Богатеть или не богатеть


До момента разделения Лота и Авраама Лот не принимает сколько-нибудь значимого участия в библейском повествовании. Лот просто есть. Фарра взял его с собой (Быт 11:31). Он соглашается идти с Авраамом и Авраам также берет его с собой.

По-настоящему Лот заявляет о себе, когда описывается רִיב – раздор или борьба между пастухами скота Авраама и скота Лота.

Земля оказывается непоместительной для родственников. Иврит использует נשׂא (непоместительна была) что очень похоже на славянскую идиому: земля не вынесла количество имущества, которое у них было.

То какую позицию занял Лот в данной ситуации нам не сказано, но мы можем предположить по реакции Авраама, что Лот вел себя далеко не лучшим образом, ибо ему было предложено выбирать лучшее место. Фактически не Авраам выгоняет Лота, а Лоту предложено очертить круг где его задиристые пастухи будут чувствовать себя хорошо. Авраам готов идти в другое место: Авраамово «если ты налево, то я направо» можно понимать как: выбирай землю получше, мне достанется то что хуже.

И вот он, момент истины. Лот должен был сказать: а нет ли возможности уладить конфликт? Или: ты, старший, ты выбирай… Вместо этого «Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую» 13:10.

Почему Лот выбрал райскую долину

Окрестность, выбранная Лотом очень интересна.

Она сравнивается с садом Господним, что очень напоминает сад Эдемский из Быт 2:15. Но воспринимать сравнение выбранной Лотом земли с раем как позитивное высказывание очень преждевременно. Лот וַיַּרְא֙ אֶת־כָּל־כִּכַּ֣ר – и увидел всю долину. “И увидел” аналогично Быт 3:6 -וַתֵּ֣רֶא הָֽאִשָּׁ֡ה  - и увидела жена. Автор книги Бытия не случайно использует аллюзию сада Господнего. Как грехопадение началось в раю с того, что «жена увидела», так же точно движение под откос состава Лота начинается с того, что он увидел долину, напоминавшую рай. Но, как Ева увидела плод, так и Лот видит «райскую землю», которую, как оказалось потом, населяли совсем не ангелы.

Изначально основной мотивацией Лота было приобретение имущества. Имущество Лота не вписалось в их отношения с Авраамом, и тем было хуже для отношений. Лот уходит, выбирая как было заявлено, пастбища, но уже через малое время оказывается в центре развращенного города.

Последствия выбора Лота

Быт 14 показывает читателям насколько драматичными были последствия выбора Лота. Мы видим, что на тринадцатый год порабощения цари поднимают безуспешное восстание против своих поработителей. А что же Лот? Интересно, что он продолжает играть роль статиста точно так же как и при Аврааме. Обратим внимание, что победители «взяли Лота» וַיִּקְח֨וּ אֶת־ל֧וֹט (14:12) точно так же как Авраам «взял Лота» וְאֶת־ל֣וֹט … וַיִּקַּ֣ח (12:5) когда двинулся в путь.

Лот попадает в плен со своим имуществом, и Авраам, который теоретически намного слабее чем огромная коалиция царей, оказывается намного сильнее практически. Авраам собирает свою коалицию (14:13) и как стая шершней поражает врага, решившего что опасности ждать неоткуда.

Здесь содержится потрясающий урок. Исследователи Библии оценивают отряд Авраама с союзниками примерно в тысячу человек. Коалиция царей была в разы больше, или даже в десятки раз больше, поскольку это была коалиция не только городов, но и прилежащих к ним земель. Бог явно показывает, что Авраам благословен: он одерживает ошеломляющую победу.

Возвращение Лота

А теперь давайте посмотрим как описано возвращение Лота.

В плен пошел Лот и его имущество.

Что же возвращается из плена?

 «И возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ» Быт 14:16. Если в плен идет Лот с имуществом, то из плена возвращается имущество, потом Лот, потом опять имущество, а потом женщины и народ. Когда внимательно читаешь этот текст, создается впечатление, что автор специально нарисовал сатирическую картину: Лот и люди как бы освобождены, но из-за горы баулов и чемоданов их почти не видно…

Вещи: брать или не брать?

Царь Содомский ошеломляет своей речью. Он говорит: «отдай мне людей, имение возьми себе» (Быт 14:21). Он создает потрясающий контраст: будучи сам человеком не вполне праведным, он упоминает во-первых людей, в то время как праведный Лот предстает перед читателями в окружении драгоценных мешков с имуществом.

