Притча о Богаче и Лазаре

Христианство и Новый Завет Исследования
Александр Болотников Просмотров: 23802


Притча о Богаче и Лазаре. Истолкование

Одним из интересных и часто встречающихся вопросов является следующий: «Как понимать притчу о богаче и Лазаре»?

Поскольку актуальность этого вопроса для наших читателей весьма высока, мы решили опубликовать истолкование притчи о Богаче и Лазаре не в рубрике «Вопрос-ответ», а в разделе «Исследования» и поместить истолкование на главной странице. Итак, Богач и Лазарь.

Редакция «Борух».

Приведем вначале саму притчу.

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лук.16:19-31).

Читая традиционные христианские истолкования притчи о Богаче и Лазаре, мы можем очень явно заметить, как происходит подмена понятий и как библейские тексты подгоняются под традиционные представления.

Согласно традиции особенно сильной в восточном христианстве, после смерти человека его тело разлагается в могиле, а его душа отправляется либо в адские муки, либо в рай. Содержание притчи о богаче и Лазаре не соответствует этим представлениям. Так, в частности, богач, находящийся в огне, просит Авраама, чтобы тот послал Лазаря омочить перст в воде и помазать ему язык. Если по традиционным представлениям в раю душа Лазаря, а в аду – душа богача, то откуда у Лазаря палец, а у богача язык?!

Явно видно, что богач страдает как душой, так и телом. Это соответствует описанному в Мф 10:28: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Матф.10:28).

Явно также, что телесные и душевные страдания описаны и в другом месте Евангелия: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Матф.5:29,30).

Согласно записанному в Евангелии от Матфея мы видим, что наказания в геенне огненной не могут происходить сразу же после смерти человека, ибо мы знаем, что тело всякого умершего находится в могиле. Соответственно для того чтобы тело вместе с душой попали в геенну огненную, необходимо воскресение, о чем говорит Евангелие от Иоанна, 6 глава и Даниил, 12 глава.

«Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день» (Иоан.6:39).

«И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда» (Дан.12:2,3).

Точно такая же картина представляется нам Иисусом в Евангелии от Матфея, 25 глава, где Сын человеческий, придя с ангелами на землю, вершит суд и разделяет человечество на две категории: одних приглашает наследовать царство, других отправляет в огонь. Читая эти библейские тексты, мы однозначно можем говорить о том, что воздаяние человеку совершается не после его смерти, а когда «многие из спящих в прахе земли пробудятся». Тогда будут отправлены не только души грешников, но и их тела в геенну огненную – «другие на вечное поругание и посрамление». Читая рассказ о богаче и Лазаре, мы однозначно можем заключить, что богач страдал телом, соответственно это могло происходить только после события, которое Евангелия называют как Второе пришествие.

Именно поэтому Авраам говорит богачу о том, что уже невозможно отправлять Лазаря благовествовать братьям. И по-другому быть не может. В Евангелии от Луки, 16 глава, Авраам отказывается сообщить родственникам богача о том, какая судьба была уготована их брату. Если муки богача имели бы место после его смерти, то отказ Авраама выглядел бы абсолютно нелогично. Получается, что, осознав свое положение, богач хочет сделать все, чтобы его братья покаялись, а Авраам не дает им никакого шанса и никакой альтернативы. Получается, что Бог не желает, чтобы грешники каялись. Если же, как мы это обосновали, богач страдает в геенне огненной, имеющей место после «пробуждения спящих», то становится ясно, что в этой ситуации каяться поздно. И тогда Авраам прав: если кто-то всю жизнь читал закон и пророков, и не покаялся, то в «конце времени», о котором пишет Даниил, сделать это уже будет поздно.

Но история о богаче и Лазаре не зря называется притчей. В частности, имя Лазарь выбрано абсолютно не случайно. В Евангелии от Иоанна описано, как Иисус воскресил своего друга Лазаря, после чего первосвященники сначала приняли решение устранить Иисуса; а в 12 главе сказано, что они решили убить и Лазаря. Как и в традиционных раввинских притчах, герои и образы притчи Иисуса являются символом какой-то реальности. На основании 11 и 12 глав Иоанна мы видим, кого символизируют богач и братья. Они символизируют саддукеев и храмовую элиту, на которых увиденное воскресенье Лазаря никак не повлияло.

Религиозная элита Иудеи, изображенная в образе богача, всегда говорила о том, что им уготована участь в мире грядущем. Бедняк-трудяга не имеющий возможности посвятить всю свою жизнь изучению Торы, по их пониманию должен непременно сгореть в Гехиноме (геенне). Однако же, Иисус изображает участь своего безвременно погибшего друга, явно не из богатой семьи, лежащим на груди отца Авраама. Тогда же, как всю эту гордую самоуверенную элиту ожидает наказание в геенне огненной. Обращаясь к Синедриону и к первосвященнику Каиафе, судившему его, Иисус говорит об этом абсолютно прямо. «Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мар.14:61,62).

Основная ошибка интерпретаторов истории о богаче и Лазаре заключается в том, что богач попадает в огонь сразу после своей смерти.

