666

Христианство и Новый Завет Исследования
Александр Болотников Просмотров: 92746


666. Истолкование числа шестьсот шестьдесят шесть.

Тайна числа 666 и развитие Адвентистского богословия

На протяжении многих веков число 666, описанное в 13 главе книги Откровение, было источником многочисленных около-христианских суеверий. В последнее время его часто связывают с мистическим штрих-кодом, который будет наносить антихрист на всех людей в последнее время. Подобные взгляды, хотя и не являются частью вероучения какой-либо конкретной христианской конфессии, очень часто встречаются в «народных присказках», популярных среди христиан всех деноминаций. Адвентисты Седьмого дня являются исключением из этой закономерности.

С конца XIX века адвентисты понимали, что число зверя 666 можно высчитать с помощью комбинации букв, которые входят в латинское словосочетание VICARIUS FILII DEI 5+1+100+1+5+1+50+1+1+500+1 = 666 (наместник Сына Божия), являвшееся титулом Папы Римского.

Само отождествление Римской Церкви со зверем из книги Откровение восходит еще ко времени начала Реформации и базируется, в том числе, на выводах, сделанных реформаторами на основании серьезных искажений Евангельского учения Католической Церковью, инквизиционных пыток, костров, индульгенций, поклонения «святым мощам» и т.п.

Однако же, что касается числового значения, то при ближайшем рассмотрении с этой интерпретацией возникают многочисленные проблемы. Цель данной статьи - рассмотреть возможные истолкования числа 666, а также проанализировать историю Адвентистского понимания данной проблемы.

К истокам

В начале 60-х годов XIX-го века небольшой класс субботней школы при Баттл Крикской общине Адвентистов Седьмого дня во главе с Урией Смитом решил исследовать книгу Откровение. В то время большинство протестантов в Америке (а Адвентисты всегда считали себя последователями Протестантского Реформационного Христианского направления) использовало исторический метод истолкования пророчеств Даниила и Откровения. Так, в частности, как мы уже упомянули выше, большинство протестантов того времени придерживалось традиционного понимания 13 главы Откровения, предложенного еще Мартином Лютером. Согласно этой интерпретации зверь-антихрист с десятью рогами, описанный в стихах 1-8 является символом Средневекового Папства. Адвентисты были твердыми последователями такой трактовки. А потому, когда зашла речь о числе зверя, Урия Смит извлек старую потрепанную книгу Antichristus Romanus, 1612 года издания и прочитал оттуда, что, оказывается, слова VICARIUS FILII DEI, сумма букв которых составляет число 666, являются титулом Папы Римского.

Автором этой книги был протестантский богослов Андреас Хелвиг. Он взял 15 различных титулов Папы на греческом, еврейском и латинском языках и нашел, что комбинации букв этих титулов может в своем численном эквиваленте составить число 666. Книга получила особую популярность во время Французской Революции. Тогда многие, желая посмеяться над религией и Папой, как ее главным представителем, говорили, что слова VICARIUS FILII DEI написаны на его тиаре.

В 1866 году в журнале «Ревью Энд Геральд» Урия Смит опубликовал статью, в которой, в частности, говорил следующее: «Папа носит на своей священнической короне инкрустированную драгоценными камнями надпись, VICARIUS FILII DEI (Наместник Сына Божия) численное значение которой есть 666. Это является наиболее рациональным объяснением значения этого числа. Это число зверя, папства, число его имени, которое он (Папа) использует в качестве своего титула. Это число человеческое, ибо тот, кто носит его, является человеком греха». Данную позицию поддерживали многие основатели Адвентизма и она была позднее включена в книгу Урии Смита «Размышления по книгам Даниила и Откровения».

Однако же, Эллен Уайт никогда напрямую не поддерживала интерпретацию о надписи на тиаре. В одном из ранних видений ей было открыто следующее: «Я видела как было сделано число (666) образа зверя, и как зверь изменил субботу, и как образ зверя последовал позже этим же путем, соблюдая папские постановления, а не Господню субботу» (Слово к малой пастве, стр. 19). Из процитированного выше не совсем ясно, в каком виде было ей показано число 666, однако же, в трудах Уайт мы не находим ссылок на тиару, как на ключ к истолкованию числа 666.

В 1959 году под редакцией Франсиса Никола был опубликован многотомный Библейский Комментарий Адвентистов Седьмого дня. В этом комментарии значение числа 666 анализируется с точки зрения исторической интерпретации. Авторы комментария не заявляют о том, что надпись на тиаре является единственно верной трактовкой Откровения 13:18, но говорят, что в период протестантской реформации эта позиция приобрела популярность. В частности, в комментарии записано следующее: «Несмотря на то, что данный комментарий идентифицирует зверя как папство, и считает, что интерпретация числа 666 (как суммы букв титула папы) является наилучшей, мы все же признаем, что эту криптограмму 666 следует понимать шире, нежели данная (протестантская) интерпретация представляет это» (Комментарий АСД, том 7 стр. 223).

Однако единственным источником, который использует Библейский Комментарий АСД, подтверждающим существование надписи VICARIUS FILII DEI на папской тиаре является статья, опубликованная в Католическом журнале «Наш воскресный посетитель» от 18 апреля 1915. Там на вопрос о том, что за буквы находятся на папской короне, дается ответ «на папской митре записаны слова VICARIUS FILII DEI, означающие "наместник Сына Божия". В номере же от 23 июля 1922 года было написано опровержение. В частности было сказано: «Папа заявляет о том, что является посланником Сына Божия, но латинские слова этого титула нигде не написаны в том числе ни на какой из папских тиар, как это утверждают противники католицизма». Также этот же журнал в своей статье от 3 августа 1941, которую цитирует Библейский Комментарий АСД, говорит о том, что на папской тиаре ничего не написано. Реагируя на это утверждение, авторы комментария пишут следующее: «Существует ли надпись VICARIUS FILII DEI на тиаре или митре, не имеет значения. Главное чтобы был титул».

Таким образом мы видим, что несмотря на то, что авторам комментария АСД, нравится идея надписи на тиаре, их позиция намного более взвешена, нежели позиция Урии Смита. Они допускают, что надписи на тиаре может и не быть. И что весьма важно, авторы не возводят такое толкование в ранг единственной и доктринальной интерпретации числа 666.

