее...

Выбор Редакции

Почему пошли в большевизм: горькие уроки истории

…и злословящих тебя прокляну (Бытие 12:3)

Когда я учился в старших классах в годы перестройки, мне очень часто приходилось слышать о том, что огромный процент среди революционеров и чекистов составляли евреи. Интересно, что в хрущевские и брежневские годы разгула советского государственного антисемитизма и антисионизма, эти факты не упоминались.

«Чужак, постигший нашу душу»

Евреи часто гостили в богатом доме Рембрандта: с ними он обсуждал ветхозаветные тексты и учил иврит, их же рисовал на своих библейских картинах. С ними он остался и после банкротства, поселившись в местном гетто, в котором видел теперь и отражение своей судьбы.

 

Путешествия