Иисус же уподобляет смерть сну. «Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (Иоан.11:11). Человек, спящий смертным сном, не имеет ощущения времени. Богач, попавший в огонь возмездия, не знает, сколько времени он находился в могиле. Для него промежуток времени между его смертью и возмездием является мгновением. Поэтому, очутившись в огне, он думает, что его братья живы.

Многие читатели истории о богаче и Лазаре не желают признать ее притчей. Однако элемент притчи здесь явно присутствует.

Во-первых место, куда попадает Лазарь, не называется раем или новой землей, а называется лоном Авраама.

Во-вторых, нигде не сказано, что, оказавшись в огне возмездия, грешник будет иметь возможность вести разговор с Авраамом. И вообще, на каком основании Аврааму дано право воскрешать из мертвых и разговаривать с грешниками, горящими в огне?!

Все это указывает на то, что история о богаче и Лазаре является притчей, символизм которой объяснен выше.

 

Александр Болотников,
Директор Научно-исследовательского Центра "Шалом",
Доктор богословия

 

Изображение: Богач и Лазарь. Фрагмент гравюры Доре

Метки: Богач и Лазарь, притча о богаче и Лазаре

Комментарии  

0 # Дмитрий 08.11.2013 10:10
История о богаче и Лазаре, рассказанная Иисусом фарисеям, однозначно является притчей, поскольку имеет в своей основе иносказание.
То есть, мы не можем понимать её буквально.
Эта история является очень содержательной и полезной для "наставления в праведности".
Начать, хотя бы, с того, что "богач, который пиршествует блистательно" - символизирует Израиль,котором у Бог даровал полноту знания о Себе .
А "Лазарь, лежащий у ворот" богача - суть окружающие языческие народы.

"Богачу" была поручена миссия - распространять Свет, полученный им от Бога, но, как известно, этого не произошло, и "Лазарю", желающему напитать своё "чрево" Хлебом Жизни со стола богача, в итоге, доставались лишь крохи.

Однако, для Бога ценно это самое стремление в человеке заполучить Хлеб небесный. Именно поэтому плотской Израиль, не выполнивший свою задачу,
отвергнут и, как следствие, погибает, а язычники, стремящиеся познать Творца, - спасаются.

Итог притчи только усиливает "приговор" Авраама: когда Иисус "из мертвых воскрес", Израиль все равно не поверил.

...до сего дня...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+2 # Сергей Рыбачок 11.12.2015 11:39
Вы пишете: "плотской Израиль, не выполнивший свою задачу, отвергнут и, как следствие погибает..."?
В Еф 2:12-19 Павел ясно говорит, что общество Израильское- это общество святых, домашних Богу (ст.19) и ему принадлежат обетования. А язычники, т.е. не иудеи, не имеют обетований, а значит и надежды, и есть безбожники в мире (ст.12) И только благодаря Мессии, по его благодати (ст.8) обратившиеся из язычников стали согражданаями обществу Израильскому и родными Богу (ст.19)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Дмитрий 11.12.2015 13:33
Конечно, погибает.
Вспомните другую притчу Иисуса, где Он говорит:
" Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их."
Это сказано об Израиле, для которого Бог издавна приготовил брачный пир, но они не захотели участвовать в нем.
Иисус сказал фарисеям:
"...сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;"
О каком народе идет речь?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+1 # Альманах "Борух" 08.11.2013 11:44
По поводу иносказательног о толкования Писания мы говорили тут.http://boruh.info/otkryvaya-knigu/vopros-otvet/vopros-otvet-2/445-spor-o-moiseevom-tele

Благословений!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+1 # Дмитрий 08.11.2013 12:19
Цитата:
По поводу иносказательног о толкования Писания мы говорили тут.]

Благословений!
[quote name="Альманах "Борух""]По поводу иносказательног о толкования Писания мы говорили тут. u>http://boruh.info/otkryvaya-knigu/vopros-otvet/vopros-otvet-2/445-spor-o-moiseevom-tele

Благословений!

Спасибо за ответ!
Все же остается вопрос:
Если Лазарь - это тот самый человек, брат Марфы и Марии, которого воскресил Иисус, то почему он представлен в притче, как нищий, да еще и в струпьях? И что это за псы, которые лизали (лечили(?)) Лазаря?

Да и можем ли мы сравнивать воскресение Лазаря с воскресением Иисуса? Ведь вера в воскресение Лазаря никого не спасает от вечной смерти в огне неугасимом...

С уважением, Дмитрий.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+1 # Андрей 11.07.2014 16:52
Прекрасно! Лучшее изложение вряд ли где-то увидишь. Цитата:
Для него промежуток времени между его смертью и возмездием является мгновением.
Ну это понятно, да , а вот вывод сделанный из этого не совсем —Цитата:
Поэтому, очутившись в огне, он думает, что его братья живы.
В остальном все идеально. Спасибо.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+1 # Павел 25.07.2014 07:25
Цитата:
Если по традиционным представлениям в раю душа Лазаря, а в аду – душа богача, то откуда у Лазаря палец, а у богача язык?!
Таким, образом можно спросить: откуда у Вс-вышнего руки и ноги?

