Елена Уайт о традиционном Рождестве


Когда в адвентистских кругах заходит разговор об отношении к празднику Рождества и новогодней елке (в западной традиции – «рождественскому дереву»), сторонники следования древним традициям нередко привлекают в качестве аргумента в свою пользу 77-ю главу из книги «Христианский дом» (в оригинале «Адвентистский дом»/The Adventist Home), которая является компиляцией из разных трудов Елены Уайт, и была подготовлена к печати в 1952 году, 37 лет спустя после ее смерти.

В настоящей статье мы ставим цель, внимательно читая текст указанной главы, проверить обоснованность бытующих мнений о позиции Е. Уайт, и устранить недоразумения, являющиеся продуктом невнимательного чтения. Прежде чем продолжить чтение этой статьи, просим уважаемых читателей по возможности самостоятельно ознакомиться с главой «Рождество» из книги «Христианский дом». Текст книги доступен на целом ряде Интернет-ресурсов, например здесь. 

При чтении упомянутой главы просьба обратить внимание на различие между тем, что принадлежит перу Е. Уайт, а что – составителям книги. Например, такие фразы как «Этим днем не следует пренебрегать» и «Рождество – время чтить Бога» не являются словами Е. Уайт. Это подзаголовки, предложенные издателями. Вместо фразы «Этим днем не следует пренебрегать», в обозначенном абзаце Уайт пишет «вам трудно будет оставить без внимания этот день», вместо «Рождество – время чтить Бога» сказано «мы можем воспользоваться случаем». В нашей статье написанное Еленой Уайт заключено в кавычки.

Время рождения Иисуса Христа.

Прежде всего, Е. Уайт не считала 25 декабря днем рождения Иисуса Христа. «Двадцать пятое декабря предположительно считается днем рождения Иисуса Христа, и этот праздник стал обычным и широко распространенным. Но все же нет уверенности в том, что мы отмечаем истинный день рождения нашего Спасителя. История не дает нам определенного заверения в этом. Библия не дает нам точной даты».

Возможность, а не обязанность.

На протяжении всей главы описываемые мероприятия и идеи подаются с использованием глагола «мочь». Вот несколько примеров: «Это время можно провести с большой пользой», «Их желание делать подарки может быть направлено в чистое и святое русло и принести добрый плод для наших ближних», «Вот куда можно было бы с пользой вкладывать деньги», «мы можем воспользоваться случаем, чтобы в наступающие праздники почтить и прославить Бога», «Есть много вещей, которые можно придумать», и т.д.

Когда в главе используются глаголы, передающие идею долга, они связаны не с фактом рождественских мероприятий, а с их формой. Иными словами, в этот период можно, а не должно, что-то организовывать, но если нечто проводится, то оно должно соответствовать Божьей воле.

Исключением в этой главе является следующее утверждение: «Рождественские и новогодние торжества могут и должны отмечаться ради тех, кто нуждается в помощи. Бог прославляется тогда, когда мы оказываем помощь тем, кто имеет большие семьи и должен содержать их». К этому вопросу мы вернемся ниже.

Опасность идолопоклонства.

В самом начале главы содержится предостережение об опасности идолопоклонства в контексте Рождества. «Господь скрыл место, где Он похоронил Моисея... чтобы избежать идолопоклонства… С этой же целью Он скрыл точный день рождения Христа, чтобы люди поклонялись не дню, а Христу как Искупителю мира».

Не следовать обычаям мира!

В обсуждении рождественского сезона в главе неоднократно звучат призывы не следовать обычаям мира: «наше преимущество - отступить от обычаев и привычек этого развращенного века»; «в соответствии с обычаями и традициями мира»; «поступать вопреки обычаям мира». Общий лейтмотив главы – осуждение устоявшихся традиций рождественского сезона.

Не статус-кво, а реформа!

