Шаббат: Вселенский покой или Ветхозаветный символ? Часть II

Христианство и Новый Завет Исследования
Александр Болотников Просмотров: 4264


Проблема, поднятая во втором вопросе, заданном в начале данной статьи, уходит своими корнями в первые века истории христианства.

Еще во второй половине второго века в христианской литературе начинают появляться идеи о том, что суббота является символом. Так в частности самозванец, выдавая себя на страницах своего послания за Апостола Варнаву, пишет о глупости евреев которые не поняли, что суббота, дескать, является символом второго пришествия и стали буквально исполнять заповедь и покоиться в этот день. Далее в послании псевдо-Варнавы предлагается учредить «восьмой день», символизирующий воскресение Иисуса. Данная идея является одной из многих теорий, внесенных в христианство представителями Александрийской богословской школы, которые развивали аллегорический метод истолкования Библии. Деятельность александрийских богословов в ранние века наглядно демонстрирует процесс проникновения эллинистических философских идей в христианство. 

Одним из оснований для подобного аллегорического подхода являются слова четвертой заповеди Декалога, записанные в 5-й главе книги Второзаконие. «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой—суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты; и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (стихи 12-15).

Формулировка заповеди, записанные в книге Второзаконие, отличается от сказанного в 20-й главе книги Исход в двух местах. Во-первых, в книге Исход говорится «помни (зэхор)», тогда, как в книге Второзаконие написано «наблюдай/сохраняй(шэмор). Многие богословы, использующие историко-критический метод при истолковании Библии, усматривают в подобном разночтении признаки наличия разных традиций и источников Пятикнижия, что ставит под сомнение авторство Моисея. Более подробно об истории гипотезы источников Торы, мы писали ранее на страницах нашего альманаха. Однако же   в раввинистической традиции очень ревностно относятся к словам Священного Писания и воспринимают Тору как единую и неделимую книгу, данную Богом через Моисея. А потому, в том, что исходит из уст Всевышнего не может быть разночтений и противоречий. Вот почему, раввины понимают, что слова «зэхор и шэмор», «помни и наблюдай», были произнесены Богом единым изречением. В этом раввины усматривают особую силу Божью и подчеркивают особую значимость заповеди о субботе. Так как подобное «единословное» Божье изречение невозможно записать рукой человека, то первое слово зэхор было помещено в книгу Исход, тогда как второе, шэмор, Моисей записал в книгу Второзаконие.

В отличие от раввинов, обративших внимание на первое различие в формулировке четвертой заповеди, многие протестантские богословы фокусируются на том факте, в книгах Исход и Второзаконие по разному формулируется причина, по которой Господь устанавливает повеление о субботе. Так в частности, в книге Исход заповедь повелевает не делать в субботу никакого дела, следуя примеру Бога, который сотворил небо и землю за шесть дней и «почил» в день субботний. С другой стороны, в книге Второзаконие Бог повелевает помнить «что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (Второзаконие 5:15).

Именно на этом основании как раввины, так и многие христианские богословы утверждают, что четвертая заповедь дана исключительно евреям. Однако, если раввины по праву считают, что воспоминание об исходе из Египта является прерогативой и привилегией исключительно тех, чьи предки выходили из Египта, то многие протестантские проповедники усматривают в словах 15-го стиха 5-й главы книги Второзаконие намек на аллегорический смысл заповеди о субботе.

Здесь, в первую очередь следует заметить, что как в книге Исход, так и в книге Второзаконие не содержится никакого намека на аллегорию. Бог сотворил этот мир за шесть буквальных двадцатичетырехчасовых временных периода, а так же отдыхал в течение буквальных двадцати четырех часов. И поэтому Он заповедал буквально следовать Его примеру. В воспоминании об исходе из Египта также нет никакого символа или аллегории. Всевышний повелевает помнить реальное историческое событие, освобождение Его народа из Египетского рабства. Заповедь помнить не представляет собой никакого обряда или ритуала, а потому не является никаким символом. Более того обе формулировки не противоречат, а дополняют друг друга. Иными словами, Господь повелевает помнить и хранить субботы, потому что, во-первых, Он – Творец неба и земли, во-вторых, Он – избавитель Своего народа.

Для христиан тот факт, что Бог сотворил этот мир в течение буквальной недели является весьма значимым. Диалектический материализм Гегеля, эволюционная теория Дарвина и Марксизм в 19-веке подорвали веру многих христиан и побудили богословов искать компромиссы между Библейским повествованием и научной теорией. Вот почему в многих библейских комментариях утверждается идея о том, что шесть дней творения нельзя рассматривать буквально, а они являются символами шести временных периодов.

