Йом Киппур в Иудаизме и Адвентизме (часть II)

Христианство и Новый Завет Исследования
Александр Болотников Просмотров: 7576


Иными словами, в Новом Завете однозначно видно, что существует разница между понятиями прощение и очищение.

Точно такая же идея прослеживается и в Торе. В четвертой главе книги Левит описывается ритуал ХАТТАТ, жертвы за грех.

«Если же кто из народа земли согрешит по ошибке и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и виновен будет, то, когда узнан будет им грех, которым он согрешил, пусть приведет он в жертву козу без порока за грех свой, которым он согрешил, и возложит руку свою на голову жертвы за грех, и заколют [козу] в жертву за грех на месте, [где заколают] жертву всесожжения; и возьмет священник крови ее перстом своим, и возложит на роги жертвенника всесожжения, а остальную кровь ее выльет к подножию жертвенника; и весь тук ее отделит, подобно как отделяется тук из жертвы мирной, и сожжет [его] священник на жертвеннике в приятное благоухание Господу; и так очистит его священник, и прощено будет ему» (Лев 4:27-31).

Интересно заметить параллели между записанным в 4-й главе книги Левит и в Первом Послании Иоанна. Как здесь, так и там, речь идет о том, что человек совершает какой-либо грех против Божьих заповедей и желает избавиться от него. Однако же, если в контексте Послания Иоанна речь идет об Иисусе который и прощает и очищает, то в книге Левит говорится о том, что прощение человеку дается после того, как священник совершит КИППУР.

Согласно записанному в 6-й главе книги Левит, всякий священник, совершающий ритуал жертвы за грех обязан есть мясо животного, принесенного грешником за свой грех.

В 10-й главе книги Левит объясняется смысл этого действия по съеданию мяса жертв за грех: «почему вы не ели жертвы за грех на святом месте? ибо она святыня великая, и она дана вам, чтобы снимать грехи с общества и очищать их пред Господом». Словом «очищать» Русская Синодальная Библия переводит еврейский глагол КИППЕР АЛЬ. Таким образом, согласно записанному в этом тексте, очищение грехов (КИППУР) перед Господом происходит тогда, когда священник, съедая мясо жертвенного животного фактически снимает этот грех с того, кто заколол эту жертву за грех. Более того, еврейский глагол НАСА переведенный как «снимать», так же имеет значение «носить» или «переносность». Иными словами, съедая мясо жертвы за грех во дворе святого места, священник фактически забирает грех с человека и вносит его во святилище. Таким образом понятие КИППУР подразумевает удаление греха с человека путем переноса его на того, кто может понести ответственность за него.

Получается, что когда в среде ортодоксальных иудеев практикуется ритуал ТАШЛИХ, это является реминисценцией, отражающей это древний смысл термина КИППУР в Торе. Согласно записанному в книге Зохар, ТАШЛИХ совершают вместо храмового ритуала возложения грехов народа на козла для Азазела, который совершал первосвященник после своего выхода из Святого Святых по завершении очищения святилища. Стремясь чуть ли не буквально избавится от своих грехов хасиды пошли дальше ортодоксов. Они совершают ритуал, известный как КАППАРОТ. Как видно из произношения, это существительное однокоренное с существительным КИППУР. По историческим сведениям этот ритуал был утвержден в 853-м году Натронаем бен Хилаи, гаоном академии в Суре. Перед Йом Киппуром в Боро Парке, Виллиамсбурге и пригородах Нью-Йорка, где живут хасиды, можно увидеть необычную торговлю. Продают живых кур и петухов. Во время КАППАРОТ хасид, держа курицу над своей головой, читает отрывки из книг Псалмов 106:17-20 и Иова 33:23-24, а потом над головой своих детей молится о том, чтобы его грехи и грехи его детей перешли на этого петуха: «это есть моя замена, это мой КИППУР. Пусть этот петух будет умерщвлён, а деньги пойдут на благотворительность. Я же пусть войду в покой и буду жить долгой и полноценной жизнью».