Проблема с утверждением о существовании надписи является серьезной, поскольку строить теорию на факте наличия периодической статьи, по поводу которой позже было сделано опровержение, не совсем этично и совсем не научно.

Проблемы истолкования

Если число 666 истолковать, основываясь исключительно на надписи на папской тиаре, возникнет целый ряд серьезных проблем.

Во первых, на сегодняшний день не существует ни тиары, ни митры на которой бы существовала какая-либо надпись. Достаточно воспользоваться поисковыми сайтами в интернете, чтобы получить фотографии сохранившихся папских тиар и митр и удостоверится в том, что ни на одной из них нет никаких букв. Конечно же, много средневековых тиар было уничтожено во время захвата Ватикана войсками Наполеона. На этом основании возможно предположить, что такая надпись могла существовать в прошлом на какой-то из несохранившихся тиар. Однако использование такого аргумента весьма затруднительно. Не существует никаких документов как-либо подтверждающих вышеизложенное предположение. Более того, если на тиаре принадлежавшей ранее какому-то из пап и была надпись VICARIUS FILII DEI, то в таком случае текст из книги Откровение 13:18 должен относиться только к тому конкретному папе. Другие же папы под определение зверя не подойдут, так как на их тиарах уже этой надписи нет.

Вторая проблема еще более серьезная. Дело в том, что со времен Урии Смита и издания Библейского Комментария Адвентистов Седьмого дня, в Католической церкви произошли серьезные изменения. В частности, в 1963 году под конец второй сессии Второго Ватиканского Собора Папа Павел VI, спустившись по ступенькам с папского престола в Базилике Св. Петра, взошел на алтари и, сняв тиару со своей головы, положил ее к подножию алтаря. Этот жест символизировал отказ папы от царских почестей и человеческой славы. Тиара была продана, а вырученные деньги были использованы на благотворительные цели. Тиара была выкуплена католическим музеем в Вашингтоне и выставлена там на всеобщее обозрение. (Никаких букв на этой тиаре нет). После Второго Ватиканского Собора ни один папа не носил тиары. Начиная с 60-х годов прошлого века после Второго Ватиканского Собора протестанты и евангеликалы начинают постепенно отказываться от Лютеровской интерпретации зверя-антихриста из книги Откровения 13:1-8. Это прежде всего связано с тем, что католическая церковь раскаялась во многих злодеяниях, совершенных инквизицией в Средние века, а также отказалась от идеи папы-царя. В этой связи, продолжать настаивать на связи между надписью на папской тиаре и числом 666 просто неразумно.

Третья проблема подсчета числа 666 связана с титулом Папы. Дело в том, что не до конца понятно, откуда Хелвиг взял, что папский титул пишется именно как VICARIUS FILII DEI. Согласно сведениям, опубликованным в Ватиканском ежегодном справочнике «Annuario Pontificio», издаваемом в Libreria Editrice Vaticana, папа носит девять титулов. На латинском языке они звучат как: Episcopus Romanus; Vicarius Christi; Successor principis apostolorum; Caput universalis ecclesiae; Pontifex Maximus; Primatus Italiae; Archiepiscopus ac metropolitanus provinciae ecclesiasticae Romanae; Princeps sui iuris civitatis Vaticanae; Servus Servorum Dei, что переводится на русский как: Епископ Рима; Викарий Христа; Преемник князя апостолов; Верховный первосвященник [Глава] Вселенской Церкви; Великий Понтифик; Примас Италии; Архиепископ и митрополит Римской провинции; Суверен государства-города Ватикан; Раб рабов Божьих. Как видно из этого списка, второй титул Папы – это VICARIUS CRISTI, а не VICARIUS FILII DEI. В этом случае сумма 666 не получается.

Единственный документ, в котором упоминается папский титул VICARIUS FILII DEI, называется «Дар Константина». Это дарственный акт, которым император Константин жаловал римскому Папе Сильвестру власть над западными провинциями империи. В XI веке этот документ служил одним из главных оснований для папских притязаний на верховную власть в церкви и высший сюзеренитет в Европе. Однако уже в XIV веке было доказано, что эта дарственная грамота являлась поддельной. Сегодня факт подделки официально признан католической церковью, о чем писала Католическая Энциклопедия 1913 года издания. Поэтому использовать VICARIUS FILII DEI как папский титул сегодня невозможно. Вообще латинское слово VICARIUS на русский язык часто неверно переводится как "наместник". А потому, на этом основании строится идея о том, что Папа занял место Христа. На самом же деле это слово с латинского переводится как «представитель». В этом смысле понятие "VICARIUS CRISTI" или "VICARIUS FILII DEI" вообще не несет никакого богохульного смысла. Всякий христианин своей жизнью должен отображать Христа, таким образом быть его представителем среди людей на земле. Следует отметить, что Хелвиг, в своей попытке отождествить папство с Антихристом, выбрал далеко не самый удачный титул. Кроме того, он сделал весьма неудачный перевод этого титула на еврейский язык. Слово רומיית, гематрия (числовое значение) которого равняется 666, никогда не являлось титулом ни одного из пап (Папа вообще никогда не носил еврейского титула). Более того это слово ромит переводимое как «римлянин», не встречается ни в Ветхом Завете ни в раввинистической литературе. К сожалению, такие выкладки шиты белыми нитками, а потому в вопросе идентификации антихриста они оказывают историкам и богословам медвежью услугу. Кроме того стоит отметить, что Писание всегда истолковывает Писание, и если мы и хотим рассчитывать какие-либо буквенно-цифровые значения, то не можем обращаться к языку, который не был использован в первоисточнике. Мы можем говорить об иврите, арамейском языке, а также греческом. Обращение же к латыни с точки зрения библейской экзегезы выглядит сомнительным.

Четвертая проблема с использованием слов VICARIUS FILII DEI для подсчета числа зверя заключается в том, что VICARIUS FILII DEI = 5+1+100+1+5+1+50+1+1+500+1 является не единственной комбинацией, сумма цифровых значений которой даст 666. Например, комбинация цифровых значений латинских букв в имени одного из основателей Адвентистской церкви ELLEN GOULD WHITE = 50+50+5+50+500+5+5+1 тоже дает 666. Именно поэтому игры с комбинированием латинских букв больше напоминают подгонку под ответ нежели серьёзное экзегетическое и исследование и неизбежно приведут к тому, что «все что вы скажете, может быть использовано против вас».

Кем же является зверь из 13 главы книги Откровение?