Вместо того, чтобы санкционировать устоявшиеся рождественские традиции, Е. Уайт призывает к их переоценке и замене на то, что угодно Богу. «Вместо ненужных подарков, которые так часто дарятся нашим детям и родственникам, можно со вкусом и гораздо меньшими расходами оказать любезность и принести счастье в семью»; «Вы можете преподать детям урок, объясняя им причину того, почему сделали переоценку их подарков»; «Измените образ мышления своих детей, чтобы они думали по-новому, бескорыстно, побуждая их делать приношения Богу за дар Его единородного Сына»; «Я вполне удовлетворена тем, что эти невинные затеи могут заменить многие сборища, которые оказывают деморализующее влияние»; «Пусть в небесных книгах будет записано такое Рождество, которого прежде никогда не видели благодаря дарам, сделанным для поддержания дела Божьего и для созидания Его Царства», и т.д.

Использование вечнозеленого дерева.

Согласно словам Е. Уайт, «Богу было бы угодно, если бы на Рождество каждая церковь имела рождественскую елку»; «Нет особого греха в том, чтобы поставить благоуханные вечнозеленые ели в наших церквах»; «Пусть родители не думают, что вечнозеленая ель, поставленная в церкви, чтобы дарить веселье ученикам субботней школы, - это грех, ведь она может принести великое благословение».

В действительности, ель, как и все деревья, есть Божье творение, и потому сама по себе является нейтральной в духовном отношении.

Чем украшать елку?

К сожалению, преждевременно возрадовавшись одобрению самого факта размещения елки, многие не обращают внимание на то, как и чем, согласно Е. Уайт, она должна быть украшена.

Прежде всего, как и в отношении остальных элементов традиционного Рождества, в отношении ели Е. Уайт пишет: «Мы отвечаем: вы можете устраивать ее, как это делает мир, если у вас есть намерение, а можете поступать вопреки обычаям мира». Всем нам известно, как мир украшает елку: огоньки, звезды, шарообразные блестящие украшения, игрушки, гирлянды, мишура, и т.д. Всего этого на елке, о которой говорит Е. Уайт, нет! Елка, устроенная в соответствии с исследуемой главой, не будет похожа на традиционную!

Чем же ее украшать? Вот ответ: «на которой были бы развешаны приношения, большие и маленькие, для домов поклонения»; «даров, развешанных на дереве»; «но пусть она будет нагружена золотыми и серебряными плодами ваших благодеяний, и представьте это Ему как ваш рождественский дар. Пусть ваши пожертвования будут освящены молитвой». Согласно Е. Уайт, ель следует украшать пожертвованиями! Вот что означает фраза «Рождественские и новогодние торжества могут и должны отмечаться ради тех, кто нуждается в помощи»!

Эта статья не преследует цель всеобъемлющего анализа 77-й главы книги «Христианский дом». Мы лишь постарались обратить внимание на то, что зачастую остается незамеченным.

Уважаемые читатели! Если вы ранее ссылались на эту главу с целью оправдать языческие обычаи, связанные с зимним солнцестоянием, включая традиционно украшенную новогоднюю елку, знайте, что Елена Уайт писала о другом. Нельзя приписывать ей то, чему она не учила! Не записывайте ее в союзницы беззаконию! Подробнее на эту тему – в цикле проповедей «Дьявольщина в популярных праздниках» на канале Центра духовного просвещения на вебсайте YouTube.

 

Виталий Олийник,

Координатор русскоязычных церквей

Вашингтонского Объединения АСД.

 

Изображение: Автор Zink Dawg, источник.

Комментарии  

+2 # marla 01.01.2016 16:42
А я не соглашусь с мадам Еленой. Из-за того, что у нее нет конкретной позиции относительно рождества, этой же позиции нет и у церкви, соответственно четкой позиции нет и у членов церкви. Поэтому кто-то его празднует, кто-то выкручивается фразами, подобными тем, которые приведены в данной статье.

Вопрос: есть ли у Всевышнего твердая позиция по этому вопросу и какова она?

Зачем вообще в своем доме и тем более с детства привлекать внимание детей к этому, якобы празднику?

Праздник этот чистой воды язычество.
Бог никогда не поддерживал ничего языческого и толерантно к нему не относился!!!