Теория КИППУРА, как переноса или передачи греха от грешника во святилище является сердцевиной адвентистской теологии. Однако, в отличие от ортодоксальных иудеев, которые понимая библейскую идею переноса греха во святилище, создают традиции, служащие в качестве воспоминания о былом храмовом служении, адвентисты учат, что все эти храмовые ритуалы являлись прообразом процессов, происходящих сейчас в небесном святилище. К примеру, в отличие от остальных христианских конфессий, которые учат, что «козел отпущения», над которым первосвященник исповедует грехи всего народа в Йом Киппур, символизирует Христа, адвентисты понимают, что козел для Азазела является прообразом Диавола. Такое же понимание есть и в иудаизме. Однако в современном иудаизме, в силу прагматического подхода, главным является исполнение заповеди. Совершая ритуал КАППАРОТ, иудей стремится сделать то, что ожидается от него, то есть снять с себя помощью этого петуха грех. А потому, символизму петуха указывающего на козла для Азазела, который в свою очередь символизирует сатану, не уделяют особого внимания.

В отличие от ортодоксальных иудеев, адвентисты не стремятся создать ритуал, который бы содержал какие-либо элементы имитирующие или каким-то образом напоминающие о храмовом служении. Вместо конкретных МИЦВОТ (заповедей), которые следует соблюсти в Йом Киппур, в адвентизме превалирует вероучение. Адвентисты Седьмого дня верят, что Небесный Первосвященник, каковым является сам Иисус, уже вошел во Святое Святых небесного святилища, подобно тому, как во времена храма первосвященник из потомков Аарона входил за завесу, чтобы совершить КИППУР за весь Израиль, очистив Святое отделение Храма от грехов людей, которые заносились туда с помощью простых священников течение всего ритуального года. Иными словами, Иисус сегодня представляет к престолу Божиему грехи всех тех, кто принял его Голгофскую искупительную жертву, для того, чтобы окончательно удалить всякий грех из этого мира. После этого, он выйдет из Святого Святых небесного храма для того, чтобы вынести обвинительный приговор сатане, которого в Торе символизировал козел для Азазела.

Говоря о параллелях между раввинистическими традициями и вероучением Адвентистов Седьмого дня, невозможно не заметить два важных аспекта. Каждый Йом Киппур евреи приветствуют друг друга пожеланием «ХАТИМА ТОВА», что на русском звучит как «доброго запечатления». Речь идет о том, что, согласно иудейской традиции, в Рош Хашану все иудеи, слышавшие звук шофара, записываются в книгу жизни. Затем, в течение десяти дней трепета, как было указано выше, в синагогах совершается служба покаяния СЕЛИХОТ. После этого в Йом Киппур книга жизни с именами вписанных туда запечатывается и представляется пред Всевышним. В седьмой главе книги Откровение говорится о том, что «иной Ангел» повелел небесным ангелам не причинять «вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» (Откр 7:1-3). Адвентисты верят, что в то время, когда в Святом Святых небесного храма происходит киппур, на земле происходит запечатление всех тех, кого Всевышний считает во истину Своими рабами.

Второй очень важный аспект заключается в литургической традиции, которая существует с времен иудаизма первых веков. По завершении Йом Киппура в синагогах трубят в шофар протяжным звуком, который именуется ТКИЯ ГДОЛА. Этот трубный звук, по традиции, символизирует окончание запечатления и провозглашает пришествие Машиаха. Интересно, что именно эта традиция объясняет, что означает выражение «труба Божья» в Первом Послании Фессалоникийцам.

«Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фессалоникийцам 4:13-17).

Исследуя развитие синагогальных традиций, связанных с Йом Киппуром можно сделать два важных наблюдения.