Вероятнее всего, после изучения вышеприведенных аргументов у многих читателей могут возникнуть сомнения по поводу идентификации зверя-антихриста. А потому, мы приведем несколько ключевых библейских аргументов, с помощью которых можно понять, кого символизирует этот зверь, не прибегая к использованию сомнительных титулов и подсчетов.

Прежде всего следует заметить: зверь с 10 рогами является антихристом. Об этом впервые написал Ириней Лионский в своей книге «Против ересей». Только греческая приставка анти должна здесь переводиться как «вместо» а не «против». Зверь действует, подменяя собой Христа таким образом, что поклоняющиеся ему, через него поклоняются дракону, описанному в 12 главе книги Откровение, названному там «диаволом и сатаною». Дракон и зверь действуют в одной связке как Отец и Сын в Евангелиях. Однако вместо спасения грешников они преследуют «жену» (символ Израиля) / «святых». Эти притеснения продолжаются в течение 42 месяцев (Откр 13:5) или 1260 дней (Откр. 12:6) или же на протяжении «времени времен и полвремени» (Откр 12:14). Эти одинаковые временные промежутки, описанные разными словами в разных стихах, помогают нам увидеть связь с 7 главой книги пророка Даниила. Арамейское выражение «времени времен и полвремени» встречается там в 25 стихе, который говорит о преследовании «святых Всевышнего» и отнятии у них «Торы и времен».

Как уже было замечено, в 13 главе книги Откровения и в 7 главе книги Даниила говорится о преследовании святых в течение 1260 дней или 42 месяцев или времени времен и полвремени. Только в 7 главе книги Даниила святых преследует не зверь с 10 рогами, а некий малый рог. Однако же мы можем видеть, что 13 глава Откровения и 7 глава Даниила используют одни и те же образы. А потому малый рог и 10-рогий зверь символизируют одно и то же.

Пророк Даниил описывает действия малого рога очень подробно в 7-й и 8-й главах своей книги. В частности, еврейский оригинал 11 стиха 8 главы говорит об этом роге следующее: «и даже вознесся на Вождя воинства сего, и отнято было у Него ежедневное служение, и попрано было основание святилища Его». Из этого текста следует, что малый рог отнял у небесного Первосвященника его посредническое служение. Иными словами, антихрист взял на себя первосвященнические функции посредника между Богом и человеком.

Если мы посмотрим на официальные титулы Папы Римского, процитированные выше из католического ежегодника, то обнаружим, что среди них есть титул Pontifex Maximus или "Верховный первосвященник". Этот термин, согласно Католической Энциклопедии изначально относился к Первосвященнику Иерусалимского Храма. Впервые Тертуллиан применил этот термин по отношению к Каликсту I, римскому епископу умершему в 222 году. Таким образом Pontifex Maximus является старейшим титулом римских пап, отражающим их наиглавнейшую роль, как правоприемников сынов Аарона, первосвященников. Этот титул сохранялся неизменным во все века. Все свои апостольские письма и энциклики нынешний Папа подписывает как DEL SOMMO PONTEFICE BENEDETTO XVI (Первосвященник Бенедикт XVI). Без исповеди и евхаристии , которые являются основными функциями церковного священства и воспринимаются как продолжение жертвоприношений, совершавшихся по Левитскому закону, Католицизм существовать не может. Основной функцией папства является руководство этим процессом посредничества между Богом и человеком, которое осуществляют церковные священники. Но именно эта роль напрямую пересекается с Первосвященническим служением, которое, согласно тому, что пишет Послание к Евреям, совершает Иисус в Небесном святилище.

Отсюда четко видно, что зверь-антихрист символизирует папскую систему, которая преследовала всех инакомыслящих и изменила Божий закон. Однако 13 глава книги Откровение также показывает, как на смену семиглавому десятирогому зверю пришел зверь с агнчими рогами. Именно этот зверь, которого за его «христианский» вид и чудеса богословы называют «анти-Святым Духом», сделает начертание на правую руку и на чело (Откр. 13:16). Иными словами, согласно тексту книги Откровения вопреки расхожему стереотипному мнению, начертание на руку и на чело ставит не зверь-антихрист, а сменивший его зверь с агнчими рогами. Этот зверь, который идентифицируется как современное христианство, отступившее от библейских принципов, является отображением отошедшего в сторону семиглавого зверя. Он фактически заставляет всех следовать принципам первого зверя – антихриста, насаждая папскую идеологию. Однако это второй зверь, и это он, а не папство, согласно тому, что сказано в 16-м стихе, будет заставлять всех принять начертание. Таким образом начертание, имя и число имени, о которых упоминает стих 17 относятся ко второму, а не к первому зверю. А потому, с точки зрения структуры 13 главы книги Откровения использовать титул папы для истолкования значения числа второго зверя абсолютно неверно. Вот почему и Эллен Уайт, как было процитировано выше, видела в видении число 666, относящееся к «образу зверя» а не к первому зверю.

Современная интерпретация числа 666 в церкви Адвентистов Седьмого дня.

Проблематика с подсчетом числа зверя с помощью числового значения латинских букв на сомнительном титуле папы не осталась незамеченной Адвентистскими богословами. Так в частности, в своей книге «Будущая Слава», выпущенной в 2002 году, известный богослов, директор Института Библейских Исследований при Генеральной Конференции Анхель Родригес пишет прямо: «Когда мы исследуем интерпретацию числа 666, нам следует помнить, что абсолютно неясно были ли слова Наместник Сына Божия когда-либо использованы в официальном титуле папы. Также, если число (666) каким-то образом имеет отношение к численному значению букв имени, тогда мы сталкиваемся с тем, какой язык (или алфавит) использовать для подсчета». Родригес считает, что, поскольку Библейский текст не указывает, на каком языке необходимо подсчитывать числовое значение букв имени, использование латинских букв является субъективным, о чем мы уже сказали выше.

Говоря о конкретном значении 18 стиха 13 главы Откровения, Родригес указывает, что греческую фразу тон арофмон ту антропу (син. число человеческое), часто переводимую на многие языки как «число человека» следует перевести как «число человечества». Таким образом, текст не относится к какому-то конкретному человеку, но характеризует отступившее от Бога человечество. «Так как Бог создал человека на шестой день, число (зверя) может символизировать число человечества, которое не вступило в Божий покой и гармоничные отношения с Создателем, символом которых является седьмой день».

