Является ли Бенедикт XVI последним Папой?

Христианство и Новый Завет Исследования
Александр Болотников Просмотров: 6191


История этого вопроса продолжается более 13 лет. Началось все в Украине, когда гостивший там американец немецкого происхождения Райнер Бетхер издал брошюру, которая взбудоражила умы многих верующих в странах СНГ.

Бетхер взял текст книги Откровение 17:9-10 «Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть».

На основании этого текста он сделал следующий вывод: семь царей символизируют семь пап, понтификат которых проходил после 1929 года. В связи с тем, что на момент публикации брошюры понтификом был Иоанн Павел II, Бетхер заявил, что он (папа) является шестым царем, который «есть», и что после него придет последний, седьмой, которому «не долго быть».

В 2005 году Иоанн Павел II умер, и на папский престол был избран 78 летний Йозеф Ратцингер. Многие сторонники теории Бетхера были весьма воодушевлены преклонным возрастом Бенедикта XVI и увидели в его избрании исполнение библейского пророчества. В частности, незадолго до смерти Иоанна Павла II в 2003 году некий Евгений Ермолович издал в Калининграде книгу под названием «Стражи, проснитесь», где пересказал идеи Бетхера по истолкованию 17-й главы книги Откровение, расширив их. Автору этой статьи лично пришлось встречаться с Райнером Бетхером и дискутировать с ним по поводу его теории. А потому в этой публикации мы попытаемся, насколько это возможно, сжато изложить наши суждения по данному вопросу, а также поделиться с читателями информацией о последних достижениях Адвентистской богословской мысли интерпретации 17 главы книги Откровение.

Теория Бетхера/Ермоловича и ее проблемы

Когда мне было 14 лет, я хотел поступить в школу-интернат для одаренных детей с физико-математическим уклоном. Перед вступительными экзаменами один из преподавателей продемонстрировал нам доказательство факта, что дважды два равняется пять. Мы, юные математики, отлично понимали, что нас разыгрывают, но не могли обнаружить ни одного изъяна в логических рассуждениях, пока преподаватель не показал нам, что в самом начале своего доказательства он незаметно для всех ввел абсолютно неверную предпосылку. После этого все остальные шаги вели к заранее предсказанному результату.

В своей цепочке доказательств Бетхер использует несколько весьма спорных предпосылок.

Во-первых, по его мнению, семиголовый десятирогий зверь из 17 главы книги Откровение является зверем-антихристом, ранее описанным в 13-й главе, вернувшимся на мировую арену после того, как была исцелена его смертельная рана.

Во-вторых, исцеление смертельной раны зверя-антихриста состоялось в 1929 году, когда Муссолини издал декрет об образовании государства Ватикан. Если принять эти две предпосылки, то другого выбора не останется, кроме как принять тот факт, что Провидение позволило Райнеру Бетхеру жить как раз в тот период, когда исполнились слова «пять пали, один есть» из 10-го стиха 17-й главы. Ведь кому-либо другому, кто жил до избрания польского кардинала Войтылы Папой, понять смысл этого пророчества было абсолютно невозможно. Иными словами, когда Иоанну, писавшему свою книгу в 90-е годы I века, было сказано о том, что семь голов – это семь царей, пять из которых пали, один есть, то события, о которых говорил ангел, не относились к времени написания книги Откровения, но должны были произойти с 1978 по 2005 годы, когда Иоанн Павел II был Понтификом. Таким образом, Бетхер и Ермолович представляют себя свидетелями исполнения пророчества, смысл которого не был понятен даже Иоанну Богослову.

Третья, самая сомнительная предпосылка, заключается в том, что семь голов зверя представляют собой семь конкретных царей. В частности, Ермолович в своей книге заявляет: «Голова зверя может означать только руководителя царства». Отсюда вывод: в Откровении 17 семь голов зверя – это семь царей, семь пап римских, представляющих одного зверя (папское царство)». И таким образом именно на этой предпосылке строится теория о том, что семь голов представляют собой семь пап-царей папского царства, пять из которых к моменту написания книги Ермоловича по удивительному стечению обстоятельств умерли. А значит, следует пережить шестого, и седьмой – последний – тогда не за горами.

Проанализируем эти три предпосылки в обратном порядке. Итак, если зверь из 17-й главы Откровения – это папское царство после 1929-го года с семью головами–царями, то же самое определение должно распространяться и на зверя, который описан в 13-й главе. Действительно, согласно теории Бетхера, этот зверь должен представлять собой средневековое папство до того, как ему была нанесена смертельная рана. Но тут сразу же возникает проблема. Ведь голов у зверя из 13-й главы семь, а пап в средние века было намного больше. Чтобы решить эту дилемму, Ермолович в четвертой главе своей книги заявляет о том, что зверь из 13-главы - это папство и средневековое и современное одновременно. Однако если внимательно посмотреть на логику Ермоловича, то получается, что ему нужны только головы. Согласно рассуждениям Ермоловича, зверь 13 главы получается какой-то растянутый. Рога и тело у него в средних веках, а вот головы получаются те же, что описаны в 17-й главе.