Во-первых, в традиционном христианстве практически отсутствует всякое понимание символизма Йом Киппура. Христиане евангельского направления вообще не видят в нем ничего, кроме обычного покаяния и утверждают, что процесс искупления завершается актом жертвоприношения, символизирующим Голгофскую жертву Иисуса. Таким образом традиционное христианское богословие в своем истолковании символов ветхозаветного святилища фокусируется исключительно на жертвеннике и практически пренебрегает ролью символизма самой скинии и функций священников.

Во-вторых, несмотря на большую разницу в культурных и литургических интерпретациях Йом Киппура, существующих в иудаизме и адвентизме, оба этих учения формируют свое понимание символизма ритуалов, совершавшихся в День Очищения в храме, из общих библейских источников. Исследуя иудейские синагогальные традиции, целью которых является прежде всего сохранение памяти об этом ключевом храмовом ритуале, описанном в Торе, можно заметить поразительное сходство между целым рядом экзегетических выводов, которые были сделаны когда-то раввинами, и теми, к которым пришли адвентистские богословы.

 

Александр Болотников,
Директор Научно-исследовательского Центра "Шалом",
Доктор богословия 

 

Изображение:

http://www.flickr.com/photos/government_press_office/8005894897/

 

Автор изображения:

http://www.flickr.com/people/69061470@N05

Комментарии  

+2 # Илья 07.12.2014 20:01
שלום брат Александр.Класс ная статья.Мне очень понравилась.Как раз та тема которая меня волнует.Вопрос у меня такой.Согласно книге Левит верующий челвек получал прощение и очищение через жертву,священик а и только в храме.Как вы об этом ипишите.Сегодня эту функцию выполняет Иешуа в небесном храме.А как с верующим человеком в промежуток времени между первым и вторым храмами?Каким способом он получал прощение и очищение от грехов?
Зарание спасибо.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Сергей78 02.10.2015 15:02
Подумайте над этим стихом. Иез.11:16 На это скажи: так говорит Господь Бог: хотя Я и удалил их к народам и хотя рассеял их по землям, но Я буду для них некоторым святилищем в тех землях, куда пошли они.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+1 # Костя 16.05.2015 09:05
Все понятно. Значит евреи и адвентисты очистятся и спасутся. Ещё что их обеденяет, это жгучая вера в свою избранност среди всеобщего Вавилона заблуждения.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+1 # Игорь Чумак 25.09.2015 19:02
Вот как раз Ваш вывод и неверен! Спасутся верные Богу и иудеи и христиане всех времен! Говорить, что адвентисты делают себя исключительными - большая ошибка! Если Вы судите по нескольких адвентистах, то это ошибочное суждение! Об этом речь не идет! Речь о том, что у адвентистов есть Божья весть для человечества последних дней! Это весть о Йом Куппуре и скором возвращении Иисуса! Эта весть основана на Вечном Евангелии (не на каком-то новом) (Откр.14:6) и она должна подготовить человечество ко Второму пришествию Иисуса! Поэтому Церковь Адвентистов Седьмого Дня - это движение в христианском мире. Это задумано Господом, а не людьми! Исключительные не приглашают ВСЕХ принять весть, а только избранных! А те, кто не хотят принимать весть из Откровения 14 гл., говорят о какой-то "исключительнос ти", "закрытом клубе для спасенных" и т.п. Я говорю так потому, что Вы, упоминая евреев и адвентистов, думаю преднамеренно забыли об "исключительнос ти" баптистов, пятидесятников и свидетелей!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Валерий 29.10.2015 07:56
Согласно Библии спасутся далеко не только адвентисты и иудеи. Спасенные будут среди всех народов и религий, включая язычников и атеистов. Принадлежность ни к адвентистам, ни к евреям, ни к другим религиозным течениям не гарантирует спасения. Я об этом писал материал "Спасаются только христиане? Спасутся ли верующие других религий и атеисты?" apologetica.ru/otvet/spasaiutsia-hristiane-neveruiushchie-ateisty.html
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
-1 # Андрей 21.10.2015 18:36
Может ли кровь жертвы за грех переносить грех?
Подтвердите ваши ответы текстами из Писания.
Этот вопрос был задан всем адвентистам на этом форуме www.evangelie.ru/forum/t149139.html и пока никто не ответил на него.
Согласно Писания, грех, исповедующийся над жертвой за грех действительно переносится на эту жертву, но рубежом путешествия этого греха является смерть жертвы за грех. Ни кровь ни плоть жертвы за грех в святилище грех не вносят - это "святыня великая". Согласно текстам Библии кровь жертвы за грех может очищать от всякого греха и освящать, а переносить грех и осквернять святилище - это противоположное действие, такого Вы нигде в Библии не найдете.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+4 # Редакция 22.10.2015 00:33
Уважаемый Андрей, здравствуйте!