Профессор университета Эндрюса Жак Дюкан в своей книге «Тайны Откровения» соглашается с позицией Родригеса. Он считает, что три шестерки являются символом человеческого несовершенства, не дотягивающего до Божьей полноты, символом которой является число 7. Шестерка повторяющаяся три раза символизирует попытку сатаны создать человеческую копию Бога. Данная интерпретация гармонично вписывается в контекст Откровения 13 главы, где говорится о богохульстве зверя-антихриста.

В этом же 2002 году в уроке субботней школы за 7 июня была дана следующая рекомендация, касательно попыток подсчета числа 666. "Здесь нам следует быть внимательными. Библия не говорит нам о том, что это число должно быть составлено путем суммирования численных значений букв в каком-то из имен... Подобные спекуляции ничего к истине не добавляют. Важно то, что Слово Божие дает нам достаточно информации по ключевым вопросам и о том, кто является основными участниками разворачивающейся драмы последних дней, даже если мы на сегодняшний день не знаем таких деталей, как точное значение числа 666".

Интересно добавить и тот факт, что Эллен Уайт, которая так много места уделила в своих трудах событиям последнего времени ни разу не ссылается ни на какой из титулов Папы Римского при комментировании 13 главы книги Откровения. Вот почему 12 том из серии Библейского Комментария АСД, полностью поддерживает позицию Анхеля Родригеса и предупреждает о неразумности каких-либо спекуляций на тему титулов Папы Римского.

На сегодняшний день абсолютное большинство адвентистских богословов отказалось от идеи подсчета числа 666 путем сложения цифрового значения латинских букв на титуле Папы Римского, официальность которого весьма сомнительна. Конечно, в истолкованиях Родригеса и Дюкана есть одно слабое место, на которое указывают многие приверженцы истолкования Урии Смита. Греческий текст 18 стиха не приводит три цифры 6, а словами записывает "шестьсот шестьдесят шесть". На наш взгляд решение этой проблемы было найдено профессором Нового Завета Ранко Стефановичем. В своем комментарии на Книгу Откровение, опубликованном в издательстве университета Эндрюса, он предлагает весьма логичное истолкование значения числа 666. Дело в том, что вавилонская математика была основана на шестеричной системе исчисления. Благодаря этому мы имеем 60 минут в часе и 24 часа в сутках. Число 60 было числом верховных божеств Вавилона Ану и Мардука. Также в книге Даниила 3:1 упоминается о том, что Навуходоносор простроил истукан 60 локтей в высоту и 6 локтей в ширину. А один из самых популярных амулетов, используемых вавилонскими священниками имел конфигурацию из цифр, составленную так, что по горизонтали и по вертикали их сумма равнялась 666.

Данная интерпретация полностью решает проблемы с истолкованием 17 и 18 стихов 13 главы книги Откровение. Запрет покупать и продавать, навязанный зверем с агнчими рогами не распространяется на тех кто имеет начертание, имя или число имени зверя. Если число зверя - это буквы на папской тиаре, то абсолютно непонятно, как это может затрагивать простого человека. Ведь тиару носит только папа. Но если же 666 символизирует вавилонскую религию, навязанную жителям земли, то это число касается всех. Вавилон, смешение, является символом современного христианства, смешавшего евангельские ценности с языческой культурой. Именно поэтому в 14 главе Откровения ангелы, летящие посреди неба последовательно предупреждают мир о том, что Вавилон пал, и что всякий, поклоняющийся зверю пожнет плоды Божьего гнева. И именно поэтому гнев Божий, который будет излит на Вавилон так подробно описан в книге Откровение – Вавилон, напоивший своим вином все народы, имеющий связи с царями и сильными мира всего, Вавилон покупающий и продающий и истребляющий истинных богопоклонников сам истребляется стремительно и безвозвратно.

 

Александр Болотников,
Директор Научно-исследовательского Центра "Шалом",
Доктор богословия

Метки: 666, шестьсот шестьдесят шесть, истолкование числа зверя 666

 

Комментирование окончено. Не расстраивайтесь. На сайте много других статей!

 

Комментарии

+4 # Серёга 08.09.2014 09:51
В библии число 666 встречается три раза:
3-я Царств 10:14; 2-Пар.9:13 и Откр.13:18
Может это число означает что зверю будет присуща большая власть, мудрость и большие деньги? Ведь библия сама себя обьясняет, а это число указано в ещё двух местах библии и они связаны с деньгами. Можно ли рассматривать такую позицию? Это моё личное предположение.
Сообщить модератору
+3 # Дмитрий Ненахов 02.12.2014 22:32
Очень полезная статья, большое спасибо!
Сообщить модератору
-2 # Андриан 03.12.2014 06:09
Цитата:
Четвертая проблема с использованием слов VICARIUS FILII DEI для подсчета числа зверя заключается в том, что VICARIUS FILII DEI = 5+1+100+1+5+1+50+1+1+500+1 является не единственной комбинацией, сумма цифровых значений которой даст 666. Например, комбинация цифровых значений латинских букв в имени одного из основателей Адвентистской церкви ELLEN GOULD WHITE = 50+50+5+50+500+5+5+1 тоже дает 666.


Так-то оно так, только вот Е.Вайт под описание никак не подходит - "Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть."
Т.е. Е.Вайт зверем из Откровения быть ну никак не может. :-*
А вот "наместник сына Божиия" подходит под описание просто изумительно идеально.
Так что лажанулось "абсолютное большинство адвентистских богословов" - им надо было просто поверить Е.Вайт, что она написала об этом в "Великой Борьбе", и все.

PS
И Писания вообще-то не говорят о том, что 666 должно быть числом уникальным, присущим только зверю и больше никому. И то, что в сумме много чего дает 666, это как раз нормально и по-другому и быть не может.
Т.е. это вообще не аргумент..
Сообщить модератору
+1 # Валентина 05.12.2014 09:13
Стивен Бор прекрасно объясняет эту тему ttps://www.yout ube.com/watch?v =BVAEqhFL2iI
Сообщить модератору
+2 # Харитонов Андрей 30.09.2015 08:50
Спасибо брат Александр.
Прошу разъяснить вопрос о звере с агнчьими рогами. Он выходит из земли, а не из моря,которое символизирует народы и царства. Е.Уайт писала, что этот зверь США. А вы утверждаете, что это современное христианство.
Сообщить модератору
0 # Андриан 30.09.2015 09:27
Сначала нужно выяснить, что такое земля, куда выходит зверь из моря (из народов, надо понимать). И откуда появляется второй зверь.
Разобравшись с этим, можно и об агнчих рогах говорить.
Сообщить модератору
0 # Юрий Соса 01.12.2015 22:54
Цытата:
"Так же, если число (666) каким-то образом имеет отношение к численному значению букв имени, тогда мы сталкиваемся с тем, какой язык (или алфавит) использовать для подсчета». Родригес считает, что, поскольку Библейский текст не указывает, на каком языке необходимо подсчитывать числовое значение букв имени, использование латинских букв является субъективным, о чем мы уже сказали выше."