Для того, чтобы оправдать свою интерпретацию, Ермолович использует 3-й стих из 13-й главы «И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела». Ермолович утверждает, что русский перевод слов «была смертельно ранена» неверен, а стих должен переводиться как «Одна из голов зверя выглядела так, будто на ней была смертельная рана, но эта смертельная рана залечилась». Таким образом, получается так, как будто Иоанн видит только исцеление раны. То есть, по мнению Ермоловича, 3 стих 13 главы должен внезапно перенести читателя в 1929 год, когда якобы произошло это исцеление смертельной раны.

Подобная логика напоминает действия школьника, который, выполняя домашнее задание по математике, вместо решения задачи, подгоняет его под ответ, найденный в конце книги. Именно на этом заранее заготовленном ответе основывался Бетхер, создавая свою интерпретацию 17-й главы Откровения. Однако за такие решения, даже если ответ и сошёлся, учитель ставит двойку.

В этом случае двойка ставится за полнейшее отсутствие всякого знания греческого языка. Прежде всего, потому, что слов «выглядела так, будто...» в греческом тексте издания Объединенного Библейского общества, с которого делаются все современные переводы Нового Завета нет. Слова, из русского синодального перевода «и видел я, что одна из голов его как бы смертельно ранена» буквально переведены с текста, который есть в Византийских Манускриптах, так называемый «Текстус Ресептус». На самом деле разница между двумя манускриптами небольшая, просто в «Текстус Рецептус присутствует глагольная форма эйдон». Форма эйдон является аористом первого лица единственного числа активного залога от корня «хорао» и переводится «я видел», но никак не «выглядела», а потому «Современный русский перевод», на который ссылается Ермолович в своей книге, является плодом его желания любой ценой добиться конечного результата.

На самом же деле первое предложение 3-го стиха 13-й главы буквально переводится следующим образом: «и одна из его голов как бы отсечена на смерть и рана эта смертельная была исцелена». Действительно, с одной стороны греческая глагольная форма эсфагмэнэн (букв. «отсечена», синодальный передает это как «ранена») представляет собой страдательное причастие совершенного вида. Однако на этом основании заявлять, «ранение головы изображается как состояние» (Ермолович, стр. 16), абсолютно неверно. Дело в том, что глагольная форма этэрапетэ (букв. «исцелена»), в следующей фразе тоже является пассивным залогом аориста. Пассивный залог не может выражать никакого действия. Он отображает действия, которые совершаются над предметом. Аналогичную синтаксическую функцию выполняет и страдательное причастие совершенного вида. Дело в том, что согласно законам синтаксиса причастия могут не только отражать состояние предмета, но и выполнять глагольную функцию. В 3-м стихе греческая конструкция каи миан эк тон кефалон ауту хос есфагмэнэн эис танатон (букв. «и одна из его голов как бы отсечена на смерть») представляет собой безглагольное простое предложение. В таком случае причастие выполняет функцию сказуемого, то есть глагольную. Более того, переводчики Синодальной Библии вынуждены были вставить слова «и я видел», которых нет в греческом оригинале 3-го стиха для того, чтобы как-то разделить длинное сложносочинённое предложение, занимающее 8 первых стихов главы. Это длинное предложение состоит из простых частей, которые соединены между собой союзом каи (и) и описывают разные характеристики семиглавого десятирогого зверя. Именно поэтому утверждение Ермоловича о том, что Иоанн видел исцеленную рану аж в 1929 году, не выдерживает никакой критики. Если так, то тогда и все остальные характеристики и действия зверя должны происходить после 1929 года.

Как видно из приведенных выше цитат высказываний Бетхера и Ермоловича, события 1929 года являются стержнем их истолкования 17 главы книги Откровения. Согласно их теории именно в этом году случилось исцеление смертельной раны папства. Иными словами, Ермолович считает, что смертельная рана была нанесена папству в 1798 году, когда наполеоновский генерал Бертье захватил папу Пия VI в плен, где тот и умер. Исцеление же смертельной раны наступило именно в 1929 году, когда были заключены Латеранские соглашения, в результате которых было образовано Государство Ватикан в его прежних границах. Без этой даты предложенная Бетхером интерпретация не сможет выжить.