Вот почему, говоря об аллегоричности заповеди о субботе, многие консервативные христиане фактически становятся на сторону тех, кто пропагандирует историко-критический метод библейской интерпретации.

Однако самой главной проблемой для христиан является отождествление себя с теми, для кого воспоминание об исходе из Египта является неотъемлемой частью их истории., Следует заметить, что в ортодоксальном иудаизме действительно провозглашается идея о том, что суббота является привилегией, данной исключительно еврейскому народу. Подобная теология играет на руку многим христианским проповедникам, которые на протяжение многих веков внушали верующим то, что они не должны иметь ничего общего с евреями.

Идея, о том, что заповедь о субботе является символом, указывающим на событие еврейской истории, выгодна и тем богословам, которые учат, что у Бога есть два стандарта и мерила праведности: одно для иудеев, другое для язычников. В этом случае есть серьезная проблема. В книге Исход сказано: «И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей; и множество разноплеменных людей вышли с ними» (Исх. 12:38). Было бы абсолютно нелогично предположить, что на этих «разноплеменных людей» заповедь о субботе не распространялась и двойная порция манны им в пятницу не полагалась. Кроме того, ведь для многих египтян, поверивших Богу и направившихся с Израильтянами в землю Ханаанскую исход стал частью и их истории.

Если для Египтян того времени было не зазорно уверовать в Бога Авраама Исаака и Исакова, то почему это должно быть препятствием для верующего во Всевышнего сегодня?

В своих посланиях Павел неоднократно подчёркивает то, что всякий верующий, благодаря жертве Иисуса может отречься от своего язычества и присоединиться к народу Божиему. И если в 12-й главе книги Исход от всякого не-еврея желавшего вкусить Пасху  требовалось, чтобы были у него обрезаны все «мужеского пола» (стих 48), то в послании к Колоссянам сказано: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (2:11). А если это так, то всякий искренний христианин не может отказываться от истории, частью которой он стал, благодаря усыновлению (Гал. 4:5).

 

Александр Болотников,
Директор Научно-исследовательского Центра "Шалом",
Доктор богословия

 

Изображение: Клемент Александрийский. André Thévet.

Комментарии  

0 # Александр 21 05.09.2014 02:23
Я специально изучал, что говорят раввины по поводу субботы. Так вот, главная причина ее празднования такая: Шабат 52 раза в году напоминает евреям о чуде сотворения мира. Никогда не слышал, что бы критики субботы начинали свою проповедь со стихов в книге Бытие или Исход. Обычно сразу перепрыгивают на Второзаконие.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Игорь И. 06.09.2014 16:09
Шаббат шалом! Александр, наверно действительно одной из самых серьезных проблем для христиан во все последующие времена после апостольского века была СТЕПЕНЬ отождествления( причастника) себя с народом Божьим. Ведь кто из нас сегодня может, например,как и римляне Рим.4,1. называть патриарха "Авраам, отец наш"? И не в смысле "духовном" только. И как насчет тех, КТО вышел из Египта с Моисеем? Кто они нам? А для коринфян они "отцы наши"(Кор.10,1) . Уж точно "духовного" у нас с ними мало, ведь они остались в пустыне. И, как мне видится, у уверовавших из язычников и евреев в 1в. н.э. было понимание единого народа Божьего в буквальном, ПРЯМОМ смысле. Шалом!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
-1 # Игорь И. 06.09.2014 16:13
Можно предложить каждому нехитрый такой тест: если я сын Авраама, имею в своей жизни обетования данные ему Всевышним, считаю себя гражданином небесного Иерусалима, сыном свободной от Сарры, то смог бы я ВЗЯТЬ СЕБЕ (всего-то) чисто ЕВРЕЙСКУЮ ФАМИЛИЮ, например, скажем ФИШЕРМАН, РОЗЕНБЛЮМ или любую другую? - и вот по своей реакции, думаю, можно сделать неплохой вывод. А говорить, что мы "духовный Израиль" без буквального - это мираж и самообман, как бы горько это не звучало. Всем желаю благословений, Шалом!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Александр 21 07.09.2014 03:27
«Не тот еврей, кто таков по внешнему виду, и не тот, у которого на теле внешнее обрезание. Нет! Настоящий еврей тот, кто таков внутри, у кого обрезано сердце, а это дело Духа, не буквы. Ему похвала не от людей, а от Бога» (Рим. 2:28-29).