В таком случае в Писании тоже не сказано на счет субботы... На каком языке? Суббота, saturday,shabba th и тд... по календарю еврейскому или грегорианскому. .. ведь сейчас седьмой день у всего мира - воскресенье!

И не кажется ли вам, что уходя от понимания пророчества о папской власти, мы со временем можем забыть и о том, что оно субботу отменило? И, что днем поклонения может быть любой другой день.
Сообщить модератору
+1 # Редакция 01.12.2015 23:15
Шалом, Юрий!
Попробуйте открыть календарь в английской Виндоус и посмотреть какой по счету там субботний день. Английский как первый и второй язык сегодня использует около миллиарда человек. Русский - около 200 миллионов. Насчет всего мира я бы не согласился. ЯЧ
Сообщить модератору
-1 # Юрий Соса 01.12.2015 23:50
то есть все зависит от того какой календарь на компе? у меня седьмой - Воскресенье, получается надо возвращаться в воскресенье...а о седьмом дне - это вы православным, протестантам(ра зличныз конфессий), римо-, и греко-, католикам скажите...
для нас человеков может 200 млн. человек это не много, но для Бога, я уверен - каждый человек важен. По этому суть, как мне кажется, не в языке - а в имеющему ум, и мудрость истолковать эту цыфру 666.
Сообщить модератору
+1 # Чумак Игорь 14.12.2015 09:43
Цитирую Юрий Соса:
то есть все зависит от того какой календарь на компе? у меня седьмой - Воскресенье, получается надо возвращаться в воскресенье...а о седьмом дне - это вы православным, протестантам(различныз конфессий), римо-, и греко-, католикам скажите...
для нас человеков может 200 млн. человек это не много, но для Бога, я уверен - каждый человек важен. По этому суть, как мне кажется, не в языке - а в имеющему ум, и мудрость истолковать эту цыфру 666.

Суть не в том какой календарь на компе, а в какой день воскрес Иисус, а это, согласно Мф.28:1; Мк.16:2; Луки 24:1; Ин.20:1, был первый день недели, следующий за субботой (Мф.28:1; Мк.16:1,2). Тоесть как ни крути, а воскресенье с субботой не перепутаешь никак! Даже если в русском языке воскресенье - это седьмой день, то перед ним идёт суббота. Можно конечно выбросить название "суббота" и назвать, как, например, в английском календаре - "день Сатурна", но по Священному Писанию воскресенье - это первый день.
Сообщить модератору
0 # Юрий Соса 01.12.2015 23:56
И еще
ЦЫТАТА:
"Однако это второй зверь, и это он, а не папство, согласно тому, что сказано в 16-м стихе, будет заставлять всех принять начертание. Таким образом начертание, имя и число имени, о которых упоминает стих 17 относятся ко второму, а не к первому зверю."

Не кажется ли вам, что второй зверь хоть и ставит печать, но сама печать относится исключительно к первому зверю(с 10 рогами, к папству)... А то получается некое противоречие: второй зверь будет насаждать папскую "культуру" итд., и вдруг начертание "666" относится ко второму зверю а не к первому...почем у? не желает ли автор статьи, как говорится, лишний раз не "нарываться" на неприятности? А то и Америку тут он вдруг называет "современным христианством"
Сообщить модератору
+1 # Редакция 28.02.2016 13:44
Уважаемые участники! Благодарим всех за обсуждение. Поскольку научный тон дискуссии перешел в эмоциональный, мы закрываем комментарии. Не расстраивайтесь . На сайте много других статей!
Сообщить модератору
-1 # Ярослав 19.02.2016 23:51
"В таком случае в Писании тоже не сказано на счет субботы... На каком языке? Суббота, saturday,shabba t и тд... по календарю еврейскому или грегорианскому. .. " - а какая разница между еврейским, Григорианским календарями и Юлианским? В них суббота не совпадает?

"И не кажется ли вам, что уходя от понимания пророчества о папской власти, мы со временем можем забыть и о том, что оно субботу отменило?" - пророчеств о "папе" придостаточно.
И для понимания его роли в истории христианства и великой борьбе ясно и без 666.
Поэтому нет необходимости спикулировать числом 666. Тем более что, не ясно к кому это число имеет отношении: к первому или ко второму зверю?
Сообщить модератору
0 # Николай** 21.02.2016 18:28
Проследите за последовательно стью в тринадцатой главе. Сперва Иоанн видит зверя с раной на голове. Потом рана исцеляется, и только после исцеления раны, дана власть зверю на 42 месяца.
У вас должно отпасть желание верить первым попавшимся комментаторам Библии.
Сообщить модератору
0 # Чумак Игорь 22.02.2016 11:28
Цитирую Николай**:
Проследите за последовательно стью в тринадцатой главе. Сперва Иоанн видит зверя с раной на голове. Потом рана исцеляется, и только после исцеления раны, дана власть зверю на 42 месяца.
У вас должно отпасть желание верить первым попавшимся комментаторам Библии.