Однако, данный «точечный» подход к истории, когда каждое пророчество имеет определенную историческую дату своего исполнения, не всегда объективен. С одной стороны, есть четкие временные пророчества. В частности о семиглавом звере говорится, что «дана ему власть действовать сорок два месяца». Это конкретное временное пророчество, указывающее на исторический период, начавшийся при правлении Византийского императора Юстиниана I Великого, который в начале VI века своими войнами и реформами завершил формирование церковно-государственной системы правления в Европе. Этот период завершился в конце XVIII века, когда в результате Наполеоновских войн эта система была упразднена. Что же касается смертельного ранения и исцеления этой смертельной раны, то здесь такой временной конкретики нет. Несмотря на то, что среди протестантов бытует популярное мнение о том, что смертельная рана была нанесена зверю в 1798 году при пленении Пия VI Наполеоном, Библейский комментарий АСД занимает на этот счет более осторожную позицию. При этом Эллен Уайт, уделившая анализу 13-й главы книги Откровения в своем главном труде «Великая борьба» довольно много внимания, воздержалась от какого-то конкретного исторического истолкования 3-го стиха. Авторы комментария АСД, анализируя произошедшее в 1798 году, говорят о том, что «этот инцидент является лишь кульминацией длинной цепочки событий». Кроме того, в Комментарии АСД на книгу Даниила 7:25 содержится подробное исследование всех событий, связанных с подъемом и упадком папства. Это исследование подчеркивает тот факт, что период 1260 пророческих дней (42 месяца или время, времена и полвремени), упомянутый в книгах Даниила 7:25 и Откровение 12:7, 14 и 13:5, указывает только на самые значительные вехи в истории. Но кроме этого также имели место события как до, так и после этих дат, указанных в пророческом периоде, которые оказывали важное влияние как на подъем, так и на упадок папства. Например, пленение папы в 1798 году с последующим запретом католической церкви в Наполеоновской империи было знаковым событием. Однако же буквально через два года Наполеон был вынужден отменить решение о запрете церкви, и новый Папа Пий VII был вновь избран. Но, несмотря на переизбрание папы, контроль церкви над Европой значительно ослаб после того, как в 1807 году Наполеон упразднил Священную Римскую Империю, которая была на протяжении всего Средневековья главным государственным оплотом папства в Европе. И только после ее ликвидации в Европе смогли начаться демократические преобразования, приведшие в конце к разделению между церковью и государством.

Вот почему установление точной даты исцеления смертельной раны зверя является вопросом сугубо субъективным. К примеру, в 1801 году был заключен конкордат между Церковью и Наполеоновской империей, в котором оговаривались рамки взаимоотношений между церковью и государством. Почему это событие не интерпретировать как исцеление? Основным аргументом Бетхера является его субъективная позиция о том, что в 1929 году папа вновь стал главой государства, а значит царем. Однако же проблема заключается в том, что в 1798 году Наполеон не ликвидировал Папскую область. Она потеряла лишь суверенитет и была присоединена к Франции. После поражения Наполеона в 1814 году Венский конгресс признал папу главой папского государства. Таким образом, выходит, что на протяжении XIX-XX столетий папа как минимум дважды терял контроль над своим владением. В частности, в 1929 году Латеранскими соглашениями были решены проблемы, возникшие в 1861 году, когда было образовано королевство Италия. Король Виктор Эммануил объявил Рим столицей, а папа Пий IX лишился своей вотчины и стал считать себя пленником в Ватикане. Это продолжалось до 1929 года, когда при Пие XI проблема была снята, и Муссолини признал независимость Святого Престола и от Италии, гарантировав существование государства Ватикан. Латеранские соглашения имели пункт, согласно которому католицизм должен был быть государственной религией Италии. Это постановление было отменено в 1971 году.

Как видно, события в 1861 и 1929 году развивались подобно тому, что происходило в 1798 и 1814 годах. Так на каком же основании тогда Бетхер с Ермоловичем выбирают 1929 год как дату исцеления смертельной раны? Этот год был выбран лишь потому, что с 1814 годом невозможно достичь заранее заготовленного ответа и теория о семи папах выстроена быть не может.

Данный подход к истолкованию апокалиптических пророчеств вскрывает одну важную проблему, связанную с методологией. Адвентисты Седьмого Дня используют исторический метод истолкования пророчеств, который был принят в раннем христианстве, иудаизме и использован родоначальниками христианской реформации. В то же время многие традиционные протестанты используют не исторический, а историко-центричный подход к интерпретации книги Откровение. Эти два подхода различаются тем, что в историческом методе первоисточником является Священное Писание, а в историко-центричном методе первоисточник – история. Таким образом, задачей богослова-историциста является, прежде всего, определение значения библейского текста так, как он был написан, и только потом - поиск исторических параллелей, которые могут служить исполнением библейского пророчества. Однако если исследователь использует историко-центричный метод, то сначала он рисует себе определенную историческую картину (а история – наука весьма субъективная и постоянно изменяемая), а после этого подгоняет значение библейского текста. Именно это делает Бетхер в своем истолковании 17-й главы книги Откровение. Он сначала выстраивает заранее заготовленную историческую картинку: 7 пап после 1929 года, а потом подгоняет значение 3 текста 13-главы книги Откровение под нее.

