Кто такие Евреи-Эфиопы

Иудаизм и ТаНаХ Исследования
Елена Макеенко Просмотров: 4173


Кто такие Евреи-Эфиопы, или 19 фактов о Фалашах.

ВЕЧНО АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА В КОНТЕКСТЕ ИЗРАИЛЯ — САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП.

СПРАШИВАТЬ ИЗРАИЛЬТЯНИНА, КТО ОН, ЕВРЕЙ ИЛИ РУССКИЙ (ПОЛЯК, МАРОККАНЕЦ, АМЕРИКАНЕЦ, ФРАНЦУЗ) — ПРИМЕРНО КАК СПРАШИВАТЬ РЕБЕНКА, КОГО ОН БОЛЬШЕ ЛЮБИТ, МАМУ ИЛИ ПАПУ, НО НЕ СЕКРЕТ, ЧТО НЕКОТОРЫЕ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ И СТОЯЩИЕ СЛЕГКА ОСОБНЯКОМ ГРУППЫ ИЗРАИЛЬТЯН ИСПЫТЫВАЮТ ОСОБЕННЫЕ СЛОЖНОСТИ С АССИМИЛЯЦИЕЙ. «БУКНИК» РЕШИЛ РАЗОБРАТЬСЯ — ОТКУДА В ИЗРАИЛЕ ВЗЯЛИСЬ ЭФИОПЫ И ЧТО У НИХ, СОБСТВЕННО, С САМООПРЕДЕЛЕНИЕМ.

1. Эфиопские евреи, или «фалаша», — община в северной и северо-западной Эфиопии, иначе называемая «бета Исраэль» (от ивритского «бейт Исраэль», «дом Израиля»). Сами фалаши считают себя не кем-нибудь, а потомками Соломона и царицы Савской — мол, когда Соломон отказал царице от дворца, она была уже беременна, и, уехав, родила сына Менелика, который впоследствии основал поселение в Эфиопии. Вот его-то потомки (а также потомки 12 старейшин с семьями и сына первосвященника Азарии, которые покинули Иерусалим вместе с беременной прекрасной дамой) и есть современные фалаша.

2. Религия фалашей — не совсем иудаизм, ученые называют ее «мозаизмом». В основе их веры лежат Ветхий Завет, переведенный на язык геэз с греческого, и устная традиция. Фалаши строго соблюдали субботу, использовали в религиозном обиходе лунный календарь (правда, только часть названий месяцев сохранили свое арамейское происхождение), частично соблюдали кашрут, делали обрезание, но не праздновали Хануку и Пурим. Кроме того, с течением веков на верования фалашей серьезно повлияло христианство (или они — на него; в общем, все несколько смешалось).

3. Существует две популярные научные теории происхождения фалаша. Первая гласит, что они действительно потомки древних еврейских переселенцев (история с праздниками отчасти это подтверждает, — если допустить, что отцы-основатели покинули Израиль задолго до того, как их соплеменники начали отмечать Хануку, отражающую события II века до н.э.). По второй теории, эфиопские евреи этнически вообще не евреи, а коренное население северной Эфиопии, где-то в XIV-XVI веках принявшее близко к сердцу Ветхий Завет, начавшее соблюдать ветхозаветные заповеди и считать себя иудеями.


Фалаши в Эфиопии. Гравюра XIX в.

4. В 2012 году генетические исследования показали, что, хотя бета-Исраэль ближе всего к коренным эфиопам, у них все-таки — вроде бы — есть очень древние предки-евреи.

5. Фалаша были признаны евреями в XIX веке — благодаря миссионерам-протестантам, хлынувшим в страну во время правления Теодроса II и видевшим одной из своих задач крещение евреев. Христиане вмешивались в жизнь общин фалаша, проповедуя им свои ценности, и активизировавшимся европейским сионистам пришлось задуматься и о судьбе эфиопских иудеев. Правда, спасать их пока никто не собирался, несмотря на то, что в 1862 году фалаши из Дженди написали письмо «иерусалимскому первосвященнику»: их интересовало, когда уже настанет час избавления Израиля и беспокоило отсутствие пророков в Эфиопии. Некоторые фалаши в это же время решили пешком отправиться в Иерусалим, встречать Мессию — правда, пережить это путешествие почти никто из них не смог.


6. В 1868 году французский востоковед Жозеф Галеви отправился в Эфиопию, чтобы выяснить, каково положение местных иудеев на самом деле и действительно ли они принадлежат к еврейскому народу. Исследователь оценил фалашей по достоинству, после чего бета-Исраэль стали помогать еврейские филантропы. Несмотря на это, жилось им трудно; гонения, тяготы существования и особенно голод, разразившийся в 1888–1892 годах, ослабляли общину и способствовали ее христианизации.


