Израиль и Церковь (II)

Христианство и Новый Завет Исследования
Александр Болотников Просмотров: 7398


Современная христианская дискуссия

Как уже говорилось ранее, идея Израиля как «проклятого» народа укоренилась в первые века христианства.

Однако тема Израиля возникла в новой перспективе, став частью теологии Контрреформации, разработанной католической церковью в XVI веке.*38

У Римско-католической церкви возникла проблема: европейские реформаторы XVI-XVIII веков рассматривали семиглавого зверя из Откровения 13:1-10, а также «небольшой рог» Даниила 7-8, как Папу Римского, антихриста. Иными словами, реформаторы приняли исторический подход к интерпретации апокалиптических пророчеств Даниила и Откровения. Такое историческое мышление в конечном итоге привело к появлению миллеритского движения, давшего начало aдвентистам седьмого дня.
В целях борьбы с ростом Протестантизма еще в XVI в. католические теологи должны были найти способ опровергнуть теорию реформаторов o том, что Папа является антихристом. Эта борьба привела к зарождению футуризма - альтернативного подхода к интерпретации апокалиптических книг Библии.*39

Израиль в футуризме

Футуристы отвергают пророческий принцип «день за год». Вместо этого они буквально принимают период 1260 дней (42 месяца) правления антихриста, описанный в Откровении 13, и относят его ко времени конца. Это делается путем объединения Откровение 13 с текстом в Даниила 9:27, в котором говорится: «И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение».*40

Футуристические теологи видят параллели между периодом 1260 дней в Откр. 13 и второй половиной последней седмины в Дан. 9:27, так как оба временных периода составляют 3,5 года. Поэтому они отделяют эту вторую половину 70-ой седмины, помещая ее в далеком будущем, в конце времени перед Вторым Пришествием Христа. Они называют это временем скорби. Однако церковь сможет избежать последнего дня скорби, потому что будет тайно восхищена.
Одно из основных библейских доказательств этой теории взято из 2 Фессалоникийцам 2:3-4: «Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не] [придет], доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога». «Человек греха» в этом стихе понимается как антихрист, который, как предполагается, должен сесть в храме Божием.*41

Поскольку Храм Божий был разрушен в 70 г. н. э., он должен быть восстановлен для того, чтобы антихрист действительно сел в Храме. Таким образом, единственный народ, который может восстановить Храм, - это, конечно, евреи. Вот как в христианстве снова подняли тему Израиля.
В то время как на ранних стадиях христианского отступничества Израиль был препятствием для церкви в ее преднамеренном отклонении от библейских принципов, в конце Средневековья это новое учение возникло для защиты той же церкви, возникшей из этого отступничества. Теперь евреи понадобились для того, чтобы христиане обрели небеса. В то время как Отцы ранней церкви проповедовали, что Бог проклял евреев за непослушание и отнял у них землю, часть теологов после Средневековья хотели вернуть евреев в их землю, чтобы восстановить Храм в Иерусалиме.
Ниже приводится краткое описание роли Израиля в событиях последних дней в свете футуристической интерпретации:*42