Если Вы действительно хотите получить ответ на интересующий Вас вопрос, Вам необходимо сделать три вещи.

Первое, научитесь здороваться.
Второе, научитесь учиться.
Третье, и самое главное, сделайте для себя открытие, что есть масса интересного о чем Вы даже не подозреваете.

Я почитал ветку форума, на которую Вы ссылаетесь и, честно говоря, немного оторопел от Вашей аргументации.
Вот цитата (судя по всему Ваша:
"А что касаемо основания своего учения, то здесь Сам Бог велел (через Петра): будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. (1 Петра 3:15)."

Этот демарш немного объясняет Ваш абсолютно неучтивый тон, поэтому, уважаемый, я позволю себе заметить, что прежде чем использовать данный, а равно и любой, текст в теологической дискуссии, очень полезно узнать насколько аккуратно греческий текст передан в Синодальном варианте. В данном случае текст переведен, скажем прямо, очень неточно, ибо то, что Вы читаете как "требующему у вас отчета" на самом деле звучит как "αἰτοῦντι ὑμᾶς". Aiteo в данном случае - это глагол, обозначающий спрашивать или умолять, что очень четко определяет смысловой оттенок активного причастия образованного от этого глагола.

Если Вас действительно интересует ответ на заданный вопрос, пожалуйста, подумайте о сказанном выше и решите, действительно ли Вы хотите разобраться в данной теме или же у Вас чешутся руки доказать то, что Вы знаете лучше других.

Благословений!

ЯЧ
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору

Добавить комментарий

Правила комментирования просты: стиль дворянского общения. Это значит не "тыкать" незнакомым участникам, не высказывать что-либо в обидном тоне, не пользоваться крепкими выражениями и считать других умнее себя.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.


Защитный код
Обновить

Обсуждения

  • Был ли Иисус назореем?

    • а) разве вы не принимаете пророчество об отрасли? б) значит плохие сведения о ...
       
    • правильно говорит Болотников о тоом, что ответнужно искать в пророчестве,о котором ...
  • Природа Божества: один или един?

    • Вы привели не цитату из Торы, а интерпретацию иудаизма, несостоятельнос ть которой ...

Вход на сайт

 

Недельная глава

Брейшит / Бытие | Ваецэ ויצא

Ваеце

Бытие 28:10 - 32:3

Обзор Недельной главы

Подробнее...

Выбор Редакции

«Спасай взятых на смерть»

Специалист по иудаике Виталий Обревко — о трагедии Бабьего Яра

Осенью прошедшего года в Украине отмечали 75-ю годовщину трагедии еврейского народа в Бабьем Яру. К событиям Холокоста приковано внимание самых разных категорий населения и представителей различных религий и конфессий, многие вопросы до сих пор вызывают в обществе острые дискуссии.

«Еврейская буква» и другие синагоги Харькова

В сентябре 2013 года исполнилось 100 лет харьковской хоральной синагоге «Бейт Менахем» — одной из самых больших и красивых в Восточной Европе.

Никогда не входивший в черту оседлости Харьков всегда был и считался еврейским городом. «Харьков — Хайфов», — рифмовали в семидесятых.

 

Путешествия