Как и кто освящает субботний день?

Иудаизм и ТаНаХ Исследования
Александр Болотников Просмотров: 2281


Как и кто освящает субботний день? Совершает ли это Бог через акт Своего Творения или мы, освящаем его через акт поклонения?

Писание однозначно говорит нам, что с одной стороны Бог освятил седьмой день (Быт 2,1-3), в финале Своего творения.

Однако же, с другой стороны 4-я заповедь Декалога повелевает нам помнить день субботний чтобы святить его. То есть, если мы желаем следовать заповеди и святить субботний день, Тора предъявляет к нам определённые требования. В Русской Синодальной Библии это звучит следующим образом:

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8-11).

Как видно, в тексте заповеди отсутствует упоминание о поклонении. Однако же, как отклик на Божий акт освящения седьмого дня мы отвечаем тем, чтоне делаем никакого дела или никакой «работы», по-древнееврейски это слово звучит как מלכה мэл’аха. Иными словами, согласно тексту заповеди, нам следует святить субботу через воздержания от действий, которые квалифицируются как мэл’аха. Слово мэл’аха встречается в еврейском тексте 167 раз. Впервые слово м'лаха מלכה встречается в еврейском тексте в Быт 2,2

"И совершил Бог к седьмому дню дела (мэл’аха) Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел (мэл’аха) Своих, которые делал."

В данном контексте слово мэл’аха подразумевает творческую деятельность Бога по созданию нашего мира. Мэл’аха также упоминается в книгах Исход и Числа и в книгах 3 Царств и Паралипоменон, когда говорится о работах по постройке скинии и Храма. Книга пророка Иеремии говорит о торговой деятельности и разгрузке караванов, квалифицируя это как мэл’аха.

Исследуя все тексты, где встречается данное слово, профессор Яков Мильгром, в своей статье, помещённой в Богословском Словаре Ветхого Завета, определяет библейское понятие мэл’аха как «профессиональная деятельность, рабочий проект, производство или ведение бизнеса». Данное определение проводит четкое различие между словом мэл’аха и смежным понятием авода, которое может означать как работу, так и служение.

Таким образом, мы святим субботний день прежде всего воздерживаясь от видов, деятельности которые определены как мэл’аха.

К примеру, очень часто у медицинских работников возникают вопросы о том, не нарушают ли они святость субботнего дня, выходя на смену в субботу. Изучая эту проблематику я исследовал, что по данному вопросу говорят современные раввины. Интересно, что их мнение практически единодушно в том, что вспоможение больным и спасение жизни не квалифицируются как мэл’аха, а относятся к категории авода, служение.

С другой стороны, согласно записанному в книге Исход 16:23, приготовление пищи и всякая деятельность, связанная с этим, которую можно сделать в день шестой, квалифицируется как мэл’аха, а потому не освящает субботний день.

 

Александр Болотников,
Директор Научно-исследовательского Центра "Шалом",
Доктор богословия

 

Изображение: https://pixabay.com/

Комментарии  

+5 # Marla 08.04.2017 04:45
Спасибо за толкование.
Очень интересует момент учебы в субботу.
К какой категории можно отнести этот вид деятельности?
Экзамен в субботу, например.
Или просто предмет, который преподаватель читает ТОЛЬКО в субботний день.
Особенно непонятно как на счет с учебой по субботам студентам медицинских вузов.
Это реальная проблема.
Особенно в некоторых консервативных странах, где не делают никаких уступок.
Адекватно ли отказаться от дальнейшего обучения или поступления из-за экзамена или предмета в субботу? Или же это надуманно и ничего страшного в этом нет?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+1 # Артем 29.04.2017 05:01
Здравствуйте, очень бы хотелось услышать мнение по учебе.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору

Добавить комментарий

Правила комментирования просты: стиль дворянского общения. Это значит не "тыкать" незнакомым участникам, не высказывать что-либо в обидном тоне, не пользоваться крепкими выражениями и считать других умнее себя.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.


Защитный код
Обновить

Обсуждения

  • «Три дня и три ночи»

    • А всущности есть и третая ( точнее первая) ночь - только 3 часа, а где и когда ...
       
    • ! Три дня и три ночи Христос находился на пике борьбы света со тьмой, чтобы Своей ...
  • Природа Божества: один или един?

    • В Писании нет понятия "божество" ,а слово "эхад" означает ОДИН и не подразумевает ...

Вход на сайт

Недельная глава

Дварим / Второзаконие | Ницавим נצבים

Тора близко

В Недельной главе сказано: «Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; она не на небе, чтобы можно [было] говорить: `кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?' и не за морем она, чтобы можно [было] говорить: `кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?' но весьма близко к тебе слово сие: [оно] в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его» (Второзаконие 30:11-14).

Выбор Редакции

Девятое Ава и изгнание из Испании

Согласно указу, подписанному испанскими монархами Фердинандом и Изабеллой 31 марта 1492 года, все евреи королевства, не пожелавшие креститься, должны были покинуть Испанию до конца июля того же года[1].

Сага о спасении еврейских детей в Англии

Вскорбной истории Холокоста шесть миллионов страниц, и какую ни открой – везде боль и ужас. Но есть в этой истории одна глава, листая которую испытываешь противоречивые чувства. Как в знакомой нам песне, это – радость со слезами на глазах.

 

Путешествия