• Евреи вернутся в Израиль и восстановят Храм;
• Антихрист, будучи евреем из колена Данова, придет и сядет в Храме;
• Это даст начало времени скорби;
• Евреи будут обмануты антихристом и примут его как Мессию;
• Церковь будет тайно восхищена на небо, в то время как евреи останутся на Земле страдать от антихриста.
Хотя эта теология сама по себе была очень спорной, создание государства Израиль в 1948 году придало ей мощный импульс. Интересно отметить, что отрывки из пророческих книг, говорящие о том, как Бог возвратит Израиль на землю, футуристы применяют к созданию современного государства Израиль. Они видят это развитие как часть Божьего эсхатологического плана. С другой стороны, футуристы верят, что, как только все евреи будут собраны в Израиле и восстановят Храм, они будут уловлены обманом антихриста. Другими словами, согласно, по меньшей мере, одному ответвлению футуристической теологии, Бог хочет собрать евреев в Израиле только для того, чтобы обмануть их. Такая позиция представляется весьма антиеврейской.
Весь футуристический подход к толкованию апокалиптических книг не основан на Библии. Для многих современных комментаторов Библии очевидно, что идея тайного восхищении, якобы основанная на Матф. 24:40-41 и 1 Фес. 4:16-17, вырвана из контекста. Оба текста говорят о пришествии Христа, сопровождаемом гласом трубы и воскресением мертвых. Идея антихриста, реально сидящего в восстановленном Храме в Иерусалиме, помимо своего откровенного антисемитизма еще и не находит никакой поддержки в Писании.
Ниже приведены примеры несоответствия в футуристической интерпретации эсхатологических событий.
• Футуристические теологи соединяют текст Откр. 13:5, говорящий о 42 месяцах правления, с текстом Дан. 9:27, в котором упоминается о второй половине седмины. Тем не менее, они применяют два различных принципа подсчета времени. 42 месяца они берут буквально, в то время как «половину седмины», то есть 3,5 дня понимают согласно принципу «день за год».
• Футуристические теологи соединяют Откр. 13:5 и Дан. 9:27, но игнорируют параллель между Откр. 13:5 и Откр. 12:7 и 12, где говорится о женщине, скрывающейся в пустыне от дракона, «называемого диаволом и сатаною» (Откр. 12:9) в течение того же периода времени. Согласно тексту Откр. 12 женщина бежит в пустыню, чтобы спрятаться от дракона, потому что он не смог пожрать ее младенца. Соединение этих двух соседних глав в Откровении подрывает их теорию об антихристе, прельщающем евреев, кто примет его как своего Мессию. Откр. 12:17 говорит о драконе, ведущем войну с потомками женщины, «сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа». Очевидно, что этот текст не может говорить о евреях, обманутых антихристом. Более того, 1260-дневный период, в который женщина скрывается в пустыне, произошел до этого. Это означает, что период скорби 3,5 года не предваряет непосредственно Второе Пришествие. На самом деле, в соответствии с текстом Откр. 12, дракон нападает на женщину после того, как ее дитя «восхищено было к Богу и престолу Его» (Откр. 12:5). Поскольку этот текст, безусловно, говорит о вознесении Христа, размещение промежутка времени неопределенной длины между этими двумя событиями не имеет никакого смысла. Таким образом, если показана связь между Откр. 13 и Откр. 12, следует немедленно принять решение поставить под подозрение отделенную вторую половину 70-ой седмины из Дан. 9:27.
• Как уже упоминалось выше, толкование слов о человеке греха или сыне погибели, сидящем как Бог в Храме Божьем, выдавая себя за Бога, описывающее антихриста, сидящего в восстановленном храме в Иерусалиме, безусловно, оторвано от реальности. Те, кто проповедуют такое толкование, не имеют абсолютно никакого понимания ни структуры Храма (где действительно никто не может сидеть), ни иудаизма и его взглядов на восстановление Храма. Фактически, в соответствии с еврейским пониманием, Храм может быть восстановлен только самим Мессией. Поэтому, независимо от желания некоторых футуристов того, чтобы евреи восстановили Храм, они не начнут этот проект до возвращения Мессии. Это может подвергнуть опасности всю футуристическую картину событий последних дней.
• Футуристы утверждают, что семиглавый зверь, антихрист из Откр. 13:1-10, должен появиться за 3,5 года до пришествия Христа, но не имеют никакого последовательного толкования двурогого зверя, описываемого в Откр. 13:11-17, который появляется после семиглавого зверя. Основываясь на тексте Откр. 13, абсолютно невозможно разместить антихриста перед Вторым Пришествием Иисуса Христа, потому что в этом случае не остается места для второго зверя, чье понимание в футуризме очень расплывчато.

Адвентистско-футуристские дебаты и их влияние на тему Израиля

Несмотря на эти несоответствия, футуризм представляет собой серьезную угрозу для теологии адвентистов седьмого дня, одной из немногих оставшихся протестантских групп, которые утверждают, что историзм является правильным методом толкования апокалиптических книг Библии.*43 В действительности, тогда как идея тайного восхищения и 3,5 лет великой скорби в конце времени возникла среди католических богословов, протестанты начали использовать ее в 1840-х и 1850-х годах. В некотором смысле это была протестантская реакция на распространение адвентизма. В конечном счете, это привело к отказу от исторического метода интерпретации книг Даниила и Откровение большинством протестантских групп.