Всех идолов все пророки всегда призывали убрать, уничтожить и т.д., даже если эти идолы были произведениями искусства с точки зрения человека.

Зачем же допускать появление языческих символов в доме молитвы или в нашем доме, обвешивать елку прототипами других языческих символов?!
Чтобы не отличаться от большинства людей?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+2 # Виталий Олийник 11.01.2017 17:37
Марла, Ваше право - соглашаться или не соглашаться с позицией Е. Уайт. Я лишь обращаю Ваше внимание на цели этой статьи; они указаны во втором абзаце. Ваше "выкручивается" неуместно, так как статья не задается целью сопоставления Библии и мнения Е. Уайт.
Что же касается упомянутых Вами языческих символов, то вот к этому Е. Уайт не призывала; как раз наоборот, как продемонстриров ано в статье.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Вася 16.01.2017 06:54
Вполне согласен с Мартой. Праздник этот установлен в честь рождения бога-солнца и все символы которые используются в этот праздник есть языческие соответственно сатанинские. Ёлка на рождество с игрушками или с приношениями как пишет Уайт или же без ничего это символ язычества.И если бы Уайт была движима Святым Духом она бы такого не написала никогда. Она пишет именно о рождественской ёлке на рождество и притом что это угодно Богу. Как может быть Богу угодное идолопоклонство ?Ведь праздник рождество имеет языческие корни и прославляет бога-солнце а это нарушение первой заповеди.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Виталий Олийник 24.01.2017 17:23
Вася, будьте любезны, приведите доказательства своего утверждения о том, что елка с приношениями для нуждающихся - это символ язычества. Процитируйте из научных источников, как ель используется в язычестве.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Вася 02.02.2017 17:18
Виталий приведите доказательство что празднование ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТА это начертание зверя. Вы скажите а где есть написано праздновать субботу? Почему Вы говорите что воскресение это день поклонения солнцу.
Мне Ваши АСД втирали постоянно что рождество это языческий праздник а теперь что Вы уже поменяли веру? Или у вас Бог меняется по вашим желаниям и приказаниям?
Научные источники это что то новое в христианстве. Христос сказал исследуйте писание потому что чрез него вечная жизнь.
Покажите мне в писании где написано праздновать рождество и ставить ёлку с приношениями? А научное доказательство это Ваша проповедь. Как можно так противоречить самому себе?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
-5 # marla 01.01.2016 16:46
Вроде бы и толковая статья, но почему-то толку в ней мало.

