Почему пошли в большевизм: горькие уроки истории

Иудаизм и ТаНаХ Память
Александр Болотников Просмотров: 3840

Штурм Зимнего дворца
Штурм Зимнего дворца
…и злословящих тебя прокляну (Бытие 12:3)

Когда я учился в старших классах в годы перестройки, мне очень часто приходилось слышать о том, что огромный процент среди революционеров и чекистов составляли евреи. Интересно, что в хрущевские и брежневские годы разгула советского государственного антисемитизма и антисионизма, эти факты не упоминались.

Однако же при Горбачеве и в лихие девяностые, когда правда о злодеяниях большевиков стала известна, сразу же выяснилось, что Свердлов, Каменев, Зиновьев, Троцкий, Урицкий и другие деятели ленинского правительства и большевицкой партии на разных уровнях власти, оказывается были евреями. Начали даже поговаривать о том, что и сам Ленин был евреем. (Это не совсем так. Только дед его матери Марии Александровны Ульяновой был евреем, крещенным в православии.) Именно поэтому христиане часто удивляются откровенному атеизму сегодняшних советских евреев, которые являются внуками и правнуками революционеров начала 20-го века. Данная статья является предисловием к историческому очерку, опубликованному ранее на http://www.sem40.ru/.

К большому сожалению, об истории евреев Российской империи знают очень немногие. Однако именно исторические процессы, происходившие в России 19-го века повлияли на то, что в США образовалась самая большая еврейская диаспора новейшего времени. Но все начиналось гораздо раньше, в конце 14-го века.

Вновь образованная уния Королевства Польского и Великого Княжества Литовского, известная как Речь Посполитая, открыла свои двери для евреев, которых гнали со всех городов Рейнской Долины и других стран Западной Европы. Польским королям, несмотря на протесты Католической церкви, было экономически выгодно заселить евреями свои восточные территории, которые достались им от разоренных Татаро-Монголами княжеств бывшей Киевской Руси. В отличие от городов Западной Европы, где евреев селили исключительно в огороженные стеной гетто, правители Речи Посполитой давали евреям землю под местечки. И если герцоги и епископы в западноевропейских городах периодически то давали евреям право селиться, то изгоняли из своих владений, то в Польше и в Литве власти евреев не притесняли. Именно поэтому к концу 18-го века в землях Речи Посполитой проживали более шести миллионов евреев, то есть около трети населения. Причем на территории нынешней Белоруссии во многих даже крупных городах, проживало более сорока процентов еврейского населения.

Однако на протяжении трех столетий Речь Посполитая и Царство Московское были непримиримыми врагами. Причиной этой вражды была попытка Рима использовать польских католиков для насаждения католицизма в православной России. Однако же к концу 18-го века чаша весов твердо склонилась в сторону Российской Империи. К 1795 году Польша была разделена между Россией, Пруссией и Австрией, причем абсолютное большинство еврейского населения оказалось на территории Царской России. И вот тут для тогдашней русской элиты возникла проблема. Они хотели владеть Польшей, но евреи им были как кость в горле. В 19-м веке в странах Западной Европы евреи после многих веков бесправия обрели равные гражданские права такие, право на образование, право на межнациональный брак, право на работу, право на владение собственностью и свободное проживание. В Николаевской России, однако же, все происходило по обратному сценарию. Евреям стали гражданами второго сорта. Им ограничили свободу передвижения, принудив их проживать в своих местечках за так называемой черной оседлости, где экономика не развивалась. Когда в степях Потемкинской Новороссии были обнаружены залежи каменного угля и англичанин Хьюз начал строить шахты, евреям запретили на них работать. В Российской Империи 19-го века еврею можно было поступить в университет только при условии, принятия православия и полного отказа от своего еврейства. При Николае I еврейскую молодежь из бедных местечек на территории современной Беларуси непропорционально «забривали» в рекруты. В армии над ними производились преднамеренные издевательства с целью обратить их в православия. Их часто избивали. Несмотря на то, что многие евреи Российской армии геройски сражались за свою новую родину, их практически не повышали в чинах, ущемляя в жаловании.