Взять еврейскую фамилию, на мой взгляд, означает попытку стать евреем по букве, а не по духу. Уж лучше сразу обрезаться, друг мой. Что же до Коринфян, то насколько мне известно, эта церковь была создана на основе иудейской общины, поэтому для них вышедшие из Египта были "отцами" в обоих смыслах. Среди них были Моисей, Аарон, Иешуа – это духовные отцы христианской веры. С последним утверждением многие христиане действительно не согласятся.

Лично я, как еврей, веду свою родословную от Адама.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Андриан 07.09.2014 15:31
Цитата:
Лично я, как еврей, веду свою родословную от Адама.
Чтобы вести свою родословную от Адама, не обязательно быть евреем.
От Авраама, вы наверное хотели сказать..
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+2 # Александр 21 07.09.2014 15:49
Самый лучший еврей, из когда либо живших на земле, вел свою родословную от Адама. Посмотрите Лк. 3:23-38. ;-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+2 # Андриан 08.09.2014 02:37
:)
От Бога, вообще-то, а не от Адама.

PS
И все-таки, при всем уважении, не могу согласиться полностью, что Иисус лучший еврей. Т.е. понятно, что он не украинец и произошел из народа Израиля, но тем не менее..Он все-таки выше национальной идентификации, поскольку Он и Сын человеческий, и Сын Божий.
Он Бог, и как написано, "разрушил в Себе Самом преграду и соединил и иудеев и язычников в одного нового человека".
Т.е. Он Бог как и иудеев, так и язычников.
Поэтому обьявлять Его только лишь евреем как-то не совсем корректно (хотя с этим и трудно спорить), ибо Он явно больше этого.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Александр 21 08.09.2014 02:42
Конечно от Бога. На Адаме я заострил внимание в контексте моей дискуссии с Игорем.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+1 # Александр 21 08.09.2014 02:46
Кстати, вчера только подумал - генеалогия у Луки - это линия Марии, которая говорит о человеческой природе Христа. Поэтому она ведется от Адама. Генеалогия у Матфея - это божественная, духовная природа Христа. Поэтому ведется от Авраама.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+2 # Александр С. 10.09.2014 15:26
Андриан, я согласен со всем, что вы говорите здесь. Христос выходит за рамки какой-либо нации. Все мои комментарии под этим постом следует воспринимать в контексте дискуссии с Игорем.

Когда я говорил о себе, как о еврее, я говорил в духовном смысле. Я как раз и хотел сказать, что если ты ведешь родословную от Адама, то в принципе не важно, какая у тебя фамилия и национальность.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Игорь И. 07.09.2014 09:55
Шалом, Александр! Спасибо за ваш ответ и коментарий. Вот и я про то, что внутреннее убеждение первостепенно (Рим.2,28-29).
Это правда, Александр, что в иудаизме после обращения нееврея в иудаизм, когда его вызывают к чтению Торы, то вызывают так, например: "Игорь, сын Авраама"? Т,е. не сын там Виктора или Алексея, но Авраама. Это и понятно. Ведь если мы видим что-то очень похожее на утку, крякающую как утка, передвигающуюся как утку, питающуюся как утка, и по повадкам напоминающую утку, то очевидно, что это утка. И если внести эту особь в классификацию как утку, то это действие означает очевидную констатацию факта.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Игорь И. 07.09.2014 09:57
А потому, наверное, если мы (из язычников) привиты на маслину Израиля, обрезаны нерукотворным обрезанием, думаем как иудеи, поступаем как иудеи, живем как иудеи, верим в Бога иудеев, то кто мы теперь? Наверняка все и будут думать, что мы иудеи. И потому, если и взять фамилию, то это только была бы всего-навсего констатация факта. Усыповлены в семью Израиля. Шалом!
А менять фамилию и не обязательно, но и не недопустимо.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Александр 21 07.09.2014 16:27
Игорь, что такое иудей? еврей? гражданин Израиля? Я бы дал два ответа. 1. Тот у кого в паспорте записано «еврей». 2. Сын Бога живого и гражданин Иерусалима Небесного. Для меня это все-таки разные понятия, хотя некоторые люди соответствуют обоим пунктам. Какая необходимость вписывать вторую группу в первую?

Непонятно также, как в вашу концепцию вписываются следующие стихи:

«Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28).