А кто сказал что в этих текстах идёт последовательно сть событий? В этих текстах идёт характеристика самого зверя - его отличительных особенностей. И одна из этих особенностей - исцелённая смертельная рана, а ещё одна - власть на сорок два месяца! Здесь не идёт речь о хронологии. Это все равно что сказать: "Мне был показан человек с длинной бородой, на голове у него была корона, на лбу смертельная рана, которая была исцелена и правил он народом 42 года!" Может я утрирую, но примерно так...
Сообщить модератору
0 # Николай** 22.02.2016 17:38
Выходит, что Иоанну было всё равно? Ошибся Иоанн? А чего же он не начал запись видения с запрета о купле-продажи с начертанием? А закончил бы сюжет появлением самого зверя. (Сперва дела зверя, а потом появление).
Может это сатана тексты местами переставил?
Сообщить модератору
0 # Чумак Игорь 23.02.2016 08:45
Должен Вас разочаровать: Иоанн не единственный пророк, который излагает весть подобным образом. Прочитайте Книгу Пророка Даниила, особенно 7 главу, темболее что у Иоанна очень много аллюзий на эту книгу. Там описываются звери - царства. Названия трёх из них есть в последующих главах. Так вот по Вашей логике выходит, что три царства, которые следуют перед четвёртым, а это Вавилон, Мидо-Персия и Греция, распадутся после гибели четвёртого царства (Рим), ведь это "хронологически " следует из Дан.7:12? Вот и выходи анахронизм!...
Сообщить модератору
+1 # Андриан 24.02.2016 18:02
А почему вы решили, что в 12-м стихе речь идет о зверях, бывших перед четвертым царством?
Сообщить модератору
0 # Чумак Игорь 24.02.2016 21:27
Цитирую Андриан:
А почему вы решили, что в 12-м стихе речь идет о зверях, бывших перед четвертым царствомя?


А о каких? Выдвиньте своё предположение вместо того, чтобы ответить вопросом на вопрос!
Сообщить модератору
+1 # Андриан 24.02.2016 21:48
Вопросом на вопрос ответили как раз вы, а я просто задал вам вопрос - на основании чего вы сделали вывод, что речь в тексте идет о зверях, бывших перед 4-м зверем? Они ведь в тексте не названы.
Сообщить модератору
0 # Чумак Игорь 24.02.2016 22:42
Да, но и других зверей в тексте нет! Даниил описывает только тех зверей, которых он видел и нигде в тексте не развивает рассказа о каких-то других зверях! О пишет о судьбе тех зверей которых видел в видении (можете их посчитать, найдёте больше - я приму Ваш аргумент).
Относительно же Откр.13 скажу следующее: если принять описание первого зверя, как хронологию событий, то получается несуразица! Сначала зверь выходит из моря, затем он получает престол от дракона, затем получает смертельную рану и исцеляется, и лишь потом начинает говорить богохульно (значит до этого за ним такое не замечалось, наверно рана сказалась...). Мало того, после всей этой метаморфозы ему ещё и власть дают на сорок два месяца... И ещё не понятно - если эти сорок два месяца будут в конце времени, тоесть перед самым пришествием Христа, то на какое время дана власть второму зверю и на каком этапе правления первого зверя он начнёт свою деятельность?
Сообщить модератору
+1 # Андриан 26.02.2016 17:54
Спасибо за подробный ответ.
Сначала по зверям.

1. Текст 12-го стиха самих зверей не называет. И предполагать что речь идет о трех империях, я не вижу смысла, покольку те три зверя и так ушли в историю во время появления 4-го зверя. Указывать на то, что им дано продолжение жизни на время и на срок не имеет особого смысла - и так ясно, что они ушли и их уже не будет.

2. Вся глава не предполагает, что помимо трех империй не будет никаких других зверей, или государств.
Так, в 17гл. откровения мы читаем о 10 рогах, что по идее подразумевает атеистические государства, о которых сказано, что они будут вести войну с Агнцем. Другими словами, Иисус Христос прийдет во время правления этих стран. У Даниила в видении об истукане они представлены в виде пальцев на ногах (О них в Откровении также сказано, что они передадут власть - подчинятся - зверю, но это отдельный вопрос)
По этой причине мы вполне можем заключить, что говоря о других зверях, текст имеет в виду именно дргие государства, неназванные, которые будут существовать во время малого рога. А то, что они будут существовать, надеюсь говорить не нужно - в конце концов, малый рог вырвал с корнем только 3 рога из 10, а 7 рогов все еще существуют.

3. Цитата:
"И ещё не понятно - если эти сорок два месяца будут в конце времени, тоесть перед самым пришествием Христа, то на какое время дана власть второму зверю и на каком этапе правления первого зверя он начнёт свою деятельность?"
Деятельность свою он начнет тогда, когда смертельная рана полностью исцелеет и ему передадут власть атеистические государства.
Хочу обратить ваше внимание на стих, говорящий о войне со святыми и о победе над ними. Если считать, что святые - это видимая церковь Божья, или собрание святых, то согласно 12й гл. до 1844г ее не будет.
Не вообще не будет святых, а именно церкви святых, имеющей Дух пророчества.
Она появится только после 1844г. И вот с этой церковью святых зверь и будет вести борьбу и сказано, что победит их - церковь снова исчезнет, убежит в пустыню. И тогда сатана начнет преследовать ОСТАТОК от этой церкви, соблюдающей заповеди и имеющий веру Иисуса.

Поэтому 42 мес. указывают на САМОЕ ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ в истории земли - это период, когда звериная империя будет установлена. С момента установления этой империи и до прихода Христа пройдет 42 мес, или 3,5г, или время времена и пол-веремени - буквальные.
Если считать это таким образом, никаких проблем в согласовании пророчеств нет.
Также, вы можете согласовать 7 и 8 главы Даниила, если будете иметь в виду этот момент (о том, что победа над святыми произойдет в самый последний момент истории) - малый рог из 8й гл главы и малый рог из 7й гл говорят о разных периодах истории.
http://predvidenie.com/index.php?/categories/21-OBWIE_TEMY_I_VOPROSY/P6.html
Сообщить модератору
-1 # Ярослав 27.02.2016 21:19
Цитирую Андриан:
А почему вы решили, что в 12-м стихе речь идет о зверях, бывших перед четвертым царством?


А потому, что там употребляется определенный артикль, говорящий о том, что эти животные уже упоминались ранее.
Сообщить модератору
+1 # Андриан 27.02.2016 21:55
А то, что в таком прочтении мало смысла, вас не смущает?
К тому же 10 рогов наряду с малым рогом также упоминались ранее.

Но пусть даже так.
Из самого текста видения сложно понять что это за звери, поскольку они не идентифицирован ы и нет указания на их хронологическую последовательно сть (помимо 12-го стиха).
Но тогда второй вопрос - что указывает на описание, а не на хронологическую последовательно сть в 13гл Откровения?
Сообщить модератору
-1 # Ярослав 27.02.2016 23:34
Цитирую Андриан:
А то, что в таком прочтении мало смысла, вас не смущает?
К тому же 10 рогов наряду с малым рогом также упоминались ранее.