Самой главной проблемой, которая имеет место в истолковании Бетхера/Ермоловича, является полное отсутствия понимания пророческой сюжетной линии и исторической перспективы в контексте всей книги Откровение. Как уже говорилось ранее, Бетхер считает, что книга Откровение говорит о возрождении папства в том виде, как оно управляло Европой в Средние века. Причем Бетхер прямо заявляет, что его взгляды основываются на трудах Эллен Уайт. Однако Эллен Уайт нигде в своих трудах не высказывает идеи восстановления папства как Средневековой церковно-государственной системы с центром в Риме, а исцеление смертельной раны зверя Уайт понимала как примирение протестантизма и католицизма в последнее время.

Идея о том, что исцеление смертельной раны зверя символизирует реставрацию церковно-государственной системы под руководством папы римского в Ватикане, полностью противоречит концепции, которая представлена в книге Откровение. В частности, как мы однажды уже упоминали, в 13-й главе говорится о том, что семиглавого зверя сменяет зверь с агнчими рогами. Этот зверь в 16 главе Откровения также называется лжепророком. Адвентисты верят, что этот зверь-лжепророк символизирует протестантизм, который отступил от принципов, заложенных лидерами Реформации, и принял католическую идеологию. Однако, хотя лжепророк и является образом первого зверя, именно он, а не первый зверь заставляет всех принять начертание на правую руку и на чело.

В следующей 14-й главе записано строжайшее предупреждение ангела о том, что всякий, «кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его» (стихи 9-10). Об исполнении этого предупреждения записано в первых стихах 16-й главы. «Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его» (стих 2). Иными словами, 16-я глава последовательно описывает, как Бог изливает семь язв Своего гнева сначала на тех, кто имеет начертание зверя, затем на престол зверя (стих 10); а в конце главы конкретно говорится о том, как начинаются катаклизмы, предшествующие пришествию Иисуса. Таким образом, излитие язв является актом Божьей защиты тех, кто не принял это начертание зверя с агнчими рогами; от смерти, которую этот зверь-лжепророк обещал всем, не выполнившим его установления. Выходит, что если начертание ставит зверь с агнчими рогами, символизирующий отступивший протестантизм, а не семиголовый зверь, символизирующий Средневековую церковно-государственную систему, то для возврата этой Средневековой системы нет ни смысла, ни времени, ни места в книге Откровение.

Современное понимание 17-й главы книги Откровение в Адвентистском богословии

Для того, чтобы верно осмыслить значения семи голов зверя, описанных в 9 и 10 стихах 17 главы книги Откровение, необходимо прежде всего понять место этой главы в структуре и контексте всей книги. Однозначно видно, что 17 глава является логическим продолжением 16-й. В первом стихе к Иоанну подходит один из семи ангелов, участвующий в излитии язв, и предлагает показать ему, как проходит суд «над великою блудницею, сидящей на водах многих» (стих 1). В Священном Писании образ блудницы весьма символичен. В пророческих книгах Иеремии и Иезекииля Бог, обличая Свой народ, впавший в идолопоклонство, называет его прелюбодейной женой. А потому, блудница в 17-главе, символизирует народ, который вроде называет себя Божиим, но на самом деле впал в язычество.

В третьем стихе Иоанн описывает, как ангел повел его в пустыню, где он увидел эту жену, сидящую на багряном звере. Слово «пустыня» употребляется в этом стихе не случайно. Дело в том, что через всю книгу Откровения красной нитью проходит тема служения в небесном Храме. В частности, в 11-й главе говорится о том, как Иоанн видит, что «отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его». Подобное высказывание встречается и в 15-й главе: «И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе» (5 стих). Согласно записанному в 16-й главе книги Левит, завеса святого святых храма открывается лишь на Йом Киппур, когда первосвященник заходит во Святое Святых для совершения очищения всего общества Израиля. А потому, в книге Откровение 11:19 и 15:5 Иоанн описывает вход и выход Небесного Первосвященника из Святого Святых Небесного Храма. Согласно записанному в 16-й главе книги Левит, после выхода из Святого Святых первосвященник возлагает грехи всего народа на козла, выбранного заранее для Азазелла, и отсылает этого козла в пустыню. Вот почему багряный зверь, описанный в 17-й главе книги Откровения, находится в пустыне, а значит, он является антитипом (прообразом) козла для Азазелла, на которого возложены все грехи народа после очищения святилища.