При Александре II отношение к евреям начало меняться. Известный как государь-освободитель Александр II начал реформы, которые коснулись и евреев. Однако в 1881-м году царь был убит террористами из организации Народная Воля. Следует заметить, что среди убийц народовольцев не было ни одного еврея. Однако же, как указано в ниже приведенном материале идея переложить ответственность за цареубийство на нехристей-евреев наиболее вероятно принадлежит оберпрокурору Синода Победоносцеву. Я не удивлюсь если, будучи отъявленным сторонником абсолютной монархии, Победоносцев сам мог поддерживать народовольцев. Ведь Александр II планировал провести реформы, ограничивающие власть монарха, а Победоносцев и все, разделяющие его взгляды говорили, что это будет началом конца России.

Проблема заключалась в том, что российские консерваторы конца 19-го века совершили роковую ошибку, возложив на евреев вину и, таким образом, втянув их в свои политические игры. Сама идея о том, что собственный русский народ не мог убить своего государя, а потому сие сделали злые евреи, являлась пропагандистской и лживой. В результате погромов, происходивших при Александре III и Николае II 2 миллиона евреев покинули Россию, переселившись в США и в Османскую Палестину. Тем же у кого на переселение денег не было – терять было нечего. Именно на таких людей и рассчитывал Ленин после поражения революции 1905-го года. К евреям он обратил свой манифест, в котором обещал им равноправие и свободу. Вот почему представители беднейших слоев российского еврейства, закаленные в боях с погромщиками влились в ряды Большевиков. Безысходность и бесправие толкнули людей на крайние меры. Результат – победа Октябрьской революции.

 

Александр Болотников

 


 

Самооборона против еврейских погромов в России

Еврейские дружины, давшие в Российской империи начала XX века отпор черносотенцам, позже стали основой израильской армии

Первая волна погромов прокатилась по России в 1881—1882 годах и вызвала шок в российском еврействе, до той поры убежденном, что правительство не допустит разгула черни и примет меры по защите еврейских граждан.

Действительность полностью разрушила эти иллюзии — погромы в значительной степени были организованы самими властями, армия и полиция не только не пресекали налеты погромщиков, но всячески поддерживали их, а зачастую и сами принимали участие в убийствах, грабежах и насилии.


Потрясением стали документальные свидетельства — сотни убитых, тысячи разграбленных еврейских домов и предприятий, малолетние дети, разорванные на куски, изнасилованные женщины.

Царская Россия была классической страной еврейских погромов; погром стал, по выражению историка Семена Дубнова, «постоянным государственным институтом» империи.

Убивай и властвуй

Еврейские погромы рассматривались царем как проявление народной поддержки режима. Организуя их, власти стремились показать всему миру, что в оппозиционном движении участвуют только евреи, а русский народ лоялен самодержавию.

Погромщики были уверены, что бить евреев приказал сам царь, и нередко получали от местной администрации заверения, что они не будут отвечать за свои преступления перед судом. Как докладывал тогда губернатор Нижегородской губернии, «...в народе сложилось убеждение в полной безнаказанности самых тяжелых преступлений, если только таковые направлены против евреев».

Евреи при Романовых были загнаны в гетто, носившее название «черты оседлости», пересечение которой считалось уголовным преступлением. Евреям было запрещено владеть землей, они не могли поступить на государственную службу, процентной нормой были жестко ограничены возможности для получения образования.

Впрочем, и эти дискриминационные меры казались недостаточными русским националистам — лидеры черносотенных партий, представленных в Государственной Думе, при полной поддержке правительства и силовых структур добивались все новых ограничений прав еврейского меньшинства.

Призывы к массовым убийствам евреев открыто публиковались в черносотенной прессе. Центральный орган «Союза русского народа» — финансировавшаяся властями газета «Русское знамя» — писала: «Правительство обязано признать евреев народом, столь же опасным для человечества, сколь опасны волки, скорпионы, гадюки, пауки ядовитые и прочая тварь, подлежащая истреблению за свое хищничество по отношению к людям и уничтожение которых поощряется законом... Жидов надо поставить искусственно в такие условия, чтобы они постоянно вымирали: вот в чем состоит ныне обязанность правительства и лучших людей страны».

