Израиль и Церковь (III)

Христианство и Новый Завет Исследования
Александр Болотников Просмотров: 6543


Тема Израиля в дебатах между адвентистами и мессианскими общинами

В течение последних нескольких десятилетий, особенно после победы в Шестидневной войне 1967 года, которая помогла Израилю получить контроль над всем Иерусалимом, популярность футуризма значительно сократилась.

Эти события привели к возникновению многих произраильских христиан, имеющих привлекательность и сходство с еврейским народом и культурой. Большинство из этих христиан не знают о том базисе, в котором возвращение евреев на свою землю нужно только для того, чтобы послужить тайному восхищению церкви.*45

Эти недавно сформированные группы, включающие в себя христианских сионистов, различные общины древнееврейского наследия и мессианские общины, ожидают восстановления Храма в Иерусалиме, но не верят, что он станет местом для антихриста. Напротив, они считают, что восстановление Храма приведет Мессию-Иисуса, Который спасет Израиль и установить Свое тысячелетнее царство со столицей в Иерусалиме.

Милленаристский подход к будущему Израиля и его проблемы для адвентистской вести

Такая теология представляет собой модифицированную версию старого стиля футуризма, заменяя традиционный христианский антииудаизм сильным проеврейским отношением. Ниже приводится обзор основных признаков милленаристского подхода к роли Израиля в событиях последних дней:*46

• Израиль является особым народом, избранным Богом, чей статус выше, чем любого другого народа на Земле;

• У Бога есть два пути: один для Израиля и другой для церкви;

• Создание Израиля представляет исполнение пророчеств, находящихся в Исаии, Иеремии, Иезекииле, о том, как Бог возвращает Своей народ на его землю;

• Восстановление Храма является основным моментом Божьего плана для Израиля, открывающим Тысячелетнее царство.

Как упоминалось выше, эта теология, хотя и футуристическая по своей природе, безусловно, передает совершенно другое отношение к Израилю и евреям. Это представляет собой отход от традиционного более 1900-летнего христианского отношения к евреям как однозначным христоубийцам. Тем не менее, со всеми своими положительными изменениями, эта теология имеет серьезные недостатки.

Факт, что утверждение о миллениуме (буквальном периоде, длящемся тысячу лет), встречается лишь дважды в греческом тексте Нового Завета, в 20 главе книги Откровения, представляет большую проблему такого подхода. Первый раз эта фраза говорит о сатане, скованном в бездне (Откр. 20:2), а второй - о тех, кто воскрес из мертвых во время Второго Пришествия Христа (Откр. 20:6). Согласно 1 Фес. 4:17 - это те, кто вознесутся при пришествии Христа вместе с живыми в момент Его явления, «вместе с ними восхищены будут на облаках в сретение Господу». Поэтому ясно, что тысячелетнее правление со Христом не может произойти на Земле, особенно после бедствия, предшествовавшего Его пришествию.

Заметим, что обе апокалиптические книги Библии - Даниила и Откровения - говорят исключительно о Небесном Храме, и не содержат ни единого намека на восстановление Храма в Иерусалиме. Тогда как для традиционных футуристов восстановление Храма будет служить только для прельщения евреев антихристом, остается неясным, какой цели будет служить восстановленный Храм в эсхатологическом сценарии, представленном проеврейскими милленаристами.

Согласно общепринятой христианской позиции, также разделяемой милленаристами, целью храмового служения было образное изображение спасения и указание на ключевого «Агнца Божьего, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Поскольку жертва на Голгофе была совершена раз и навсегда, и Иисус, Агнец Божий, вознесся на небо, чтобы стать Первосвященником, «Который воссел одесную престола величия на небесах» (Евр. 8:1), служащим в «большей и совершеннейшей скинии, нерукотворенной» (Евр. 9:11), в этом случае не ясно, какую роль будет играть восстановленный Храм на земле.