Мотив Йом Киппура продолжается в стихах с 4 по 6, где Иоанн подробно описывает блудницу, сидящую на звере. Джон Паулин в своей книге «Кризис последнего времени» указывает на то, что облик этой блудницы описан Иоанном, как бы в противоположность облику первосвященника в Йом Киппур. Например, первосвященник в Йом Киппур надевает простую льняную одежду, а у блудницы одежда яркая с драгоценными камнями. Первосвященник держит золотую кадильницу с фимиамом, чтобы дым курения покрыл ковчег, а у блудницы – золотая чаша блудодейства, которое опьяняет людей подобно тому, как Надав и Авиуд пьяными зашли во Святилище. У первосвященника на головном уборе написано Святыня Господня, а у блудницы – Вавилон, - название цивилизации, чья религиозная философия и по сей день лежит в основе мирового язычества. Первосвященник в Йом Киппур входит во Святилище с кровью жертвы (Иисус – со Своей кровью), а блудница упоена кровью святых. Весь этот образ «анти-первосвященника» указывает на связь этой блудницы, народа неверного Богу, со Средневековой церковно-государственной системой, в основе которой находятся незаконно присвоенные первосвященнические функции. Эта церковная система подробно описана в 7-й и 8-й главах книги Даниила, а также в 13-й главе книги Откровение. Кроме того, согласно записанному в 1 стихе 17-й главы, блудница сидит на водах многих точно так же, как 13 глава 1-стих говорит о звере, который выходит из моря.  То есть и блудница из 17-й главы и малый рог из книги Даниила, и семиглавый зверь из 13-й главы указывают на одну и ту же церковно-государственную систему, в основе которой лежит католическая идеология.

Однако возникает одна серьезная проблема. В 17-й главе говорится о семиглавом десятирогом звере, сходном с тем, что описан в 13-й главе и символизирует папство. При этом, как было обосновано выше, блудница тоже символизирует папство. В этом случае, как заметил в своем докладе известный специалист по апокалиптической литературе, Эккерхардт Мюллер: «картина, когда один символ папства сидит на другом, выглядит весьма нелогично». Мюллер заметил, что зверь из 17-й главы не полностью схож с тем, который описан в 13-й. В частности, зверь из 13-й главы «был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва», эти животные взяты из 7-й главы книги Даниила, как собирательный образ языческих империй. Однако в 17 главе этот зверь имеет багряный цвет, а образы языческих империй не присутствуют вообще. Более того в 8-м стихе об этом звере говорится что он «был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится». Слово «бездна» в книге Откровение появляется в 20-й главе, где говорится о том, как ангел низверг в сатану в бездну, где тот находился на протяжении 1000 лет. После этого, согласно сказанному в 7-м стихе 20-й главы, «сатана будет освобожден из темницы своей», а потом будет «ввержен в озеро огненное» (стих 10). Эккерхардт Мюллер видит явную параллель между описанием судьбы зверя в Откровении 17:8 и судьбы сатаны в Откр. 20:1-10 и приходит к выводу, что зверь, описанный в 17 главе книги Откровение – это сам сатана. Данный вывод сходится с высказанной ранее параллелью между зверем и козлом для Азазелла. Само слово Азазелл в еврейской традиции понимается как сатана.

В 9-10 стихах Иоанн продолжает раскрывать «тайну жены сей и зверя» и дает интерпретацию символов, семи голов. «Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть». Интерпретация этих стихов является предметом многочисленных дискуссий, которые ведутся между богословами и по сей день. Однако большинство комментаторов согласно в одном. Под словами «семь царей» следует понимать царства, а не индивидуумов. В апокалиптической литературе слова царь и царство употребляется взаимозаменяемо. Типичным примером являются слова «эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли» (Дан. 7:17). Исходя из контекста книги Даниила, несмотря на употребление слова «царь», этот стих говорит о четырех мировых империях Вавилоне, Мидо-Персии, Греции и Риме.

Проблема заключается и в понимании выражения «семь гор». Многие современные комментаторы считают, что семь гор указывают на семь холмов Рима, так как Рим называют городом на семи холмах. Проблема в том, что, как подчеркивает известный богослов Кеннет Стрэнд, в 9-м стихе употребляется греческое слово хорос, гора. А словом «холм» переводится другое греческое слово бунос. То, что это два совершенно разных слова видно, к примеру, из текста, записанного в Евангелии от Луки: «тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!» (Лук. 23:30).

Как уже ранее говорилось, истолковывать пророческие тексты методом не «Сола Скриптура», а путем подбора исторических аналогий является весьма порочной практикой. Есть и другие города, например Москва, которые тоже стоят на семи холмах. Более того, можно посчитать, что с 1917 года за время всего существования СССР было семь генсеков. И Горбачев, седьмой из них, был не очень долго. Чем не истолкование?! (автор полагает, что привел абсурдный пример, тем не менее, эта теория весьма популярна в Интернете – прим. ред.).