Поскольку идея отделенной второй половины 70-й седмины угрожает подорвать весь исторический подход, то определенно должен существовать библейский ответ на нее. Как было показано выше, параллель между Дан. 9 и Откр. 13 абсолютно искусственна и ущербна, и не вписывается в контекст книги Откровения. Это всего лишь одно из множества библейских доказательств.

Наиболее часто используемое адвентистами седьмого дня опровержение основывается на словах Дан. 9:24: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых». Этот текст понимается так, что евреям дается последний шанс исправить свое непослушное поведение. Поэтому после 70 пророческих недель (равных 490 годам) Бог полностью откажется от Своего завета с народом Израиля.*44

На основании текста Дан. 9:25, дающего дату начала периода 70 седмин, испытательный срок для евреев закончился в 34 году нашей эры событием, известным как побивание камнями Стефана, описанного в Деян. 6-7. По этой причине, поскольку Бог, в конце концов, разорвал Свой завет с Израилем, евреи больше не избранные и практически не существуют. Впоследствии любое пророчество, говорящее о Божьей верности Израилю, должно применяться к Церкви, в то время как любое пророчество, говорящее о возвращении народа Израиля на свою землю, является условным. Таким образом, создание государства Израиль не имеет библейского значения и не играет никакой роли в событиях последних дней.
Хотя правда, что многие пророчества, говорящие о возвращении народа Израиля в Землю следует понимать в их историческом контексте, (то есть в контексте возвращения из Вавилонского пленения), это не означает, что народ Израиля должен рассматриваться как несуществующий. Напротив, Иеремия в своей книге ясно говорит: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет» (Иер. 31:31).
Слова «Израиль» и «Иуда» в этом стихе не могут быть применены к церкви. Текст говорит не о «завете», но о «новом завете». Слово «новый» здесь означает, что в некоторый момент времени существовал завет, который считается «старым».

Невозможно заключить новый завет с человеком, который не является одной из сторон старого завета. Вот почему слова Иеремии 31 цитируются в Послании к Евреям, которые были одной стороной в Ветхом Завете. Церковь никогда не была участником Ветхого Завета между Богом и Израилем на Синае. На самом деле Иеремия 31:32 говорит: «не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили». Поскольку церковь тогда не существовала, она не могла бы нарушить завет, который имеет в виду Иеремия. Когда мы рассматриваем это конкретное пророчество, оно определенно выглядит так, что Бог действительно намерен дать Израилю второй шанс, и хочет поместить Свои заповеди в сердцах евреев.
Притом, что 70 седмин (490 лет) действительно закончилась спустя 3,5 года после распятия - в год побивания камнями Стефана, - в тексте Дан. 9:24 нет ничего того, что могло бы явно говорить о том, что проповедь Евангелия иудеям была остановлена и переключилась на язычников. Напротив, вся причина побивания камнями Стефана заключалась в том, что ряд синагог были злы на него, потому что он привел евреев к принятию Иисуса.

История Стефана начинается с утверждения: «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере » (Деян. 6:7). Более того, несмотря на преследования, последовавшие за побиением Стефана, книга Деяний говорит нам: «Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев» (Деян. 11:19).
Иными словами, в то время как проповедь Евангелия была остановлена в Иудее из-за преследований со стороны руководителей Храма и фарисеев, распространение этой вести только началось в еврейской диаспоре. Теологи часто упускают из виду, что в I веке более 60% евреев жили за пределами Иудеи в разных провинциях Римской и Парфянской империй. Согласно Деян. 11:20-26 евреи из диаспоры на Кипре и Киринеи пришли в Антиохию и поделились благой вестью с эллинистами, проживавшими там. Тогда левит по имени Варнава был послан «еврейской церковью» в Иерусалиме, чтобы помочь в создании церкви в Антиохии, где верующие впервые стали называться «христианами».
70-недельный период, описанный в Дан. 9:2, должен рассматриваться в контексте всего пророчества Дан. 9:24-27, сообщающего о прекращении функции Храма в Иерусалиме. Фактически 9 глава начинается с молитвы Даниила «в посте и вретище и пепле», который, основываясь на видении, записанном в главе 8, думает, что Храм не будет восстановлен в течение еще 2300 лет. Ответ, полученный Даниилом, фокусируется на Храме и на теократическом храмоцентричном государстве Израиле и его столице, Иерусалиме. Даниил убеждается, что Храм будет восстановлен в соответствии с Указом Артаксеркса в 457 г. до н. э.