 Эфиопская еврейка. «Еврейская энциклопедия» Лефевра, 1901-1906.

7. Формально фалаши были признаны евреями только в 1973 году: верховный раввин Израиля Иосеф Овадия объявил их потомками колена Данова и признал их традиции вполне себе иудейскими. Так фалаши получили право на репатриацию в Израиль, однако этого совершенно не оценили эфиопские власти. Всем гражданам Эфиопии было запрещено покидать страну, и для иудеев никто не собирался делать исключения. Иногда членам общины удавалось бежать из страны, но многие из беженцев гибли в пути.

8. Самое интересное в судьбе бета-Исраэль началось в середине восьмидесятых, когда Израиль принял решение обойти запрет эфиопских властей и все-таки вывезти евреев из Африки (часть общины на тот момент бежала в Судан и жила в чудовищных условиях в лагерях для переселенцев). Премьер-министр Израиля Шимон Перес поручил спасение фалашей главе Моссада; операция получила красноречивое название «Моисей». Изобретательная израильская разведка придумала гениальный план: на суданском берегу Красного моря был основан опорный пункт операции, замаскированный под «клуб ныряльщиков» для европейских туристов, где обучают дайвингу и устраивают экскурсии. «Клубом» руководил некий бельгийский бизнесмен (на самом деле — офицер Моссада Йегуда Гил). Он получил лицензию на туристическую деятельность, привез персонал и принялся расширять и перестраивать «курорт». Через месяц на берегу появились домики для отдыхающих, маяки, прожекторы, лазерные дальномеры, радиолокационное оборудование и другие типичные курортные штуки. «Персонал» турбазы изучал работу суданских радаров, «экскурсоводы» из числа израильских летчиков выбирали места для временных взлетно-посадочных полос, а вот туристы были настоящие. Говорят, с точки зрения бизнеса проект Моссада был обречен на успех.

9. Несколько фалашей, уже репатриировавшихся в Израиль, вернулись на родину, несмотря на все связанные с этим опасности: кому-то надо было сообщить евреям о готовящейся эвакуации. Бета-Исраэль должны были тайком пробраться к месту общего сбора; людям пришлось идти из Эфиопии в Судан пешком. Дальше израильские военные на грузовиках должны были доставить фалашей к самолетам, однако план застопорился: выяснилось, что бета-Исраэль, никогда не видевшие самолетов, панически их боятся. После того, как первую группу собрали по окрестным кустам и уговорили залезть внутрь, оперативники решили просто не выпускать фалашей из грузовиков и буквально запихивать в самолеты, не давая опомниться. С таким подходом каждую ночь удавалось отправить по два-три рейса. Часть фалашей была вывезена морским путем.


Эфиопские женщины у Стены Плача.

10. Операция «Моисей» прекратилась, когда один пустой грузовик обнаружили суданские власти. Израильские военные с боем вызволили водителя, но руководство приказало сворачиваться. За одну ночь персонал туристического комплекса собрал все свое оборудование и улетел в Израиль. Туристам оставили щедрый продуктовый запас и пару машин, объявив, что хозяин-бельгиец обанкротился и сбежал. Мол, приносим извинения, счастливого пути домой.

11. Эвакуировать успели, по разным подсчетам, от 14 до 18 000 фалашей. Разумеется, информация попала в прессу; журналистам скормили щадящую версию, о сложном перелете через цепь европейских стран. Разумеется, был международный скандал. Арабские страны обвинили Судан в сотрудничестве с Израилем; Судан (вместе с Эфиопией) обвинил Израиль в похищении граждан чужой страны. Со временем страсти утихли.

12. Еще одна маленькая операция, в ходе которой из Судана было вывезено 800 фалашей, прошла в январе 1985 года при поддержке США. Операция называлась «Иисус» — специально, чтобы участие американцев не осталось незамеченным. Беженцы покинули страну авиарейсом, организованным Джорджем Бушем-старшим при поддержке ЦРУ.

13. Через шесть лет власти Эфиопии разрешили Израилю забрать оставшихся 20 000 евреев всего-то за 40 млн. долларов (каждый из фалашей, значит, обошелся государству в две тысячи баксов). Операция «Соломон» на всякий случай тоже носила полувоенный характер — привлекли разведку и ЦАХАЛ. Эвакуировали людей в рекордные сроки, за 36 (по другим данным — 48) часов, через воздушный коридор между Аддис-Абебой и Тель-Авивом.

14. Еще одним рекордом стало количество пассажиров, единовременно перевезенных одним грузовым судном: на одном из «Боингов» авиакомпании El Al улетело 1122 человека, включая младенцев (несколько младенцев, если верить источникам, родилось прямо на борту).


Эвакуация фалашей.