Однако опровержение милленаристских представлений с помощью теологии замещения приводит к абсолютно обратному результату. Несмотря на очевидную несостоятельность теологии милленаристов, очарование Израилем и еврейским народом в целом приводит многих из них на путь поисков своих еврейских корней. Благодаря этому поиску многие бывшие евангельские христиане, придерживающиеся милленаристских взглядов, принимают Десять Заповедей, в том числе библейскую субботу, начиная возвращать десятину и следовать диетарным законам, изложенным в книге Левит. Использование антиеврейской риторики с этими людьми просто отвратит их от адвентистской вести.

Более того, антиеврейские полутона, присутствующие в теологии замещения, наносят серьезный ущерб адвентистскому учению о незыблемости Закона. После принятия субботы адвентисты постоянно подвергаются нападкам евангеликалов, утверждающих на основании Деян. 15, Послания к Галатам и некоторых стихов из Послания к Римлянам, Колоссянам и Ефесянам, будто заповеди Закона были уничтожены. Для того, чтобы получить правильное видение этих отрывков и доказать, что они не уничтожают Закон, важно выйти за рамки простого греческого языка этих текстов, написанных евреем и бывшим фарисеем. Взгляд на эти тексты в контексте иудаизма первого века предоставит важную информацию для понимания тех отрывков, которые используют противники адвентизма, чтобы бросить вызов адвентистскому учению.

К сожалению, теология замещения культивирует отрицательное отношение ко всему, что воспринимается как еврейское. В результате экзегеты и теологи идут традиционным эллинистическим путем, которым пользовалась средневековая церковь, и которая по своей сути выступает за отмену библейской субботы.

Адвентистская и миилленаристская дискуссия: сильные стороны и ловушки

Эта ситуация в адвентистско-милленаристской дискуссии требует лучшего библейского подхода – не имеющего антиеврейской окраски, косвенно умаляющей Еврейскую Библию и дискредитирующей еврейское происхождение Нового Завета. Ниже приводится краткое изложение проблем, возникающих в адвентистско-милленаристской дискуссии и предложение их библейского решения.

Как ранее обсуждалось в этой работе, использование слова «избранный» в Ветхом Завете часто понимается неправильно. В то время как традиционный суперсессионизм часто утверждал, что евреи в Ветхом Завете были привилегированной нацией, а затем потеряли свои привилегии, милленаристы заявляют, что Израиль никогда не терял свои привилегии перед Богом.

Наш ответ может прояснить это понимание. Бог никогда не давал кому-либо каких-либо особых привилегий, но Он выбрал потомков Иакова с целью быть глашатаями Его истины миру: «Так говорит Господь Бог: это Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него - земли» (Иез. 5:5). Размещая Израиль в центре мира, Бог дал ему ответственность, а не особые привилегии. Напротив, когда народ Израиля впал в идолопоклонство, Бог был Тем, Кто непрестанно его дисциплинировал: «Посему, - живу Я, говорит Господь Бог, - за то, что ты осквернил святилище Мое всеми мерзостями твоими и всеми гнусностями твоими, Я умалю тебя, и не пожалеет око Мое, и Я не помилую тебя» (Иез. 5:11).

Таким же образом Новый Завет очень ясно говорит о том, что просто принадлежность к еврейскому народу не ставит кого-то автоматически в лучшее положение перед Господом. «Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием. Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?» (Рим. 2:25-27). Напротив, Павел ясно говорит, что «Нет уже Иудея, ни язычника» (Гал. 3:28), и в Иисусе каждый имеет равное положение, становясь «семенем Авраамовым и по обетованию наследниками» (Гал. 3:29).

С другой стороны, такое равенство относительно спасения не означает, что Писание изменило свой древнееврейский характер и стало эллинистическим. Как уже говорилось выше, евреи остаются хранителями «Слова Божьего» (Рим. 3:2) даже в наши дни.

Милленаристы часто принимают идею о двух разных путях спасения: для евреев и для язычников. Это перекликается с традиционным еврейским мнением, что «сыны Авраама» ответственны за соблюдение всей Торы, а «сыны Ноя» ответственны лишь за исполнение семи заповедей. Для некоторых христиан такой подход служит оправданием «отказа» от требований заповедей Закона, утверждая, что они только для евреев.