Если же следовать принципу, что Писание толкует само себя, то, прежде всего, следует разобраться с тем, что символизирует понятие «гора» в Библии. В частности, в своей книге пророк Даниил записал видение о том как «...камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю» (Дан. 2:35). В 44-м стихе дается объяснение увиденному: «во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится…». Из этого стиха однозначно видно, что в Библии, особенно в пророчествах, гора является символом царства. Другим примером может служить текст из книги пророка Иеремии 51:24-25: «И воздам Вавилону и всем жителям Халдеи за все то зло, какое они делали на Сионе в глазах ваших, говорит Господь. Вот, я на тебя, гора губительная, говорит Господь, разоряющая всю землю, и простру на тебя руку Мою, и низрину тебя со скал, и сделаю тебя горою обгорелою». Именно по этой причине, когда в 8-й главе книги Откровение говорится о горе, пылающей огнем, которая низвержена в море, все комментаторы понимают, что речь идет о гибели какого-то царства. А потому семь холмов Рима никак не вписываются в символику и контекст книги Откровения.

Говоря об интерпретации Бетхера/Ермоловича, упомянутой выше, следует заметить, что Ватикан вообще не находится на семи холмах. На семи холмах стоит Рим, Ватикан занимает очень малую часть его территории. После завершения образования Итальянского королевства в 1870 году папы утратили свой суверенитет над городом Римом и над другими территориями, входившими со времен Священной Римской Империи в папский лен. Признав независимое государство Ватикан, Муссолини отдал ему весьма незначительную территорию вокруг базилики Святого Петра. Таким образом, Ватикан по площади является самым маленьким государством в мире.

Учитывая вышесказанное, мы приходим к заключению о том, что слова «семь гор» и «семь царей» в 9-м и 10-м стихах 17-й главы представляют собой параллелизм, литературную форму, часто встречающуюся в еврейских книгах, в которой одна и та же мысль выражается разными словами. То есть и семь гор, и семь царей говорят об одних и тех же семи царствах. Данная идея подкрепляется и тем фактом, что 9-й стих говорит о жене, сидящей на семи горах. При этом в 1 стихе этой же главы говорится о жене, которая сидит на водах многих, символизирующих «людей и народы, и племена и языки» (стих 15). Таким образом, горы, цари и воды фактически указывают на народы. На этом основании профессор Ранко Стефанович в своем комментарии на книгу Откровение говорит о том, что эти семь голов/царей символизирует семь мировых империй, которые притесняли Божий народ, пять из которых пали.

Само употребление греческого глагола пипто «пасть/упасть» свидетельствует о том, что в 9-м и 10-м стихах не может идти речь о семи римских папах. Каждый из этих пап, упомянутых в книге Ермоловича, умер своей смертью. В апокалиптической литературе глагол пипто употребляется исключительно по отношению к падению каких-то царств, как например, в тексте «пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы» (Откр. 14:8). Иными словами, когда царство терпит поражение в войне и оказывается завоеванным, тогда наступает его падение.

Таким образом, можно заключить, что речь идет о семи царствах, пять из которых уже пали в прошлом, одно – существует, а последнее – еще не пришло. Самая главная проблема заключается в том, чтобы понять, к какому временному периоду следует отнести слово «есть» и таким образом зафиксировать точку отсчета существования этого шестого царства. Очевидно, что в своей теории Райнер Бетхер удачно подгадал этот период времени под себя. Однако с таким же успехом некоторые евангелические пасторы в Америке, считая СССР царством антихриста, подгадывали во время Черненко, что после него будет последний генсек, а после – Армагеддон. Эти предсказания не сбылись, но послужили убедительным аргументом, благодаря которому многие американские христиане спонсировали иммиграцию более двух сотен тысяч евангельских христиан (в основном пятидесятников) из СССР в США. К сожалению, такие предсказания времени начала последних событий зачастую играют кому-то на руку.

По мнению известного адвентистского богослова Кеннета Стренда, временной промежуток, относящийся к шестом царству, должен быть понимаем только с точки зрения Иоанна, писавшего эти строки. Иными словами, Господь говорит не кому-то в абстракции, а конкретно Иоанну о том, что из семи царей пять пали, а один есть. Таким образом, Иоанн сам живет во время шестого царя. Ранко Стефанович, соглашаясь с мнением авторов Библейского комментария Адвентистов Седьмого Дня, говорит о том, что за весь период Библейской истории Божий народ притесняли следующие царства:

- Египет, вознамерившийся уничтожить всех еврейских младенцев мужского пола;

- Ассирия, уничтожившая десять колен Израильских и чуть было не завоевавшая Иерусалим;

- Вавилон, державший в плену народ в течение 70 лет;

- Мидо-Персия, во время Есфири чуть не уничтожившая весь Израиль;

- Греция, притеснявшая народ во время Антиоха Епифана;

- Имперский Рим, оккупировавший Иудею и разрушивший храм, Иоанн жил при Римской власти;

- Папский Рим, который еще во время Иоанна не наступил, но когда настал период папства, притеснял святых Всевышнего.