70 седмин были даны для этого теократического государства для выполнения своей миссии. Мы видим, что в середине 70-ой седмины прекратится жертва. Последователи Иисуса понимали, что это указывает на Его смерть, сделавшую жертвоприношения ненужными.

В пророчестве Даниила сказано, что жертвоприношение прекратится, а Храм и Иерусалим будут разрушены. Это буквально произошло в 70 г. н. э. В этом отрывке мы не сможем найти никаких упоминаний об отвержении Богом еврейского народа. Скорее мы видим сверхъестественное избавление тех евреев, которые приняли Иисуса незадолго до разрушения Храма.

В известном смысле использование Дан. 9:24 и особого антиеврейского толкования с целью опровержения футуристической теологии представляет собой повторение суперсессионизма Отцов ранней церкви. Такая позиция в действительности создает конфликт с другими значительными доктринами адвентистской церкви, хотя и кажется, будто она защищает историческое толкование апокалиптических книг.

Церковь Адвентистов седьмого дня с момента своего создания использовала исторический подход к интерпретации Откровения 13:1-10 и его семиглавого зверя как папства. Если церковь заменила Израиль после 34 г. н. э., это означает, что это «истинный Израиль» изменил библейскую субботу и ввел множество лжеучений.
Более того, идея, будто проповедь Евангелия евреям прекратилась после побивания камнями Стефана, противоречит не только истории, описанной в книге Деяний, но также ставит под угрозу всю защиту субботы в Новом Завете. Другими словами, адвентисты используют тексты из книги Деяний, такие как 13:14, 42; 17:3 и 18:4, чтобы продемонстрировать, что после смерти Иисуса Его ученики продолжали соблюдать субботу. Обратите внимание, что эти стихи являются частью истории о Павле, который во всех своих миссионерских поездках начинал проповедовать в синагогах, где всегда находил евреев, посетителей-эллинов и прозелитов, принимавших его весть.
Игнорируя эти факты и настаивая, что после 34 г. н. э. Евангелие перестало проповедоваться евреям, ставит под угрозу все аргументы в пользу субботы, поскольку это поддерживает концепцию, что всё «еврейское» было неугодно Богу, и что Бог изменил Свое отношение к идолопоклонству язычников.

Напротив, данные из книги Деяний указывают на множество евреев, принявших весть Павла в Фессалонике (Деян. 17:1-4), Афинах (Деян. 17:10-13) и в Ефесе (Деян. 18:19-20; 19:8-10). В действительности книга Деяний указывает, что в Афинах евреи в синагоге приняли Павла гораздо более благосклонно, чем греки в Ареопаге (Деян. 17:19-32).
Даже в Коринфе, где многие евреи из местной синагоги противостояли Павлу, и он вынужден был сказать им: «кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам» (Деян. 18:6), он покинул синагогу вместе с Криспом, который был «начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим, и многие из Коринфян» (Деян. 18:8) .

Это подчеркивает важный факт: в большинстве случаев, описанных в книге Деяний, проповедь Евангелия в разных городах Римской империи начиналась с евреев и прозелитов в местных синагогах. Эти группы последователей Иисуса служили семенами для дальнейшего развития церквей в этой области. Их понимание твердых принципов учения и знакомство с Еврейскими Писаниями было чем-то таким, на что рассчитывали руководители церкви в Иерусалиме.
Поэтому Писание не поддерживает такое толкование Даниила 9:24, которое использовали в прошлом многие адвентисты. Евреи играли важную роль в распространении Евангелия за пределами Иудеи. Они играли важную роль в сохранении знания иврита в течение последних двух тысячелетий. Они сохранили знания о субботе в то время, когда папские преследования почти полностью уничтожили те христианские общины, которые остались ей верны.