Известный монархист Василий Шульгин впоследствии констатировал: «Идеи Гитлера были за много лет раньше взлелеяны в блистательном Санкт-Петербурге, в газете, именовавшей себя "Русское знамя"».

Сионизм возник как отпор «черной сотне»

Кровавый погромный разгул привел к глубоким идейным изменениям в российском еврействе: в нем стало зарождаться национальное движение — сионизм.

Отряды самообороны как часть этого движения стали прямым ответом на террор, и первым фактором, способствовавшим самоорганизации, стал высокий уровень грамотности евреев — по этому показателю они занимали первое место среди всех народов Российской империи. Образованный слой российского еврейства, получавший образование в западноевропейских университетах, уже не собирался мириться с насилием и средневековыми дискриминационными ограничениями.

Вторым по важности фактором стало то, что практически все евреи-мужчины проходили срочную службу в русской армии, где они получали навыки владения оружием и опыт ведения боевых действий.

Первые отряды еврейской самообороны возникли 3—5 мая 1881 года во время погрома в Одессе. Их организовывали студенты университета, но костяком отрядов стали ломовые извозчики и мясники — вообще, физически развитых людей труда в еврейской среде было много. Вооружившись топорами, дубинками и железными прутами (лишь у некоторых были пистолеты), они не пропустили толпы погромщиков в еврейские кварталы. Против этого стихийного ополчения власти выставили регулярные войска и полицию, в ходе столкновений было арестовано более 150 бойцов еврейской самообороны.

Среди схваченных дружинников был и студент Владимир Хавкин. В сегодняшней России его имя мало кому известно, но во всем мире память о нем чтят — доктор Хавкин вошел в историю как создатель вакцин против холеры и чумы, спасших миллионы человеческих жизней.

Весной и летом 1881 года, когда по югу и юго-востоку Украины прокатилась волна погромов, отряды самообороны возникли еще в нескольких населенных пунктах: вооруженная дубинками еврейская стража встречала на вокзале поезда с так называемой босоногой командой — шайками уголовников, которых власти возили по городам и местечкам Украины и заранее снабжали адресами домов, принадлежавших евреям.

В расположенной близ Одессы Балте, где евреев проживало значительно больше, чем христиан, с началом погрома стихийно образовался отряд грузчиков, извозчиков и подмастерьев. Они обратили погромщиков в бегство и заставили их спрятаться в здании пожарной команды; даже получив помощь от полицейских и солдат, которые стали разгонять евреев, погромщики не решились продолжать побоище. Лишь после того, как в Балту стянулись тысячи украинских крестьян из окрестных сел, еврейские кварталы города были разгромлены.

Хотя власти подавали погромы как стихийное движение русских патриотов, за погромщиками стояли весьма влиятельные официальные лица. Так, погромом в Ростове-на Дону, в ходе которого были зверски убиты 176 евреев, а более 500 ранены, руководили городской полицмейстер Прокопович, городской голова Хмельницкий, гласный городской Думы присяжный поверенный Севастьянов (впоследствии — председатель Ростовского отделения Союза 17 октября), коллежский секретарь Кирьянов (будущий глава Ростовского отделения Союза русского народа) и купец Чириков.

Сценарии погромов, прокатившихся по всей стране, были однообразны. В толпах погромщиков преобладали черносотенцы, уголовники, бродяги — люмпены, вооруженные дубинами, ломами, топорами, огнестрельным оружием. По мере движения толпы к ней присоединялись городские обыватели. Накачавшись водкой, орава шла по заранее известным адресам еврейских домов, торговых и промышленных предприятий. Предварительно казаки и войска расчищали толпе путь, расстреливая и разгоняя еврейских дружинников.

Толпа останавливалась у предназначенных к разгрому домов и магазинов и при криках «шапки долой!» и «ура!» помогала громилам уничтожать и расхищать имущество.