Тем не менее, признанная в иудаизме идея законов для потомков Ноя явно небиблейская и возникла в раввинистической традиции. На самом деле Тора не дает другого пути спасения для тех, кто не родился от семени Авраамова, кроме единственного: стать частью народа Израиля через право обрезания. «Один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами» (Исх. 12:49).

Подобные идеи можно увидеть в Новом Завете, где Павел говорит Колоссянам, что «в Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным» (Кол. 2:11). Другими словами, в Новом Завете нет отдельного набора требований для христиан, имеющих еврейское происхождение, по сравнению с теми, кто по происхождению язычник.

Если понимать это в контексте иудаизма I-го века, становится ясно, что, когда Павел говорил о равенстве язычников и евреев, он имел в виду их свободный доступ в иудео-христианскую общину без каких-либо конкретных процедур обращения, что, как правило, требуется раввинистическим иудаизмом перед принятием в общину. В христианской общине равный статус тех, кто был рожден евреем и тех, кто не родился в еврейской семье, не означает, что крещенный язычник оставался язычником, тогда как евреи должны были стать эллинистами, - как часто понимают многие христиане. Даже несмотря на то, что Храм в Иерусалиме завершил свою функцию и миссию, Иисус ясно учил, что «спасение от Иудеев» (Ин. 4:22). Другими словами, хотя во Христе «нет ни иудея, ни эллина», именно эллин должен был стать «семенем Авраама», а не евреи должны были отказываться от своего еврейского наследия.

Именно по этой причине, когда Павел говорит о неевреях, он использует аналогию усыновления: «Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4:3-5). Следовательно, это язычник становится частью народа Божьего посредством усыновления семьей Израиля, а не еврей должен быть принят в язычество, чего часто требовала от евреев средневековая церковь.

К сожалению, многие милленаристы не имеют правильного понимания природы созданного современного Израиля. Большая часть Ветхого Завета пророчествует о возвращении Израиля на свою землю, на которое часто опираются милленаристы, говоря о собирании двенадцати колен в их землю и восстановлении царства Давида. Государство Израиль, созданное в 1948 году, ни напоминает, ни пытается воссоздать теократический порядок, существовавший во времена правления Давида. Фактически, основатели современного Израиля были убежденными атеистами. Более того, большинство представителей ортодоксальной еврейской общины были категорически против создания государства, потому что оно основывалось на светских принципах. Даже сегодня есть некоторые ультраортодоксальные евреи, не признающие государство Израиль, потому что его характер не совпадает с их видением Торы. Более того, в соответствии с этим ультраортодоксальным пониманием, только Мессия может действительно восстановить Храм и царство Давида.

Самая большая проблема, что якобы текущее состояние Израиля является исполнением ветхозаветных пророчеств, состоит в том, что эти пророчества говорят о воссоединении всех двенадцати колен Израилевых. Однако, в соответствии с историческим повествованием из 2 книги Царств 17, десять племен, входивших в состав северного Израильского царства, были переселены ассирийским царем Салманассаром примерно в 720 г. до н. э. в Ассирию. Там они ассимилировались до такой степени, что было невозможно найти какие-либо следы отдельных колен даже в момент возвращения Иуды в землю в 457 году до н. э., не говоря уже о сегодняшнем времени.

С другой стороны, в адвентизме наблюдается еще одно тревожное учение, предполагающее, что создание государства Израиль было абсолютным обманом с целью ввести христиан в заблуждение - в футуристическую теологию. Мнение, что Бог в Своей милости не играл никакой роли в создании родины для евреев, носит явно антисемитский характер. Оно предполагает, что существование еврейского народа очень неудобно для проповедников и теологов, защищающих суперсессионизм. Эти учителя, поддерживая теологию замещения, заходят так далеко, что пытаются доказать, будто евреев, как генетических потомков библейских израильтян, не существует, - они просто «обращены» в иудаизм. Это мешает понять природу Израиля и его становления как нации, и отрицает твердые библейские принципы толкования.