Все эти царства, являясь головами зверя, представляют собой сатанинскую силу, представляющую угрозу народу Божьему. Именно поэтому в 11-м стихе говорится, что зверь является восьмым из числа семи. То есть сатана является как бы общим знаменателем и идейным вдохновителем этих семи врагов Израиля, но он все-таки «пойдет в погибель» Вот почему эти семь мировых империй изображены в виде голов зверя. Кроме голов, зверь имеет еще и рога. Символизм рогов объясняется в стихе 12, они – «суть десять царей». Эта идея уже встречалась в 7 главе книги Даниила. Страшный и ужасный зверь символизирует в пророчестве Даниила Имперский Рим, который распался на варварские государства, создавшие географический облик современной Европы. Во время Иоанна Рим еще существовал, а значит эти десять царей еще не получили власть. Если, согласно мнению Стренда, «настоящее время» в книге Откровение зафиксировано на времени написания этой книги Иоанном, то эта фиксация должна быть последовательной во всей 17-ой главе. Таким образом, в 12-м стихе речь идет о том, что Римская Империя распадется и подобной империи более не будет. Именно по этой причине во второй главе книги Даниила этот период изображен в виде стоп ног истукана, сделанных из смеси глины с железом. Несмотря на господство папского Рима, папство не существовало как государство, обладающее карательными функциями. Для осуществления своей власти и карательных функций папство задействовало разные государства Европы, в частности Священную Римскую Империю, которая, хотя сама и была весьма хрупким государственным образованием, но ее императоры всегда были коронованы папой и служили ему.

Несмотря на то, что, как было установлено выше, зверь, описанный в 17-й главе, символизирует сатану, тогда как зверь из 13-й главы указывает на папство, оба зверя имеют по 7 голов и 10 рогов. Это сходство не случайно. В 12-й главе описывается дракон, диавол/сатана, у которого тоже 7 голов и 10 рогов. Сходство обусловлено тем, что дракон и зверь работают в одной связке как Бог Отец и Иисус. Вот почему зверь из 13-й главы называется Антихристом. Антихрист пытается имитировать Христа. В Евангелии от Иоанна Иисус не раз заявлял о своем Единстве и схожести с Отцом. «Видевший Меня видел и Отца». Иоанн называет сатану зверем в 17-й главе книги Откровение и стремится подчеркнуть коварную природу зверя-антихриста из 13-й главы. В Библии не всегда возможно стопроцентно разделить функции Отца и Сына, ибо они, будучи едины между собой, не являются двумя разными богами. Точно так же бывает невозможно разложить точно по полочкам и показать, где заканчивается антихрист и начинаются действия сатаны. Сатанинская «троица»: дракон – зверь – лжепророк является весьма сильным обманом, который для неискушенного человека может стать смертельным.

Пожалуй, одним из самых больших камней преткновения при истолковании 17-й главы книги Откровение является употребление слов «один час» в 12-м стихе. У многих читателей возникает искушение пересчитать этот час в пропорции к пророческому дню, однако как пишет доктор Герхард Фандель, нигде в апокалиптических пророчествах не встречается, чтобы составные части дня пересчитывали на составные части года. Единственная дробная цифра «время времена и полвремени» -  3,5 года - сначала переводится в дни, а потом в годы. Но обратного процесса нет из-за того, что апокалиптического пророчества, где бы использовался, к примеру, промежуток времени в полдня, не существует. По мнению Фанделя под часом и его составными частями в книге Откровение подразумевается короткий промежуток времени. Долгота этого промежутка исключительно в Божьих руках, у которого один день как тысяча лет.

Любые попытки прямо или косвенно установить будь то дату пришествия, будь то время начала последних событий всегда чреваты плохими последствиями. Несмотря на то, что некоторым людям уж очень хочется наглядно представить себе, как скоро придет Иисус, использование сомнительных подсчётов, подгонок и подгадываний оказывает серьезную медвежью услугу всем тем, кто сегодня проповедует эту весть. Неисполнение надуманных и не подкрепленных Библией пророчеств, основанных на сомнительном историческом анализе или на сведениях, взятых из средств массовой информации, ведет к серьезным разочарованиям для многих верующих людей.