«Вот почему обещание это – за веру, чтобы оно было даром Бога, чтобы было непреложным для всех потомков Авраама – не только тех, кто подчиняется Закону, но и тех, кто верит верой Авраама. Он всем нам отец, как сказано в Писании: «Я сделал тебя отцом множества народов» (Рим 4:13-16).
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Александр 21 07.09.2014 16:27
Если следовать вашей логике, надо срочно переиздавать Библию, возвращать туда тетраграмматон, а имя Иисус заменять на Иешуа. Я думаю, что в том, что Его имя мы произносим по гречески, есть промысел Божий.

p.s. Не путайте меня с Александром Болотниковым, я другой Александр.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Игорь И. 08.09.2014 11:05
Мир вам, Александр 21! Я согласен с вашей сегодняшней классификацией, но разграничивать понятия на "по паспорту" и "небесный" это, как я считаю, не библейская практика. И если вторая группа "не вписывается" в первую, то это-то и вызывает сомнения истинности первой, т.к. ведет, к ДВУМ стандартам и мерилам праведности. И это не означает, что всем надо завтра бежать и менять национальность( не так-то просто). Но, а почему бы и нет? Ведь ВСЕ-ВСЕ в Писании,так сказать, на стороне израильтян (как вы сами подчеркнули, что даже город небесный и тот-Иерусалим).
А, что касается Гал.3,28, вы попробуйте, так сказать, поменять или вовсе убрать вывески "М" и "Ж", извините за банальность, в общественных местах. Это пред Богом, в плане спасения нет различий (о том ап. Павел и говорит), но на земле они,слава Богу, есть.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Игорь И. 08.09.2014 11:07
И в Кор.10,1 ап. Павел написал "наши отцы" как о ВСЕМ поколении (ропот, идолопоклонство и др), а не об избранных мужах веры. Родителей не выбирают. Писание не ставит в пример их, но предостерегает на их примерах нас. И тем не менее отцы (1Петра 1,18).
Александр, а то, что по-гречески произносим имя Спасителя, то надо всегда помнить, что за греческим всегда СТОИТ древнееврейский ИВРИТ, т.е. контекст (исторический, культурный и др). А контекст, как известно, правит! Как ни крути, но с первых страниц Библии и до последних все о евреях.
Надеюсь, что вы поймете меня. Шалом вам!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Александр 21 07.09.2014 15:35
В этом и заключалась суть моего ответа Игорю.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Игорь И. 10.09.2014 07:25
Мир вам, #Александр 21! Я согласен с вашей сегодняшней классификацией, но разграничивать понятия на "по паспорту" и "небесный" это, как я считаю, не библейская практика. И если вторая группа "не вписывается" в первую, то это-то и вызывает сомнения истинности первой, т.к. ведет, к ДВУМ стандартам и мерилам праведности. И это не означает, что всем надо завтра бежать и менять национальность( не так-то просто). Но, а почему бы и нет? Ведь ВСЕ-ВСЕ в Писании,так сказать, на стороне израильтян (как вы сами подчеркнули, что даже город небесный и тот-Иерусалим).
А, что касается Гал.3,28, вы попробуйте, так сказать, поменять или вовсе убрать вывески "М" и "Ж", извините за банальность, в общественных местах. Это пред Богом, в плане спасения нет различий (о том ап. Павел и говорит), но на земле они,слава Богу, есть.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Игорь И. 10.09.2014 07:28
И в Кор.10,1 ап. Павел написал "наши отцы" как о ВСЕМ поколении (ропот, идолопоклонство и др), а не об избранных мужах веры. Родителей не выбирают. Писание не ставит в пример их, но предостерегает на их примерах нас. И тем не менее отцы (1Петра 1,18).
#Александр21, а то, что по-гречески произносим имя Спасителя, то надо всегда помнить, что за греческим всегда СТОИТ древнееврейский ИВРИТ, т.е. контекст (исторический, культурный и др). А контекст, как известно, правит! Как ни крути, но с первых страниц Библии и до последних все о евреях.
Надеюсь, что Я был понятен для вас. Шалом!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Александр С. 10.09.2014 17:18
Ваша позиция ясна. При всем уважении, я с ней не согласен. Коринфяне и многие другие ранние общины были еврейскими, поэтому и отцы были буквальными.

Духовная традиция, опыт Ветхого Завета полезен и необходим, но, как мне кажется, говоря об опыте культурно-истор ическом, вы подразумеваете не что иное, как человеческое предание. Это сжимает необъятную небесную истину в рамки ограниченного земного и в конечном итоге, закроет нашу весть для многих.

При всем величии земного Иерусалима, Небесному в его рамках будет тесно. Какая необходимость вливать новое вино в старые мехи, мне непонятно.