Пророчество о 70 седминах касается исключительно того, что миссия храмоцентричного теократического государства Израиля, изложенная в Ветхом Завете и описанная в послании к Евреям 8 и 9, закончена. Это абсолютно не может оправдывать толкование, будто евреи как народ должны быть списаны.

 

Окончание следует.

 

Александр Болотников,
Директор Научно-исследовательского Центра "Шалом",
Доктор богословия

 

Изображение: A disputation between Jewish and Christian scholars, (1483).


38 В Контрреформации, после Трентского Соборa, кардинал Беллармин (1542-1621) и Бласиус Виегас (1554-1599), португальский иезуит, в качестве своей контринтерпретации сообщили мнение, что отмена, или упразднение «ежедневной жертвы», былa протестантской отменой мессы. Кардинал Беллармин добавил, что еврейский антихрист, которому еще надлежит прийти, будет способствовать дальнейшей отмене ежедневной, или постоянной, жертвы - мессы. Таким образом, представители как Реформации, так и Контрреформации, в обвинениях и контробвинениях связывали «ежедневную жертву» с истинной и ложной жертвой и священством Христа, и истинным поклонением Богу. Утверждение одного было антитезой другого, но оба определяли «ежедневную жертву» как поклонение Богу. Ср. Комментарий АСД, т. 4.

39 Там же.

40 John Wolvood, The Revelation of Jesus Christ: A Commentary (Chicago, 1966).

41 Cр. Hal Lindsey, There's a New World Coming (Santa Ana, CA: 1973).

42 ТакиеинтерпретацииможнонайтивБиблииСкоуфилда (Scofield Reference Bible, Oxford University Press: 1917).

43 О подробном анализе различных подходов к толкованию апокалиптических книг Библии см. Kenneth A. Strand Foundational Principles of Interpretation, in Symposium on Revelation, book 1, Frank Holbrook, Ed., (Biblical Research Institute General Conference of Seventh-day Adventists, Silver Spring, MD, 1992).

44 Hans K. LaRondelle, The Israel of God in Prophecy: Principles of Prophetic Interpretation (Andrews University Press, 1983).

 

Комментарии  

+1 # михаил 16.08.2013 14:47
Шалом Александр!Прочи тал все три части и полностью согласен,у меня такое же видение.К римлянам 11 гл.Павел говорит ясно по этому вопросу.И притом какая-то тайна скрыта для израиля,и их не принятие это нам язычникам спасение,до времени пока войдёт полнота язычников,может Даниил и запечатал эту тайну до конца времени,а также все пророческие смыслы.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Андрей Андрей 12.08.2016 17:31
Многое из сказанного верно, но все же не следует забывать, что теперь церковь является царством священников и святыми Божьими, чем раньше был Израиль. Данное утверждение кажется несправедливым: "Если церковь заменила Израиль после 34 г. н. э., это означает, что это «истинный Израиль» изменил библейскую субботу и ввел множество лжеучений".
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору

Добавить комментарий

Правила комментирования просты: стиль дворянского общения. Это значит не "тыкать" незнакомым участникам, не высказывать что-либо в обидном тоне, не пользоваться крепкими выражениями и считать других умнее себя.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.


Защитный код
Обновить

Обсуждения

  • Природа Божества: один или един?

    • Редактирую по вашей просьбе цитатой из Торы: СЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ, БОГ - ВСЕСИЛЬНЫЙ ...
       
    • Вы это о чем, уважаемая? Статья посвящена исключительно оригиналу!
       
    • В подлиннике 1-й заповеди и для обозначения Бога, который вывел из земли Египетской ...

Вход на сайт

 

Недельная глава

Брейшит / Бытие | Толдот תולדות

Толдот

Бытие 25:19:-28:9

Обзор Недельной главы

Подробнее...

Выбор Редакции

О евреях, христианах и сережках

Сага о спасении еврейских детей в Англии

Вскорбной истории Холокоста шесть миллионов страниц, и какую ни открой – везде боль и ужас. Но есть в этой истории одна глава, листая которую испытываешь противоречивые чувства. Как в знакомой нам песне, это – радость со слезами на глазах.

 

Путешествия