 

Александр Болотников,
Директор Научно-исследовательского Центра "Шалом",
Доктор богословия

 

Изображение: Папа Бенедикт XVI празднует свой 81-й День Рождения вместе с Президентом США Д.Бушем. Источник: www.wikipedia.org

 

Комментарии  

0 # dolgozhitel 29.09.2015 09:35
Всё логично. Но как быть тогда с этим: "...один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть". Если Иоанн жил при том, который "есть", т.е. Римская империя, а "другой еще не пришел", это Папский рим, то как же ему "не долго быть"? Мы же знаем, что папство существовало дольше всех других империй...
Спасибо
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Андриан 29.09.2015 16:46
Цитата:
"другой еще не пришел", это Папский рим
Это не папский Рим, это НМП, который будет длиться всего 3,5 года и будет установлен перед самым приходом Господа Христа.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # dolgozhitel 29.09.2015 18:22
Цитирую Андриан:
Цитата:
"другой еще не пришел", это Папский рим

Это не папский Рим, это НМП
Так вариантов может быть много. Но я задавал вопрос в контексте утверждений Александра Болотникова. Поэтому хотелось бы услышать ответ именно в том контексте.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # dolgozhitel 05.10.2015 19:39
Я всё ещё ожидаю разъяснения по моему вопросу от автора статьи. Если Александр не видит этого поста, то админ сайта видит точно. Прошу его передать автору мою просьбу и написать сюда его ответ.
Благодарю.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # dolgozhitel 05.11.2015 10:07
Очень жаль, что у Александра так и не нашлось времени за месяц дать ответ. Вероятно вопрос не актуален...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+1 # Alex 25.05.2016 09:09
Возможно, Александр Болотников просто не увидел ваш вопрос. отвечу на него цитатой из статьи Стефановича на понимание семи голов.

"Он должен остаться на короткое время" Текущее неправильное толкование этой фразы означает, что седьмой папа будет править в течение короткого промежутка времени. Греческое прилагательное для временной фразы "короткий промежуток времени", используемое здесь oligon, означает "короткий промежуток времени" или "некоторое время". Это слово отличается от микрона, используется в Откровении, чтобы указать краткость времени (см Откр . 6:11; 20: 3). В противоположнос ть этому, oligon не указывает на продолжительнос ть времени, а скорее используется в качественном смысле. Например, Откровение 12:12 утверждает, что будучи изгнанным с неба, Сатана понимает, что у него есть только "'короткий промежуток времени [oligon Kairon]."
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Alex 25.05.2016 09:11
не поместилась вся цитата
"Это "короткое время" не относится к продолжительнос ти времени для этого есть были тысячи лет после изгнания сатаны с неба-другой способ сказать, что время сатана ограничен, так же, как человек, приговоренный к смерти понимает, что он или она имеет только "короткий промежуток времени", несмотря на то, что исполнение может иметь место много лет позже. Это же значение для греческого слова oligon также встречается в Откровении 17:10.То, что седьмая сила должна оставаться в течение короткого промежутка времени, не указывает на длину временного короткого периода существования; скорее, это другой способ указать то, что существование этой силы определяется Богом"

Оригинал статьи можете прочитать по ссылке - http://digitalcommons.andrews.edu/new-testament-pubs/16/?utm_source=digitalcommons.andrews.edu%2Fnew-testament-pubs%2F16&utm_medium=PDF&utm_campaign=PDFCoverPages
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # dolgozhitel 17.06.2016 19:41
Ок. Благодарю за ответ. Понимаю что приходиться полагаться на "скрытый" смысл оригинальных слов, ввиду отсутствия прямых свидетельств. Но поскольку это всё же пророчество, поскольку оно высказано пророком использующим огромное количество образов вместо прямой речи, я думаю, сохраняется некая иная перспектива с этим толкованием. Возможно именно время поможет утвердиться в прежнем толковании или таки подарит новые откровения ввиду кардинальных и, главное, явных изменений в обществе...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору

Добавить комментарий

Правила комментирования просты: стиль дворянского общения. Это значит не "тыкать" незнакомым участникам, не высказывать что-либо в обидном тоне, не пользоваться крепкими выражениями и считать других умнее себя.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.


Защитный код
Обновить

Обсуждения

  • Был ли Иисус назореем?

    • а) разве вы не принимаете пророчество об отрасли? б) значит плохие сведения о ...
       
    • правильно говорит Болотников о тоом, что ответнужно искать в пророчестве,о котором ...
  • Природа Божества: один или един?

    • Вы привели не цитату из Торы, а интерпретацию иудаизма, несостоятельнос ть которой ...

Вход на сайт

 

Недельная глава

Брейшит / Бытие | Ваецэ ויצא

Ваеце

Бытие 28:10 - 32:3

Обзор Недельной главы

Подробнее...

Выбор Редакции

Западные гетто. Вена

Издательство «Текст»/«Книжники» вскоре выпустит в свет сборник эссе Йозефа Рота «Дороги еврейских скитаний», написанный в 1920-х годах и повествующий о дорогах нескольких поколений евреев, выходцев из Восточной Европы, которые вели их в Западную Европу, Америку или Советскую Россию.

УТЕШЕНИЕ МЕСЯЦА АВ

В еврейской традиции ав называют также менахем-ав — «ав-утешитель», поскольку евреи ожидают от Всевышнего утешения после трагических событий, связанных с этим месяцем.

 

Путешествия