Шаббат: Вселенский покой или Ветхозаветный символ? Часть I

Христианство и Новый Завет Исследования
Александр Болотников Просмотров: 5290


Как всегда, некоторые вопросы наших читателей являются вдохновением для новых статей. Данная статья - это реакция на два вопроса, которые были заданы мне одним из посетителей моей личной страницы на Фейсбуке.

В связи с тем фактом, что каждый пользователь Фейсбука может послать мне личное сообщение, я столкнулся с большим наплывом желающих подискутировать со мной через интернет. Однако, мне придётся ограничить эту возможность, прежде всего потому, что богословские вопросы интересны всем нашим читателям и для меня не являются персональной проблемой отдельного человека.

Упомянутые два вопроса мне приходилось слышать не раз, прежде всего от Евангельских христиан. Вот как они сформулированы: 

1. "Здравствуйте Александр. Как вы считаете, имеет ли суббота единое время. Ведь когда Бог сотворил небо и землю, были 7 сутки, которые являются святым временем (седьмой день). Но если в России суббота в одно время, то в США суббота, будет с разницей в 24 часа. Так где же святое время? А Израиль? и тд"

2. "Александр, как вы считаете можно ли назвать субботу - символом искупления Втор 5:15). Ведь если так, то в таком случае она имеет прообраз покоя во Христе, а значит уже не имеет значения. Либо Согласно (Втор 5:15)"

Первопричиной обоих вопросов является предпосылка, возникшая в результате дискуссий, которые велись в американской протестантской среде по поводу субботы во второй половине 18-го - первой половине 19-го веков. Так в частности многие анабаптисты, предшественники менонитов, бежавшие в Америку из Европы, спасаясь от религиозных преследований со стороны протестантских властей Германии, Швейцарии и Голландии, соблюдали субботний день и познакомили с этим учением Американских Баптистов. В 20-х годах 19-го века в баптистской среде образовался раскол по поводу субботы. Большая группа членов церкви, возглавляемая Александром Кемпбелом отделилась и образовала новую конфессию, назвав ее "Церковь Христа". Кемпбелл называл учение о субботе ересью иудействующих и обвинял в иудействовании баптистов.

Именно на этом ключевом понятии “иудействование” строились дебаты противников соблюдения субботы с христианскими деноминациями, такими как Баптисты Седьмого Дня, Адвентисты Седьмого Дня и Церковь Бога Седьмого Дня, которые организовались к середине 19-го столетия и проповедовали учение о субботе.

Исследуя стенограммы дебатов девятнадцатого века, можно сразу заметить, что основной аргумент противников субботы заключался в том, что они представляли ее, как установление, данное исключительно Израилю на Синае. А потому, христиан Новозаветной эпохи оно касаться не должно. В частности, приводился даже довод о том, что в книге Бытие не содержится и упоминания о том, что Авраам соблюдал заповедь о субботе. Однако, сам Бог, явившись Исааку сказал ему, что «Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною [заповедано] было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои»(Быт 26:5).

Есть протестанты, которые применяют при истолковании Библии методы теологии диспенсационализма, возникшего в 30-е годы 19-го века в Англии в среде Плимутских братьев, пропагандирующих идеи Нельсона Дарби. Согласно этой теологии, популяризированной в издании Библии Скоффилда, завет Бога с Авраамом отличен от завета, который Господь заключил с Израилем на Синае, а потому «повеления, уставы и законы» для Авраама были другими и, соответственно, субботы там не было. Данная позиция, исповедуемая частью евангельских христиан, коренным образом отличается от раввинистического учения, согласно которому единая и неизменная Тора существовала до сотворения Богом неба и земли и является руководством к действию для всех поколений.

Примечательным является то, что книга Бытие абсолютно умалчивает о том, какими были те заповеди, которые соблюдал Авраам, и чем они отличались от тех, которые Бог дал на Синае. Действительно, с одной стороны, во времена Авраама святилища/храма, а также и государственных институтов Библейского Израиля еще не существовало, а значит не было ни судебной системы ни левитского священства. С другой стороны, касательно Декалога, десяти заповедей, изреченных Всевышним с вершины горы Синай в слух всего народа, Плимутские братья соглашаются с тем, что девять из них Авраам соблюдал. Что же касается четвертой заповеди, повелевающей хранить субботу, то диспенсационалисты считают ее частью системы храмовых обрядов. А потому, утверждение о том, что в разных часовых поясах суббота начинается в разное время, является для них аргументом в пользу невозможности правильно соблюсти субботу за пределами Израиля.

Возможно это так и было бы, если бы в тексте Декалога не существовало конкретной формулировки причины, по которой Бог дал 4-ю заповедь. Именно наличие объяснения отличает эту заповедь от других девяти. Сказано: «ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:11). На основании этих слов, явно видно, что заповедь повелевает помнить субботний день потому, что в этот день отдыхал сам Бог. Именно этим завершается неделя творения «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт 2:2-3).