Еврейские магазины и жилища громили по определенному плану: в толпах погромщиков были группы по 10—15 человек во главе с десятниками. Сначала громили часовые и ювелирные магазины, затем — готового платья, обувные и мануфактурные, потом мебельные, посудные и музыкальные.

Впрочем, распаленные погромщики уже не различали, кому принадлежат лавки и магазины; зачастую их случайными жертвами становились русские купцы и промышленники.

За погромщиками шли обыватели и крестьяне из окрестных сел, на подводах вывозившие награбленное. Затем еврейские магазины и дома поджигали. Грабежи сопровождались массовыми убийствами и изнасилованиями.

«Нам нужна повсюду постоянная организация»

Крайняя жестокость Кишиневского погрома (1903), а также тот факт, что еврейское население города не смогло (в том числе из-за активного противодействия властей) оказать нападавшим практически никакого сопротивления, — все это произвело глубокое впечатление на российское еврейство.

В воззвании, опубликованном еврейскими активистами после Кишиневского погрома, говорилось: «Нам нужна повсюду, где мы проживаем, постоянная организация, всегда готовая встретить врага в первую же минуту и быстро созвать к месту погрома всех, в ком есть силы встать перед опасностью».

В ответ на разгул погромщиков евреи искали новые формы организации, активную роль в этом процессе начали играть активисты сионистского движения, в особенности члены партии сионистов-социалистов «Поалей Цион» («Рабочие Сиона»). Весной 1901 года их отряды сорвали попытку погрома в Екатеринославе: после нескольких стычек, в которых евреи одержали верх, толпы погромщиков были рассеяны.

Для российского еврейства каждый погром служил стимулом к сопротивлению; в ходе столкновений с бандами погромщиков формировалась своеобразная тактика дружин самообороны.

В городах и местечках начали создаваться кружки, члены которых собирали деньги, закупали или изготавливали огнестрельное и холодное оружие, учились им владеть, формировали мобильные группы, патрулировавшие населенные пункты в случае угрозы погрома; действия таких групп координировали штабы, располагавшиеся в частных квартирах, где имелись телефоны.

В 1903—1904 годах к самообороне впервые начали присоединяться ячейкиБунда (Всеобщего еврейского рабочего союза в Литве, Польше и России). Ранее руководство Бунда, считавшее свою партию частью общероссийского рабочего движения, выступало против еврейской самообороны, утверждая, что формирование отрядов по национальному признаку ведет к «затуманиванию классового сознания и ослаблению классовой борьбы». Однако после Кишиневского погрома Бунд выступил с политическим заявлением, в котором говорилось, что насилию следует давать решительный отпор. Впрочем, создавая собственные боевые группы, бундовцы по-прежнему отказывались сотрудничать с сионистами.

Начались закупки оружия для еврейской самообороны — сбор средств на эти цели объединил все слои еврейства; оружие закупалось за границей и нелегально доставлялось в Россию.

Уже через несколько месяцев после Кишиневского погрома еврейская самооборона смогла приступить к активным действиям. В начале сентября 1903 года ее дружины численностью в несколько сотен человек с оружием в руках выступили против погромщиков в Гомеле.

Ядро этих дружин составила сионистская военизированная организация «Гибборей Цион» («Герои Сиона»), связанная с партией «Поалей Цион». Отдельно действовала дружина бундовцев. Силы самообороны разогнали погромщиков, нанеся им тяжелые потери. Прибывшие войска расстреляли бойцов сопротивления, и толпа попыталась продолжить бойню в еврейских кварталах, однако бойцы еврейских отрядов прорывались через цепи солдат и наносили по погромщикам болезненные удары.

На успешные действия еврейской самообороны в Гомеле царские власти ответили преследованиями ее бойцов. Многим из них удалось покинуть Россию и присоединиться к сионистским первопоселенцам в Палестине: гомельская группа, состоявшая из автистов «Поалей Цион», в 1904 году открыла вторую волну репатриации в Эрец-Исраэль.