15. В общей сложности в ходе трех операций алию совершило около 35 тысяч эфиопских евреев, еще около 4 тысяч фалашей были убиты военными в Эфиопии и Судане, погибли от голода и болезней в лагерях для беженцев или при попытках бежать в Израиль самостоятельно. В 2007 году на горе Герцль в Иерусалиме воздвигли монумент в память о погибших.


Монумент на горе Герцль.

16. В Израиле для новых репатриантов из Эфиопии и Судана была разработана специальная программа абсорбции: бета-Исраэль в большинстве своем были неграмотными, не говорили на иврите, никогда не видели современных городов и привыкли жить натуральным хозяйством, ремеслами и земледелием. Это стали срочно исправлять. Первая волна алии из Эфиопии интегрировалась в израильскую жизнь относительно быстро: фалаши прибывали партиями в течение более или менее длительного времени, так что уже через год примерно половина новых репатриантов успела освоить иврит в ульпане, пройти курсы профессиональной подготовки и получить постоянное жилье. А вот вторая волна, прибывшая в течение двух дней, совпала с массовой эмиграцией из СССР — такой наплыв репатриантов создал жилищный кризис, в связи с чем правительство Израиля вынуждено было принимать меры — придумывать новые программы и выделять дополнительные ссуды.


Эфиопские дети-репатрианты в израильской школе.

17. После того, как, казалось бы, все эфиопские евреи были вывезены в Израиль, претендовать на репатриацию стала и другая община — фалашмура, потомки принявших христианство фалашей. С одной стороны, фалашмура не иудеи, но вроде бы их предки были обращены в христианство насильно. С другой, непонятно, сколько их, и сможет ли Израиль их принять, если разберется с первым вопросом. После долгих дебатов и размышлений израильское правительство в 2010 году приняло решение вывезти фалашмура из Эфиопии — при условии, что потенциальные репатрианты докажут свои еврейские корни и обязательно пройдут гиюр. Мирная операция «Голубиные крылья», организованная Еврейским агентством «Сохнут», понемногу перевезла в Израиль около трех тысяч фалашмура, остальным в праве на репатриацию было отказано.

18. В 2005 году во Франции вышел фильм «Приди, увидь и стань» (российский релиз назвали «Иди и живи») режиссера Раду Михайляну, снятый по мотивам операции «Моисей». По сюжету, во время первой волны эвакуации фалашей эфиопская женщина-христианка отдает своего сына одинокой еврейке, чтобы спасти его от тягот жизни в Эфиопии. В Израиле мальчик получает имя Шломо, скрывает свое настоящее происхождение, попадает в семью выходцев из Туниса и переживает все трудности абсорбции. Фильм взял три приза Берлинского кинофестиваля, победил в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший сценарий» на Копенгагенском кинофестивале, получил премию «Сезар» и несколько других наград. Через два года после художественного фильма Михайляну снял и документальную ленту «Операция „Моисей“».


Кадр из фильма «Приди, увидь и стань».

19. «Мисс Израиль – 2013» — Йитиш Айнав — родилась в Эфиопии и репатриировалась в Израиль, когда ей было 12 лет. Она стала первой в истории страны темнокожей девушкой, получивший этот титул, но далеко не единственной успешной израильской моделью эфиопского происхождения.

 

Елена Макеенко

Источник: http://booknik.ru/

Добавить комментарий

Правила комментирования просты: стиль дворянского общения. Это значит не "тыкать" незнакомым участникам, не высказывать что-либо в обидном тоне, не пользоваться крепкими выражениями и считать других умнее себя.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.


Защитный код
Обновить

Обсуждения

  • В чье имя?

    • Святому божьему народу достаточно 40 дней, чтобы сменить Бога на золотого тельца.
  • Католицизм: правда из первых рук

    • Неужели при всем этом Папа перестал быть частью системы и понтификом(перв ...
  • ЧАША или ЧАШЕЧКИ?

    • А когда в Библии написано слово "вино" вы тоже понимаете его так, как понимают его ...

Вход на сайт

Недельная глава

Ваикра / Левит | Бегар בהר

Шмита и йовель

Мицвот этой недели начинаются стихом Левит 25:1: «И сказал Господь Моисею на горе Синае, говоря». Мы знаем, что все законы Бог дал Моше на горе Синае. Почему Писание подчеркивает это, говоря, что законы шмиты (субботнего года) были открыты на Синае?

Выбор Редакции

Девятое Ава: от трагедии к триумфу

В истории каждого народа есть даты, которые ассоциируются с величайшими национальными трагедиями. Одиннадцатое сентября, двадцать второе июня никогда не будут изглажены из исторической памяти.

Молитва Януша Корчака

В дневнике, который Януш Корчак начал писать месяца за три до гибели, в мае 1942 года, воспроизводится разговор двух «дедов».

 

Путешествия