А все потому, что вроде как Е. Уайт по словам церкви асд, пророк Бога Всевышнего, а вот слова ее оправдать ничем нельзя, вот и пытаются их все сейчас выкрутить на новый лад.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Виталий Олийник 11.01.2017 17:40
Марла, статья написана с одной целью - прояснить, чего Е. Уайт о рождественской ели не писала. Если Вам показалось, что ее слова "выкручены", будьте любезны, укажите, какие.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
-6 # Кэт 03.01.2016 04:11
Возникают вопросы: почему сестре елене, как "пророку", Бог не открыл хоть примерную дату рождения или хотя бы то, что Иисус не родился зимой (ведь это можно даже по Библии вычислить)?
Почему она говорит "можно" в отношении этого компромисса с язычеством, а в отношении праздников по воскресеньям категорическое "нельзя", в чем разница?
Почему в праздновании Пасхи асд не присоединяется к евреям в дате, ведь дата известна, в отличие от рождества, а все равно подстраивается под язычество?
Не попытка ли это оправдать творчество "пророка", которое не говорит как Слово?
То, о чем она говорит "важно", считается важным, и наоборот.
Очень странно
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Виталий Олийник 11.01.2017 18:11
Кэт, может Вы знаете, почему Божьему пророку Исаии Бог не открыл время пришествия Мессии, а Даниилу - место Его рождения?
Статья не преследовала цель кого-либо оправдать или, наоборот, обвинить. Цель проста, она заявлена во втором обзаце статьи.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+18 # alexx 03.01.2016 22:17
Интересная статья. Интересный сайт. Много свежих мыслей встречаю, спасибо.
Насчет Рождества и комментариев под статьей - меня всегда удивляет великая ревность людей насчет таких вещей как чаши на вечерю, употребление сахара и мяса, елки на новогодние праздники, и прочее подобное. Многие стали экспертами по подобным вопросам, спорят, ссорятся. А вот пригласишь с газетами выйти в город - так сразу около тебя пусто. И вся ревность куда то девается. И как не вспомнить ту притчу о комаре и верблюде? Фарисейство, братья и сестры, выглядит именно так. Не о том мы ревновать стали.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+1 # Любовь 20.01.2016 00:51
Божий народ может иметь свои праздники, устроенные по своим правилам. Бог не запретил бы нам, например праздновать "СЕЗОНЫ", дарованные нам Творцом:лето, зима, осень, весна. Нужен особый сценарий для зимы, где допустимо на время окунуться в сказку, поиграть с детьми, подарить им и себе радость, придумать подарки, особенно тем, кто их получить не может, кататься на санках и ЗА всю зимнюю красоту БЛАГОДАРИТЬ Бога в стихах, песнях, рисунках. То же весной , летом, осенью. Тогда меняется СМЫСЛ и НАЗНАЧЕНИЕ праздничных времен (день, неделя...) на ПРОСЛАВЛЕНИЕ Творца. + Тема экологии и здоровья. :lol:
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
-3 # marla 22.01.2016 18:40
Так и родилось язычество.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+1 # Edwards 13.02.2016 14:57
Давайте сначала разберемся, что такое язычество.
Согласно словарю, язычество - это религия, основанная на поклонении многим богам, идолопоклонство . В язычестве, равно как и в ВЗ поклонение Богу ЯХВе, ряду предметов передавалось сакральное значение и они иногда отождествлялись с объектом поклонения или были частью религиозного ритуала.
Да, елка в древности была частью языческих ритуалов. Но не только елка, а и гребешки, украшения и предметы посуды. В Европе даже буквы у германских племен были частью ритуалов и считались сакральными. А такие жанры литературы и театра (и кино) как трагедия и комедия тоже произошли из языческих празднований. Но как все это используется сейчас? Для языческих ритуалов? Или, только потому что что-то было рождено не в христианской или израильской среде, на нем нужно поставить крест и запретить к использованию? Или, возможно, Вы не можете устоять проходя мимо елки, чтобы не поклониться ей?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Edwards 13.02.2016 15:14
Бог через Апостола Павла открывает принцип подхода к предметам, которые использовались язычниками в идолопоклонении , но могут быть использованы христианами для удовлетворения их нужд, не связанных с языческими ритуалами, через употребление идоложертвенног о:
"Так что же я говорю? То ли, что пища, приносимая в жертву идолу, представляет собой нечто, или, что идол представляет собой нечто?" (1Кор.10:19) РБО
Если человек не верит в божка, которому посвящалось мясо, то и его посвященность идолу для него ничего не значит. А значит для него только та еда, которая может быть полезна желудку.
Какая польза в елке? Никакой объективной.Рав но как и у пальмовых веток на праздник Суккот. Но они были. И скорее всего и у других народов Востока. Нужен ли Новый Год? Да. Ведь он был учрежден Богом еще в ВЗ, как праздник труб. В ВЗ у Божьего народа было много праздников, чтобы восстанавливать силы и проводить время с семьей, обучая детей Божьему Закону. Современный НГ - это такой же повод.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+1 # Сергей7 16.02.2016 14:07
Рыба в воде тоже видит "съедобную еду", но крючка в ней она не замечает. Мирской праздник "Новый год" такая же обманчивая еда и обманчивое веселье, пропитанные ядом.
Стоит подробней узнать о корнях этого праздника.
Елка до сих пор является объектом "полонения", на Ютубе можно встретить не один ролик снятый в детском саду, в котором "детки кланяются елочке".
Так же имеется множество элементов "волшебства" связанных с персонажами дедом морозом и снегурочкой, исполняющими желания неопытных и еще ничего не знающих детей.
Подарки - это отдельный разговор. т.к сказано:
Еккл.7:7 "...подарки портят сердце."
Исх.23:8 Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих..."
Родители которые дарят своим детям подарки - портят их. Дети перестают быть бескорысными и добрыми.
И это только некоторые детали.
Поэтому в отношении НГ можно сказать следующее:
Прит.23:8 Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова твои ты потратишь напрасно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+2 # Nik_SH 06.01.2017 20:13
Я думаю, что проблема не в Елене Уайт. Все без исключение реформаторы не имели совершенного осмысления Библейской позиции. Когда они находили в Библии что-то важное, уходило много времени, чтобы это осмыслить и доказать. Поэтому часто другие важные вопросы оставались в стороне. Так например, Мартин Лютер осудил практику индульгенций, но был не против крещения младенцев. Так и в случае с упомянутыми отрывками, цитирующими разрозненные высказывание возлюбленной в Господе сестры Уайт. Церковь АСД в начале пути имела огромные задачи, которые необходимо было осуществить, и потому такие вопросы как елки-иголки оставались на второстепенном плане. Теперь же спустя уже много времени, мы проделали путь исследований, исторических находок. Так что теперь нельзя уже сказать что «нет уверенности» что Христос родился в декабре.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+3 # Nik_SH 06.01.2017 20:14
Сегодняшние Библейские богословские исследование нашей церкви (АСД) имеют ясную позицию по поводу времени рождения Христа. И хотя дата точная так и остается неизвестной, но Библийское повествование указывает приблизительно на время празднования Кущ (Осень), а не на Декабрь или Январь.