Ответ Авраама царю Содома еще более красочен: «нитки не возьму»… И тут же в стихе 24 он говорит что кое-что причитающееся все же возьмет, но не то что причитается ему, а то что причитается людям.

Лот сфокусирован на вещах. Авраам сфокусирован на людях.

Авраам путешествует в небесную страну.

Жизнь Лота стремительно катится под откос.

Несмотря на возвращение к благополучной жизни, он получает не благополучие, а передышку.

Разрушение Содома

Заслуги Авраама, родственника Лота перед Содомом были очень быстро забыты…

Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со [всех] концов [города], окружили дом и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их.

Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, и сказал: братья мои, не делайте зла; вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего.

Но они сказали: пойди сюда. И сказали: вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними. И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь (Быт 19:4-9).

Люди, которые были обязаны своим благополучием и свободой Аврааму теперь готовы изнасиловать и убить его племянника… Воистину в этой райской долине водились очень злые существа…

Поведение пролетариата переполняет меру терпения Бога. Содом должен быть уничтожен огнем.

При этом люди, которые окружают Лота ведут себя как в абсурдной комедии. Зятьям, которые не могли не знать, что толпа черни только что чуть не разнесла дом их тестя и была ослеплена ангелами, показалось, что Лот выбрал самое подходящее время для розыгрыша. Они решают, что это такой очень смешной пранк говорить, что Содому скоро придет конец еще худший чем пранкерам, покусившимся на ангелов. Они забывают о войне, о плене, они не считают, что произошедшее возле дома Лота надо принять во внимание… Они видят в Лоте одного из Содомлян… Они подумали, что Лот шутит. Библия не говорит об этом, но скорее всего эти молодые люди хохотали всласть. Интересно, что они думали в последний момент своей жизни?

Жена Лота, пережившая плен, погром, и чудесное спасение все никак не может расстаться с мыслями о диванах, стоящих в гостиной и Мерседесе, оставшемся в гараже. Оглядываясь, она подписывает себе приговор: «Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом».

Unhappy End

Начавшаяся подобно истории изгнания прародителей из рая, история Лота приходит к такому же концу. Как прародители были изгнаны, так теперь и Лот изгнан, он сидит один с двумя дочерями в пещере – «и стал жить в горе».

Лот был человеком праведным и хорошим, но любовь к вещам привела его к падению и полному отсутствию вещей к которым он так стремился и из-за которых отделился физически и духовно от Авраама.

Как часто мне приходилось встречать «всегодобившихсясвоимтрудом» людей. Признаться честно, и самому, бывало, хотелось добитьсявсегосвоимтрудом, сесть на гору мешков с достижениями и умиленно оглядеться по сторонам.

А стоит ли?

 

Яков Чернин

 

Изображение: Lot and his family flee from Sodom, by Jacob Jordaens. Public domain.

Комментарии  

0 # Свет 14.07.2017 09:15
Конечно же, стОит! Сидя на куче мешков и глядя по сторонам, понимаешь, что эти блага это все, чего можно достичьсвоимтру дом, и то, своим ли?
У каждого свои ценности и свой выбор.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору

Добавить комментарий

Правила комментирования просты: стиль дворянского общения. Это значит не "тыкать" незнакомым участникам, не высказывать что-либо в обидном тоне, не пользоваться крепкими выражениями и считать других умнее себя.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.


Защитный код
Обновить

Обсуждения

  • Природа Божества: один или един?

    • Мал.2:10 Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас? Слово "эхад" ...
       
    • Тарас, прошу Вас не вменять мне свои домыслы касательно моей мотивации в написании ...
       
    • Дмитрий, Вы невнимательно читали мою статью. Будьте любезны, приведите цитату из ...

Вход на сайт

Недельная глава

Дварим / Второзаконие | Ръэ ראה

Свобода выбора

Недельная глава Реэ начинается словами: «Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете» (Второзаконие 11:26-28).

Выбор Редакции

Сага о спасении еврейских детей в Англии

Вскорбной истории Холокоста шесть миллионов страниц, и какую ни открой – везде боль и ужас. Но есть в этой истории одна глава, листая которую испытываешь противоречивые чувства. Как в знакомой нам песне, это – радость со слезами на глазах.

Придворные евреи и ливреи

«Ой, не шейте вы, евреи, ливреи, / Не ходить вам в камергерах, евреи», — писал Александр Галич. История, однако, показывает, что в камергерах (высокий придворный чин) в разное время ходило много евреев, хотя для них это часто кончалось плохо. «А сидеть вам в Соловках и Бутырках / И ходить вам без шнурков на ботинках» (Галич, «Предостережение»).

 

Путешествия