Между тем государство Израиль пользуется относительным благополучием в течение последних 65 лет. Несмотря на то, что современный Израиль не является исполнением пророчества Ветхого Завета и не играет какой-либо роли в событиях последних дней, это не означает, что Бог не стоял за его созданием. Государство Израиль было создано после ужасных событий Холокоста, приведших к гибели шести миллионов евреев. Хотя некоторые проповедники осмеливаются утверждать, что Холокост являлся местью Бога евреям, которые отвергли Христа, - Бог, очевидно, действовал совершенно по-другому. Тот факт, что Израиль смог выдержать жестокие атаки прямо в момент его создания, свидетельствует о том, что Бог действует в его повседневной истории, и не желает терять Свой народ.

Создание государства Израиль после Холокоста помогло многим евреям получить новую надежду на Бога, - надежду, которая была почти утеряна в газовых камерах Освенцима. На самом деле, несмотря на распространенное мнение, существующее в некоторых христианских кругах, будто евреи абсолютно закрыты в отношении Евангельской вести, - многие израильтяне знают и читают Евангелие, и открыты для принятия Иисуса как своего Мессии. Это происходит потому, что евреи в их родной стране, Израиле, чувствуют себя гораздо менее обеспокоенными сохранением своей идентичности, поскольку ее создание фактически решило такую проблему.

ВЫВОДЫ

Существует необходимость найти улучшенный библейский подход к проблеме Израиля и церкви в теологии адвентистов седьмого дня. Этот подход должен быть таким, чтобы он не умалял народ Израиля, еврейскую культуру и еврейскую Библию, а также не пытался принизить другие народы. В то же время, такой подход позволит укрепить адвентистские позиции в ключевых библейских областях, таких как Закон и пророчества, обсуждаемые в данной статье.

Хотя верно, что и футуристы и, особенно, милленаристы отрицают условность библейских пророчеств, говорящих о возвращении израильтян в свою землю, в Ветхом Завете есть такие пророчества об Израиле, которые не могут считаться условными. Условный аспект всех условных пророчеств всегда основывается на благословении и проклятии завета, записанных в Лев. 26 и Втор. 28. Благословения завета зависят от того, будет ли народ следовать Божественным заповедям, - иначе последует проклятие. Тем не менее, как обсуждалось ранее, даже после того, как проклятия завета пали на Израиль, Бог обещал вспомнить Свой завет с ними (Лев. 26:42-45). Это обещание не может быть условным, так как оно проявляет Божью милость к остатку и Его желание простить их грехи, «потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер. 31:34).

По сути, заключив новый завет «с домом Израиля и с домом Иуды», Бог намерен поместить Свой Закон в их умы и записать его на их сердцах (Иер. 31:31, 33). Послание к Евреям 8:10-12 повторяет это обещание Израилю, и в 9 главе объясняется, что «первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное» (Евр. 9:1). В Святом Святых земного Святилища, располагавшемся в Иерусалиме, в Ковчеге Завета находились две скрижали с Десятью Заповедями. Заключая Новый Завет, Бог хочет, чтобы Его заповеди были записаны в сердцах людей, а не на каменных скрижалях. По этой причине послание к Евреям называет Ветхий Завет, основанный на храмовом служении, ветхим и «близким к уничтожению» (Евр. 8:13).

Божье намерение покончить с географическим аспектом Его присутствия представляет одну из самых важных черт Нового Завета. Вот почему Иисус сказал, отвечая самарянке на вопрос об истинном месте поклонения: «...наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:21-23). Другими словами, хотя спасение действительно происходит от евреев, которые, в соответствии с предписаниями Торы, создали особое место для Божественного присутствия и поклонения в Иерусалиме, наступает время, когда верующим не нужно будет приходить в определенное место, чтобы встретиться с Божественным присутствием, но можно будет испытать Его присутствие в духе. Вот почему Павел конкретно говорит: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3:16).

Поэтому Библия представляет историю о том, как Бог заключил Свой Новый Завет с домом Израиля в книге Деяний 2 (в день Пятидесятницы, в этот же день, когда Бог Ветхого Завета на горе Синай - с двенадцатью коленами Израиля): Святой Дух почил на двенадцати евреях, которые были учениками Иисуса. Это произошло в Храме перед толпой еврейских паломников, приехавших на праздник из всех еврейских диаспор по всей Римской и Парфянской империи. В результате этого чуда и вести, проповеданной Петром, 3000 евреев со всего мира вступили в отношения Нового Завета с Богом.