В Палестине бойцы гомельских боевых дружин основали тайное военизированное общество «Бар-Гиора», названное так по имени одного из вождей восстания евреев против римского владычества. На базе «Бар-Гиора» в 1909 году была создана ассоциация «Ха-Шомер» («Страж»), взявшая на себя охрану еврейских поселений от нападений арабов. «Ха-Шомер» стал первым еврейским вооруженным формированием в Палестине. Таким образом, история Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) ведет отсчет от боевых дружин еврейской самообороны, возникших в дореволюционной России.

«Прощай, погромная Россия!»

После гомельских событий, наглядно продемонстрировавших силу еврейской самообороны, число и активность ее участников значительно возросли. К примеру, в 1904 году в Двинске вооруженная группа бундовцев отразила нападение погромщиков на еврейские кварталы.

Но октябрьские погромы 1905 года оказались одной из самых кровавых страниц и в истории еврейского народа, и в российской истории — тогда в России произошли первые массовые убийства на этнической почве. С 18 по 29 октября 1905 года в Российской империи произошло 690 погромов в 660 городах, местечках, деревнях и селах. Во время октябрьских погромов погибли 3,5—4 тысячи евреев, и около 10 тысяч были ранены.

В Одессе в ряды самообороны вступили несколько тысяч человек, в Киеве — около полутора тысяч; крупные организации самообороны действовали также в Екатеринославе, Ростове-на-Дону, Елисаветграде, Николаеве, Минске, Варшаве.

Впрочем, в столь многочисленных отрядах и не было нужды. Опыт показал, что даже в большом городе 200—300 хорошо подготовленных дружинников было достаточно, чтобы ликвидировать в зародыше любую попытку устроить погром. В городах поменьше хватало и нескольких десятков человек — но только при условии, что войска и полиция не выступали на стороне громил.

В Одессе еврейская самооборона и студенческая милиция, в которую входили и евреи и христиане, поначалу смогли приостановить антисемитские выступления — многие погромщики были убиты и ранены, свыше 200 человек разоружены и взяты под стражу в здании Новороссийского университета.

Лишь после того, как генерал-губернатор города Каульбарс выдвинул против еврейской самообороны войска, включая казачьи части, и приказал им использовать все виды оружия вплоть до артиллерии, погром возобновился и продолжался несколько дней. Погибло свыше 400 евреев, в том числе немало участников самообороны.

В Киеве еврейские боевые группы упорно сражались с погромщиками несмотря на то, что на стороне последних с самого начала выступили казаки; половину убитых в ходе столкновений и умерших впоследствии от ран составили сами погромщики. В Екатеринославе бойцы еврейской самообороны уничтожили 47 погромщиков.

Следствием погромов 1903—1906 годов стала массовая эмиграция в США и страны Западной Европы: только в Северную Америку в 1906 году переселилось 125 тысяч евреев, в 1907 году — 115 тысяч. Всего же за годы, предшествовавшие революции, из России были вынуждены эмигрировать около 2 млн евреев.

 

Александр Шульман

Источник: http://www.sem40.ru/

Добавить комментарий

Правила комментирования просты: стиль дворянского общения. Это значит не "тыкать" незнакомым участникам, не высказывать что-либо в обидном тоне, не пользоваться крепкими выражениями и считать других умнее себя.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.


Защитный код
Обновить

Обсуждения

Вход на сайт

Недельная глава

Брейшит / Бытие | Ноах נח

Ноах

Бытие 6:9 - 11:32

C момента создания первого человека прошло десять поколений. Потомки Адама разрушили мир безнравственностью, идолопоклонством и грабежом, и Б-г решает послать Потоп, призванный уничтожить всех жителей Земли за исключением праведного Ноя, его семьи и животных, которые должны будут повторно заполнить землю.

Подробнее...

Выбор Редакции

О евреях, христианах и сережках

Откуда взялись еврейские песни?

Чья это улица, чей это дом…Чью песню пел русский пролетарий Максим?

В 1934 году на экраны кинотеатров Советского Союза с большим шумом и с большой помпой вышел полнометражный художественный фильм, снятый киностудией Ленфильм, под названием «Юность Максима».

 

Путешествия