Не хотелось бы повторяться, но ведь нет уже ни иудея, ни эллина, а Авраам – отец многих народов, а не какого-то одного или даже двух.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Игорь И. 10.09.2014 19:57
Шалом, Александр С! А разве какое-то послание (кроме Послания к евреям) было написано сугубо к евреям, чтоб в них оправдывалось определение "отцы наши"? Практически все общины были смешанными (и коринфяне в том числе) в разном лишь процентном соотношении.
Мы усыновлены в семью Божию, в семью Израиля. Это усыновление в переносном смысле или в буквальном? А может в семью не буквальную, земную, а небесную? Но это же опять разделение на плохих (земных) и хороших (духовных)! Делить нас всех будет Господь, когда явиться во второй раз. А до того мы все в одной семье. Мы все братья. Кровные вместе с приемными. А потому и родители у нас у всех одни. И даже бабушки и дедушки тоже одни-НАШИ. И если дети растут в нормальных условиях, воспитываются одними родителями, они будут похожи в жизненных принципах, взглядах, не зависимо от природной национальности детей. Но вот вопрос: а какой национальности будут приемные дети? Конечно кто-то скажет, что от биологических родителей.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Игорь И. 10.09.2014 20:01
Но, если этот ребенок, когда вырастит возьмет национальность приемных родителей, то по-крайней мере, его никто НЕ назовет неблагодарным.
Вот именно, что если НЕТ особой РАЗНИЦЫ какой я национальности, то и держаться за нее НЕ СТОИТ. И, простите, меня, но если кто считаете это лишним, то тот еще ДЕРЖИТЬСЯ СВОЕЙ. И поймите меня до конца правильно, я не говорю сейчас за сиюминутную смену национальности, но я за готовность принять и стать.
Те язычники, что принимали христианство в первых веках интересно из каких народов были? И много этих народов сохранилось до наших дней? И какую роль эти народы оказали на окружающих? Каково влияние? Думаю, не будет преувеличением сказать, что тех этносов, в современном их виде, уже несуществует. "Ну и не важно"-скажет кто-то.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Игорь И. 10.09.2014 20:03
А почему, если это не важно, то ИМЕННО и ТОЛЬКО еврейская нация не просто сохранилась, но и на протяжении веков оказывала и оказывает неописуемое влияние на окружение?! Кто имеет благословение неба? Один ответ: ИУДЕИ!
И в завершении. Мы же помним двух невесток Ноемини(Кн. Руфь). Моавитянка Руфь осталась со свекровью, отождествила себя (Руфь 1,16) с НАРОДОМ и получила великие благословения. Призываю всех кто читает Писание задуматься над этим, чтоб быть в благословении. Мира вам, Шалом!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Александр С. 11.09.2014 02:04
"У земного человека из плоти и крови нет наследия в Царстве Бога, и смертное не сопричастно бессмертному". Писание предлагает нам родиться с выше, а вы предлагаете заново родиться в Израиле.

"Наше государтво - на небесах. Мы оттуда ждем Спасителя". Фил. 3:20.

Спасибо за ваши ответы. ;-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Андрей67 26.09.2014 11:46
"А потому, в том, что исходит из уст Всевышнего не может быть разночтений и противоречий. Вот почему, раввины понимают, что слова «зэхор и шэмор», «помни и наблюдай», были произнесены Богом единым изречением". Это противоречит тексту, ибо написано, что Бог произнес и написал закон собственным перстом. Все остальное было написано Моисеем.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Андрей Андрей 02.01.2016 14:45
Вообще, неплохое исследование относительно субботы.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору

Добавить комментарий

Правила комментирования просты: стиль дворянского общения. Это значит не "тыкать" незнакомым участникам, не высказывать что-либо в обидном тоне, не пользоваться крепкими выражениями и считать других умнее себя.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.


Защитный код
Обновить

Обсуждения

  • Природа Божества: один или един?

    • Редактирую по вашей просьбе цитатой из Торы: СЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ, БОГ - ВСЕСИЛЬНЫЙ ...
       
    • Вы это о чем, уважаемая? Статья посвящена исключительно оригиналу!
       
    • В подлиннике 1-й заповеди и для обозначения Бога, который вывел из земли Египетской ...

Вход на сайт

 

Недельная глава

Брейшит / Бытие | Толдот תולדות

Толдот

Бытие 25:19:-28:9

Обзор Недельной главы

Подробнее...

Выбор Редакции

О евреях, христианах и сережках

Сага о спасении еврейских детей в Англии

Вскорбной истории Холокоста шесть миллионов страниц, и какую ни открой – везде боль и ужас. Но есть в этой истории одна глава, листая которую испытываешь противоречивые чувства. Как в знакомой нам песне, это – радость со слезами на глазах.

 

Путешествия