Иными словами, четвертая заповедь, в том виде, в котором она сформулирована в 20-й главе книги Исход, непосредственно указывает на связь с семью буквальными днями творения. Согласно записанному в первой главе книги Бытие, каждый день творения начинается с вечера. Причем не указано в каком часовом поясе Бог творил Землю. Да и сам такой вопрос вряд ли вообще не имеет какой-либо смысл. Задавая такие вопросы, человек с помощью философских рассуждений де-факто пытается познать тайну Творца. О подобных нелепых попытках Бог говорил Иову «кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь?» (Иов 38:2-5).

А потому, те кто считает, что суббота привязана к часовому поясу Израиля, должны привязывать ее к часовому поясу Эдема. Подобные привязки являются абсурдом, потому что в то время не существовало международной договоренности ни о Гринвичском меридиане, от которого ведется отсчет часовых поясов ни о линии перемены дат. Проблема в том, что, как это мы сегодня понимаем, время является четвертым измерением. В нас, трехмерных людей, Бог не заложил никакого внутреннего механизма, с помощью которого мы может объективно ощущать время. В этом выражается наша ограниченность, при которой нам просто не дано полностью до конца постичь это четвертое измерение вселенной. Для того, чтобы осознавать течение времени нам необходимы движущиеся объекты. Сравнивая движение, мы можем ориентироваться во времени.

Первая глава книги Бытие дает нам четкое определение временных ориентиров. Бог сотворил разные небесные светила: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы» (Быт 1:14-18). Из этого текста видно, что различные временные периоды должны определяться через наблюдение за относительным движением разных небесных тел. Год отсчитывается по периодичности появления одних и тех же созвездий. Месяц отслеживается по периоду вращения луны вокруг земли. День же, согласно записанному в первой главе книги Бытие отсчитывается от захода до захода солнца. Это определение касается и субботы. Как записано в 23-главе книги Левит: «с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу» (стих 32). Таким образом, основным признаком наступления субботы является факт захода солнца, а не меридиан, на котором наблюдается заход. Нигде в Торе не говорится о том, что суббота должна праздноваться всем населением земли одновременно в один и тот же момент времени. Точно так же как и ничего не говорится о том, в каком часовом поясе Всевышний «почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал».

 

Окончание следует. 

 

Александр Болотников,
Директор Научно-исследовательского Центра "Шалом",
Доктор богословия

 

Источник изображений для иллюстрации: www.wikipedia.org

Комментарии  

+5 # Михаил Полтавец 22.08.2014 11:41
Приветствую вас Александр Владимирович. Благодарю вас за новую информацию в статье о субботе.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+2 # денис 23.08.2014 13:47
Здорово что зацепили этот вопрос.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+1 # сергей 23.08.2014 16:24
раньше была кнопка , для передачи отмеченных в тексте ошибок и опечаток. Вижу пару опечаток, но как сообщить ??
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Григорий 24.08.2014 10:37
Спасибо за параллельную теологию - Писание выглядит более выпуклым и понятным.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # raisa 24.08.2014 23:33
C,благодарность ю и добрыми пожеланиями,с. Рая! Спасибо!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # София 27.08.2014 17:22
Седьмой день недели-это обязательно суббота?но если первый рабочий день-это понедельник,то седьмой-воскрес ение.разве дело в названии дня ?Можно ли считать,что заповедь соблюдена,если отмечать воскресение ?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+1 # Александр 01.09.2014 07:56
Мира вам!В четвертой заповеди написано суббота Господу.А вы первый день Господу.И теперь сами подумайтевы соблюдаете субботу Господню.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
-3 # Глас Вопиющего 05.10.2014 06:53
Позвольте простой, казалось бы, вопрос в связи с затронутой темой: в каком месте земного шара начинается суббота? С какой линии (перемены дат, или другой какой) на нашей планете следует начинать отсчет святых часов субботнего дня?

Заранее спасибо за честный и исчерпывающий ответ.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору

Добавить комментарий

Правила комментирования просты: стиль дворянского общения. Это значит не "тыкать" незнакомым участникам, не высказывать что-либо в обидном тоне, не пользоваться крепкими выражениями и считать других умнее себя.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.


Защитный код
Обновить

Обсуждения

  • Природа Божества: один или един?

    • Редактирую по вашей просьбе цитатой из Торы: СЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ, БОГ - ВСЕСИЛЬНЫЙ ...
       
    • Вы это о чем, уважаемая? Статья посвящена исключительно оригиналу!
       
    • В подлиннике 1-й заповеди и для обозначения Бога, который вывел из земли Египетской ...

Вход на сайт

 

Недельная глава

Брейшит / Бытие | Толдот תולדות

Толдот

Бытие 25:19:-28:9

Обзор Недельной главы

Подробнее...

Выбор Редакции

О евреях, христианах и сережках

Сага о спасении еврейских детей в Англии

Вскорбной истории Холокоста шесть миллионов страниц, и какую ни открой – везде боль и ужас. Но есть в этой истории одна глава, листая которую испытываешь противоречивые чувства. Как в знакомой нам песне, это – радость со слезами на глазах.

 

Путешествия