Почему вы думаете, что они лишены смысла? Видение начинается с того, что с моря выходит четыре зверя один за другим(покрайне й мере Даниил перечисляет их по порядку). Между ними нет борьбы, но и не написано, что они куда-то исчезают. В то же время, в центре внимания оказывается четвертый зверь с его головами и рогами. И как результат - смерть последнего и Царство Сына Человеческого. А что же с остатком (с остальными тремя)? А у них отнята была власть, и продолжительнос ть жизни дана им до - срок(а) и время(мени).
Сообщить модератору
+1 # Андриан 27.02.2016 23:46
Ну это я понял.
А что по Откровению?
Сообщить модератору
+1 # Андриан 24.02.2016 17:58
Цитата:
А кто сказал что в этих текстах идёт последовательность событий?
А кто сказал, что нет?
Из чего следует, что события в тексте нельзя понимать как последовательны е?
Сообщить модератору
0 # Чумак Игорь 24.02.2016 21:34
Цитирую Андриан:
Цитата:
А кто сказал что в этих текстах идёт последовательность событий?

А кто сказал, что нет?
Из чего следует, что события в тексте нельзя понимать как последовательные?
...Опять вопросом на вопрос! Если вы внимательно читали два моих комментария, то должно быть понятно почему! Если у Вас есть возражения - обосновано изложите их! Я не говорю что Вы не правы, просто не вижу Ваших обоснований!
Сообщить модератору
+1 # Андриан 24.02.2016 21:53
Мне непонятно. Поэтому и спросил.
Да, есть описательный способ, не спорю, но есть и пророческое изложение последовательны х событий.
Почему вы решили, что в данном случае речь идет об описании?
В конце концов, в тексте есть еще и второй зверь, а вот он уж точно привязан к хронологии событий, происходящих с первым зверем.
Так на основании чего вы сделали вывод, что тут описание, а не хронологическая последователнос ть?
Сообщить модератору
+1 # Николай** 30.01.2016 11:02
Цитата Александра Болотникова - "Таким образом начертание, имя и число имени, о которых упоминает стих 17 относятся ко второму, а не к первому зверю".

В новом переводе Библии АСД, теперь всё это относится к первому зверю.
17 и чтобы никто уже 'после этого' не мог ни купить ничего, ни продать, если нет на нем клейма: имени 'первого' зверя или числа этого имени.
(Откровение 13 глава / Новый Завет. Перевод Института перевода Библии в Заокском)
Сообщить модератору
-1 # Ярослав 24.02.2016 14:49
Цитирую Николай**:
Цитата Александра Болотникова - "Таким образом начертание, имя и число имени, о которых упоминает стих 17 относятся ко второму, а не к первому зверю".

В новом переводе Библии АСД, теперь всё это относится к первому зверю.
17 и чтобы никто уже 'после этого' не мог ни купить ничего, ни продать, если нет на нем клейма: имени 'первого' зверя или числа этого имени.
(Откровение 13 глава / Новый Завет. Перевод Института перевода Библии в Заокском)


Слово "первый" взято в кавычки, в греческом тексте его нет. Авторы перевода посчитали, что речь идет о первом. Поэтому, ваш вопрос стоит задать переводчикам, почему они относят 17-стих к первому зверю.
Сообщить модератору
0 # Николай** 25.02.2016 16:51
А я решил, что это девятый зверь. Мне теперь Библию переписать под своё решение?
"Авторы" перевода являются авторами?
Сообщить модератору
-1 # Ярослав 25.02.2016 18:37
Цитирую Николай**:
А я решил, что это девятый зверь. Мне теперь Библию переписать под своё решение?


Вопрос не по адресу. Я перевод не делал.

Делайте как посчитаете нужным, только для начала станьте переводчиком и найдите в тексте девятого зверя.

Цитирую Николай**:

"Авторы" перевода являются авторами?


Что вас смущает?
Сообщить модератору
0 # Николай** 25.02.2016 18:55
Просто - я думал, что я один вумнай, а оказалось, что меня опередили.
...И таких переделок текстов СВЯЩЕННОГО Писания около пяти сотен.
...А может надо просто читать внимательно И ПО ПОРЯДКУ?
Сообщить модератору
-1 # Ярослав 25.02.2016 19:27
Цитирую Николай**:
Просто - я думал, что я один вумнай, а оказалось, что меня опередили.



Бывает и такое)))


Цитирую Николай**:
...И таких переделок текстов СВЯЩЕННОГО Писания около пяти сотен.


Я бы не стал обобщать неудачно переведенное место до масштаба неудачности всего перевода.

Цитирую Николай**:
...А может надо просто читать внимательно И ПО ПОРЯДКУ?


Таки да.
Сообщить модератору
0 # Николай** 25.02.2016 21:37
Более ПЯТИ СОТЕН ИСКАЖЕНИЙ.
Это не подпадает под формулировку - "неудачно переведённое место".
Если эта Книга на уровне беллетристики, то я согласен, и пародировать можно.
Но сдаётся мне, что Книга не абы какая.
"Кто убавит или прибавит к книге сей, тому язвы обеспечены".
Сообщить модератору
-1 # Ярослав 26.02.2016 07:05
Цитирую Николай**:
Более ПЯТИ СОТЕН ИСКАЖЕНИЙ.
Это не подпадает под формулировку - "неудачно переведённое место".
Если эта Книга на уровне беллетристики, то я согласен, и пародировать можно.
Но сдаётся мне, что Книга не абы какая.
"Кто убавит или прибавит к книге сей, тому язвы обеспечены".



Напишите свои замечания авторам перевода. Ко мне, и к даной теме, они не имеют никакого отношения.

Сделайте перевод без "искажений", чтобы их было 0. Любой перевод это интерпретация, то есть "толкование". Нет перевода на 100% точно передающее значение текста(я имею ввиду всю Библию). А если вы считаете, что есть идеальный перевод, укажите на таковой.