Книга Деяний четко говорит, что в то время как Бог, в конце концов, отказывается от Храма в Иерусалиме, Он начинает использовать евреев в диаспоре, более многочисленных, чем в Иудее, чтобы распространять Евангелие по всей Римской империи. В результате работы этих евреев были сформированы христианские общины в Антиохии, Коринфе, Эфесе и других важных городах.

Вот почему давнее убеждение, будто церковь заменила евреев, не совпадает с исторической реальностью. Евреи были в самом основании христианства и, к сожалению, были отстранены от него, когда церковь решила стать эллинистической и отказаться от принципов Божьих заповедей. Отступничество в церкви произошло только потому, что она потеряла свой первоначальный взгляд на древнееврейские Писания.

По словам Павла, церковь не пришла на смену Израилю, но была сформирована в результате того, что верующие в Иисуса из язычников были «привиты» (Рим. 11:19) к «святому корню» (Рим. 11:16), остатку Израиля, с которым Бог заключил Новый Завет в день Пятидесятницы.

 

Александр Болотников,
Директор Научно-исследовательского Центра "Шалом",
Доктор богословия

 

Изображение: «Святой Идельфонсо спорит с евреем». Кастилия, X в.

45. См. обзорпоследнихевангелическихвзглядовнаИзраиль: Graig Blaising The Future of Israel as a Theological Question, in To the Jew First, D. Block and M. Glaser, eds., (Kregel, 2008).

46. Derek Prince, TheDestiny of Israel and the Church (Derek Prince Ministries International, 1999).

Комментарии  

+1 # авраам 18.08.2013 10:46
КОКОЕ ПРОРОЧЕСТВО В ТАНАХЕ ОТНОСИТСЯ К ПОЯВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ 1948Г И ВОЗВРАЩЕНИЕ ИУРУСАЛИМА В 1967Г.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+5 # Денис 08.12.2013 18:59
Уточним - святой корень - это не остаток Израиля, а Мессия. Иисус сказал апостолам - вы ветви. Поэтому остаток Израиля - это ветви, но никак не корень. К сожалению, христианство в лице католичества и православия тоже претендует на то, что Церковь - это корень.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
-3 # Jen 03.04.2014 01:44
мне кажется, что "корень" - это родоначальники Израиля, Авраам, Исаак, Иаков.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+1 # Андрей9 15.02.2014 22:54
теперь стало ясно по поводу Нового Завета, о котором пророчествовал Иеремия. спасибо.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору

Добавить комментарий

Правила комментирования просты: стиль дворянского общения. Это значит не "тыкать" незнакомым участникам, не высказывать что-либо в обидном тоне, не пользоваться крепкими выражениями и считать других умнее себя.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.


Защитный код
Обновить

Обсуждения

  • Был ли Иисус назореем?

    • а) разве вы не принимаете пророчество об отрасли? б) значит плохие сведения о ...
       
    • правильно говорит Болотников о тоом, что ответнужно искать в пророчестве,о котором ...
  • Природа Божества: один или един?

    • Вы привели не цитату из Торы, а интерпретацию иудаизма, несостоятельнос ть которой ...

Вход на сайт

 

Недельная глава

Брейшит / Бытие | Ваецэ ויצא

Ваеце

Бытие 28:10 - 32:3

Обзор Недельной главы

Подробнее...

Выбор Редакции

9 Ава

Тиша бе-Ав или жизнь и смерть с Богом.

«Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло... Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзаконие 30:15, 19).

«Чужак, постигший нашу душу»

Евреи часто гостили в богатом доме Рембрандта: с ними он обсуждал ветхозаветные тексты и учил иврит, их же рисовал на своих библейских картинах. С ними он остался и после банкротства, поселившись в местном гетто, в котором видел теперь и отражение своей судьбы.

 

Путешествия