Цитата:
Во-первых место, куда попадает Лазарь, не называется раем или новой землей, а называется лоном Авраама.
Разве Йешуа Мессия не был иудеем, которые веруют, что душа праведных попадает к праведным, после своей смерти?

А также, если Йешуа говорил притчу, то он предупреждал, что сказал притчу, или уже евангелисты поясяли. И ещё один важный момент, в притчах Йешуа, как правило, отсутствуют конкретные имена, а здесь мы видим, обратное.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Bogdan 08.01.2015 20:22
"Таким, образом можно спросить: откуда у Вс-вышнего руки и ноги?"

Это антропоморфизмы , и тексты где говорится что у Бога есть мышцы и язык, и т.д. нельзя понимать буквально.
Также само и в притче, нельзя ее понимать буквально.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+2 # Игорь M 17.12.2015 10:10
Мне не понятно, почему богач говорит с беспокойством о пока еще живых братьях, когда в вашем комментарии предполагается, что Иисус говорит о конце времен, т.е. о Суде.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
-2 # гена 24.04.2016 13:54
До тех пор пока человечество не откроет тайну запечатанной книги ОТК.5:1.,будут возникать вопросы и на эти вопросы будут даваться ответы в меру своего воображения.Тол ько открыв тайну Библии от начала сотворения мира,до аминь в откровении последовательно ,люди смогут познать истину.Познав истину,отпадут все вопросы на которые нужно будет давать ответы.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # гена 24.04.2016 14:04
Только открыв тайну Библии ОТК.5:1.люди смогут познать истинность притчей.А пока все ответы на поставленные вопросы не более-чем догадки.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
-3 # Сергей Кафанов 24.08.2016 03:14
Очень своеобразное толкование но такие заявления как по другому не может быть они настораживают. Насчет перста и языка. Христос явился перед учениками ел перед ними мед и хлеб. Явился в новом теле. И у него были новые персы и новый язык прославленного тела. То есть богач и Лазарь были в новых телах. По поводу братьев Богач беспокоиться потому что знает что они живы и они на Земле. Если бы это ситуация было бы после Судного дня то братья должны были быть тоже в каком-нибудь из мест в раю или в аду. А мы видим что они еще в этой жизни и Авраам говорит ему чтобы братья слушали Моисе я и пророков то есть то же самое время когда богач в аду. И этой историей Иисус показывает и реальность существования ада и Рая и там нигде не сказано что это притча
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
-1 # Валерий П. 17.11.2016 23:37
Дмитрий
Конечно, погибает.
Иисус сказал фарисеям:
"...сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;"
О каком народе идет речь?

Речь здесь явно идет о народе, который -по теме данной притчи - внимательно прослушал на ЮтьЮбе видеолекции автора данной статьи. Правда?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Геннадий 12.11.2017 15:04
Здравствуйте все!
Думаю в пользу притчи говорит следующее.
Сначала Иисус говорил: "потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;" (Мат 13:13)
А уже после вечери Христос сказал: "Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце." (Ин 16:25)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Геннадий 12.11.2017 15:33
Кроме этого, насколько я знаю, в Библии нет подтверждения тому, что после смерти из человека выходит и начинает самостоятельно существовать какая-то его сознательная сущность, но много текстов говорит, что этого не происходит. Однако, говорится четко, что между воскресением к оправданию праведных и воскресением к осуждению нечестивых бдет тысячелетний период.
Следовательно, вывод о том, что слова Христа об общении некого богача с неким Лазарем не притча - это личный выбор верующего, не имеющий подтверждения в Библии.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору

Добавить комментарий

Правила комментирования просты: стиль дворянского общения. Это значит не "тыкать" незнакомым участникам, не высказывать что-либо в обидном тоне, не пользоваться крепкими выражениями и считать других умнее себя.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.


Защитный код
Обновить

Обсуждения

  • Природа Божества: один или един?

    • Редактирую по вашей просьбе цитатой из Торы: СЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ, БОГ - ВСЕСИЛЬНЫЙ ...
       
    • Вы это о чем, уважаемая? Статья посвящена исключительно оригиналу!
       
    • В подлиннике 1-й заповеди и для обозначения Бога, который вывел из земли Египетской ...

Вход на сайт

 

Недельная глава

Брейшит / Бытие | Толдот תולדות

Толдот

Бытие 25:19:-28:9

Обзор Недельной главы

Подробнее...

Выбор Редакции

Памятник

Солнечным апрельским днем мы с мужем гуляли по Подолу, весеннему Киеву, словно охваченному ароматным кружевом цветущих деревьев. Все дворы и обочины сияли ярко-белыми и нежно-кремовыми красками свежести и праздника, звучало птичье пение, солнечные лучи рассыпались в воздухе и заставляли щуриться то ли от света, то ли от счастья.

Правда о Биробиджане

Правда о Биробиджане: «свинцовые мерзости» имперского антисемитизма

24-го октября 1795-го года была подписана третья конвенция, по которой к России отошли польские земли восточнее рек Буг и Неман.

 

Путешествия