Думаю, на этом, тему переводов можно закрыть.
Сообщить модератору
0 # Николай** 26.02.2016 16:36
Простите. Я не знал, что вы хозяин темы.
Изначально прислал текст искажения Писания, на ПРАВИЛЬНУЮ цитату Болотникова. Я искал дату его статьи. Мне было интересно - кто из нас первый заметил ошибку АСД. Но он оказался первым на полгода (его статья вышла в июле 2014... А я писал об этом аж в декабре http://thatisthetruth.org/index.php?topic=311.msg1174#msg1174 ). Но мысли наши совпали по сути. Только я основал ошибку учения на УМЫШЛЕННОЙ ПЕРЕДЕЛКЕ ТЕКСТА ИОАННА.
Так, что этот пост был изначально не вам адресован.
Сообщить модератору
-1 # Ярослав 26.02.2016 19:26
Цитирую Николай**:
Простите. Я не знал, что вы хозяин темы.
Изначально прислал текст искажения Писания, на ПРАВИЛЬНУЮ цитату Болотникова. Я искал дату его статьи. Мне было интересно - кто из нас первый заметил ошибку АСД. Но он оказался первым на полгода (его статья вышла в июле 2014... А я писал об этом аж в декабре http://thatisthetruth.org/index.php?topic=311.msg1174#msg1174 ). Но мысли наши совпали по сути. Только я основал ошибку учения на УМЫШЛЕННОЙ ПЕРЕДЕЛКЕ ТЕКСТА ИОАННА.
Так, что этот пост был изначально не вам адресован.


Смотрел я ваш форум и "анализ".

переведите вот этот стих Ис. 8:20

לְתוֹרָ֖ה וְלִתְעוּדָ֑ה אִם־לֹ֤א יֹֽאמְרוּ֙ כַּדָּבָ֣ר הַזֶּ֔ה אֲשֶׁ֥ר אֵֽין־ל֖וֹ שָֽׁחַר׃
Сообщить модератору
-1 # Николай** 26.02.2016 20:29
Если смотрел, то должен уже знать.
Ключевое слово "Тора". По нашему - "УЧЕНИЕ ИУДАИЗМА"
Христос новую Тору (учение) принёс.

А В ЧЁМ СОМНЕНИЯ? Там не Тора стоит?

Закон десяти заповедей по другому пишется.
А Тора имеет несколько значений - от мелких предписаний типа "закон о назорействе"... и до глобального УЧЕНИЯ которое включает ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДВА ЗАКОНА (вы их знаете).
Хотите Тору исполнять? Не вопрос. ОБРЕЗАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО.
Вопрос с провокацией?
Ответ - позволительно. Даже обязательно.
Сообщить модератору
0 # Николай** 26.02.2016 20:42
Ответ по переводу ключевых слов вы, вы найдёте вот тута (в смысле - здеся) .
http://thatisthetruth.org/index.php?topic=362.0
Сообщить модератору
-1 # Ярослав 26.02.2016 22:44
Цитирую Николай**:
Ответ по переводу ключевых слов вы, вы найдёте вот тута (в смысле - здеся) .
http://thatisthetruth.org/index.php?topic=362.0



"Торы свидетельство если они не говорят как это слово, нет его, рассвет" -не это ли?

Ну тогда вопрос: לְתוֹרָ֖ה וְלִתְעוּדָ֑ה - Как у вас получился Смихут? И какое из двух имен существительных находится в сопряженном состоянии? И что делает тогда союз вав ו("и") и причастие לִֹ(ли -"к") "посредине" смихута.
Сравните -תּוֹרַ֖ת מֹשֶׁ֣ה - Закон Моисея или Моисеев Закон. - תּוֹרַ֣ת אֱלֹהָ֣יו - Закон Бога его. לְתוֹרָ֖ה -(Ис.8:20) Вы не видите разницы?
Сообщить модератору
0 # Николай** 25.02.2016 19:02
Это был не вопрос - информация.
Сообщить модератору
-1 # Ярослав 22.02.2016 23:03
Цитирую Николай**:
Выходит, что Иоанну было всё равно? Ошибся Иоанн?


Не-а. Он просто забыл спросить у вумных людей что и где писать)))

Цитирую Николай**:
А чего же он не начал запись видения с запрета о купле-продажи с начертанием?


Тогда был бы анахронизм. Ибо сначала был Дракон(12гл.), потом появляется первый зверь имеющий власть данную драконом, потом зверь второй с Агнчими рогами говорящий как дракон и действующий со властью первого зверя(напомню - этот получил власть от Дракона), потом на арену появляется некое подобие(образ) зверя (14-й стих) в который дано было (то ли первому, то ли второму зверю) вложить "дух" чтобы образ зверя и говорил и действовал так (15-й стих и далее) ...

Цитирую Николай**:
Может это сатана тексты местами переставил?

Все тексты на своем месте. не паникуйте)))
Сообщить модератору
0 # Николай** 23.02.2016 07:44
Читайте тексты по порядку. Это описание одного сюжета. Если рана на голове была до того, как дана власть, значит так Иоанну было нужно. Но если вам надо переделать, то переделывайте. Вам никто не запрещает читать в верх ногами.
Благословений в изучении.
Сообщить модератору
-1 # Ярослав 23.02.2016 14:41
Цитирую Николай**:
Читайте тексты по порядку. Это описание одного сюжета. Если рана на голове была до того, как дана власть, значит так Иоанну было нужно. Но если вам надо переделать, то переделывайте. Вам никто не запрещает читать в верх ногами.
Благословений в изучении.


Ему власть дана была еще до "ранения" - 2-й стих.
Если я не ошибаюсь, фраза "дана власть" по отношению к первому зверю употребляется четыре раза(как минимум).
Сообщить модератору
+1 # Ярослав 23.02.2016 14:45
Цитирую Николай**:
Читайте тексты по порядку.Благословений в изучении.


И вам того же. Мир Вам!
Сообщить модератору

Комментирование окончено. Не расстраивайтесь. На сайте много других статей!

Обсуждения

Вход на сайт

Недельная глава

Бемидбар / Числа | Корах קורח

Восстание

Недельная глава Корах описывает восстание народа против Моше. На прошлой неделе мы изучали главу Шлах Леха, в которой рассказывается о восстании против Бога.

Выбор Редакции

Откуда взялись еврейские песни?

Чья это улица, чей это дом…Чью песню пел русский пролетарий Максим?

В 1934 году на экраны кинотеатров Советского Союза с большим шумом и с большой помпой вышел полнометражный художественный фильм, снятый киностудией Ленфильм, под названием «Юность Максима».

Правда о Биробиджане

Правда о Биробиджане: «свинцовые мерзости» имперского антисемитизма

24-го октября 1795-го года была подписана третья конвенция, по которой к России отошли польские земли восточнее рек Буг и Неман.

 

Путешествия