Поэтому, и позиция должна быть более четкой, чем та, что было во время наших пионеров. Поэтому, то что до сих пор поздравляют вас в церкви с 6-7 января, и украшают елку в гирлянды и игрушки – это формы лицемерия. И Елена Уайт тут совершенно ни причем.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # ЕленаS 21.01.2017 22:39
Здравствуйте. Меня крестили 2 раза в детстве. потом взрослой крестилась в лютеранской церкви(живу в Финляндии).Когд а разрешили в церкви венчание однополых пар я вышла из церkви. Надо ли снова крестится?Я верyю,но не состою ни в какой церкви. Слышит ли меня Иисус Христос? С уважениемЕлена
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Редакция 22.01.2017 13:42
Здравствуйте, Елена!

Если Вы не нарушали Божьих заповедей, то вряд ли Вам необходимо еще одно крещение. Но возникает вопрос: если Бог во времена апостолов приводил людей в веру, то Он "прилагал спасаемых к церкви..." Неужели у Него не осталось верных людей на земле?

Благословений.

ЯЧ
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору

Добавить комментарий

Правила комментирования просты: стиль дворянского общения. Это значит не "тыкать" незнакомым участникам, не высказывать что-либо в обидном тоне, не пользоваться крепкими выражениями и считать других умнее себя.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.


Защитный код
Обновить

Обсуждения

Вход на сайт

Недельная глава

Бемидбар / Числа | Бемидбар במדבר

На этой неделе мы начинаем читать новую книгу Торы – Бемидбар или Числа. Но на самом деле нет никакой связи между еврейским словом бемидбар, что означает «в пустыне» и словом «числа», выбранном при переводе из-за повествовании об исчислении народа Израиля.

Выбор Редакции

«Чужак, постигший нашу душу»

Евреи часто гостили в богатом доме Рембрандта: с ними он обсуждал ветхозаветные тексты и учил иврит, их же рисовал на своих библейских картинах. С ними он остался и после банкротства, поселившись в местном гетто, в котором видел теперь и отражение своей судьбы.

УТЕШЕНИЕ МЕСЯЦА АВ

В еврейской традиции ав называют также менахем-ав — «ав-утешитель», поскольку евреи ожидают от Всевышнего утешения после трагических событий, связанных с этим месяцем.

 

Путешествия