Сыны Божии

Иудаизм и ТаНаХ Исследования
Виталий Олийник Просмотров: 10207

«Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери,тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.

И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» (Бытие 6:1-4).

Кто такие – «сыны Божии» в этом отрывке?

При исследовании Библии важно учитывать, что оригинальным языком ее написания был древнееврейский. Арамейский, которым написано несколько глав в книге Ездры и Даниила, это тоже «язык, относящийся к северо-западной группе семитских языков. В целом арамейский язык близок к ивриту… Почти на всех своих этапах арамейский язык тесно связан с историей еврейского народа и еврейской культуры» (Электронная еврейская энциклопедия). Хотя Апостольские Писания и используют древнегреческий, они, за исключением книг евангелиста Луки, тоже были написаны иудеями, носителями семитского менталитета. Однако и сам Лука унаследовал библейский образ мышления в силу своей связи с народом Священного Писания.

Для большего разумения фразы «сыны Божии» нам следует познакомиться с лингвистическим термином, который отражает особенности библейского языка в силу историко-культурной среды, в которой было дано Священное Писание. Одной из таких особенностей являются гебраизмы. «Гебраизм – слово или выражение, заимствованное из древнееврейского языка» (Новый словарь русского языка). Дословный перевод гебраизмов на русский язык, как и любых идиоматических выражений с одного языка на другой, далеко не всегда корректно передает оригинальный смысл.

В качестве иллюстрации, попытайтесь перевести с русского на другой неродственный язык фразу «посадить в калошу», или «показать кузькину мать». Даже если Вы перевели все слова правильно, изначальный смысл русской фразы будет потерян, если не сопроводить этот перевод необходимыми комментариями, либо нужно, не переводя буквально, подыскать динамический эквивалент.

В исследовании темы «сынов Божиих» мы как раз и имеем дело с гебраизмом. В древнееврейском языке есть устойчивая конструкция с использованием слова «сын» и существительного в родительном падеже. Поскольку в оригинале Библии сравнительно немного прилагательных, причастий, и иных описательных способов, эта конструкция заменяет их собою, указывая характеристики и качества описываемого явления.

Приведем две иллюстрации: «...и заколет тельца пред Господом...» (Левит 1:5). Этот стих, благодаря стараниям преподавателя древнееврейского языка в духовной семинарии, мне накрепко запомнился. Можете ли Вы распознать здесь гебраизм? В качестве подсказки скажем, что переводчики Синодальной Библии в данном случае вместо дословного перевода передали смысл. В оригинале этого стиха мы находим фразу, которая выглядит так: בֶּן הַבָּקָר (бэн ха-бакар). Дословный перевод – «сын коровы». Таким образом, вся фраза в буквальном переводе читается следующим образом: «...и заколет сына коровы пред Господом...». «Сын коровы» – это телец, они – единой природы.

«И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня» (Иезекииль 33:7). В этом стихе также используется гебраизм – בֶן-אָדָם (бэн адам) – «сын человеческий», что означает человеческую природу.

Рассматриваемую особенность библейского языка очень хорошо выразил Александр Мень: «В Библии (как и вообще в восточных языках) слово сын означает «причастный», непосредственно причастный. Человек, который внушал надежды, назывался сыном надежды. Человек, исполненный греха и зла, назывался сыном погибели. Гости на брачном пиру назывались сынами брачного чертога. Ученик пророка (и сам пророк) назывался сыном пророческим. То есть понятие сын обозначало не просто рождение по плоти, а духовную внутреннюю причастность» («Верую. Беседы о символе веры». Беседа 4).

Термин «сыны Божии», соответственно, означает «причастные Богу», «богоподобные», «отражающие образ Божий». При исследовании оказывается, что термин «сыны Божии» в общебиблейском контексте – это Иисус Христос, потомки Адама на Земле, и непавшие разумные существа во Вселенной, созданные, как и люди, по образу Божию (эта третья категория существ в данной статье не рассматривается). Конечно, между этими видами личностей существует разница в степени богоподобия, внутренней причастности Богу, выражения образа Божия.

Иисус Христос «есть образ Бога невидимого» (2 Послание к Коринфянам 4:4), «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Послание Колоссянам 2:9). Он – Сын Божий в уникальном смысле, в силу полной тождественности Его природы природе Бога Отца.

Степень причастности и подобия Богу землян несравненно ниже. Падшие в грех потомки Адама и Евы, хотя и называются в Библии тем же термином, во многом утратили богоподобие, и пред нами стоит цель восстановления образа Божия:

«...отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Послание к Ефесянам 4:22-24), «...совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Послание к Колоссянам 3:9,10).

Адам и Ева были изначально сотворены по образу Божию (Бытие 1:27) и по подобию Божию (Бытие 5:1). Это включало в себя не только схожесть с Богом в смысле способностей, но и нравственное подобие. К сожалению, в результате грехопадения образ Божий был поражен. Вот как эта реальность отражена в книге Бытие:

«Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его... Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему, по образу своему, и нарек ему имя: Сиф» (5:1,3).

Обратили ли Вы внимание на изменение подобия? Адам был сотворен «по подобию Божию», но «родил сына по подобию своему, образу своему». Между этими двумя событиями произошло отступление от Бога и грехопадение. Все потомки Адама и Евы унаследовали его образ и подобие. Их грех вошел во всех нас:

«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Послание к Римлянам 5:12).

С тех самых пор понятие «сыны Божии» применительно к человеку оказалось раздробленным. До грехопадения оно вмещало в себя подобие Богу как в смысле способностей, так и нравственности. Однако после грехопадения на земле появились люди, которые являются сынами Божиими по своему статусу, в силу происхождения от Адама и Евы, созданных по образу Божию, но не разделяют образ Божий в смысле духовно-нравственного подобия. С тех пор быть сыном Божиим стало не только вопросом происхождения, но и делом выбора. Вот несколько отрывков, использующих термин «сыны Божии» именно в этом смысле:

«Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: „Авва, Отче!" Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Послание к Римлянам 8:14-16). «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Послание к Галатам 3:26). «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2 Послание Петра 1:3,4).

Сынами Божиими в указанных стихах названы те люди, которые сделали выбор в пользу Бога и Его воли. Они осуществляют процесс обожения, уподобления Богу. В результате они вновь «соделались причастниками Божеского естества».

Со времени грехопадения на земле появились также и дети диавола. Это понятие Библия использует в смысле выбора человека в сфере нравственности. С точки зрения лингвистики это тоже гебраизм. Понятие «дети» описывает именно схожесть нравственных устремлений:

«Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Евангелие от Иоанна 8:44).

Первым сыном диавола на земле стал первенец Адама и Евы Каин. В рассказе о нем демонстрируется различие между детьми Божиими и детьми диавола:

«Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга,не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны» (1 Послание Иоанна 3:10-12).

Итак, один и тот же вид существ на Земле, сыны Божии, – люди, изначально сотворенные по образу Божию, – после грехопадения разделились на две нравственные категории: сыны Божии и сыны диавола. Первые стремятся к восстановлению образа Божия, вторые уподобляются диаволу, нарушая волю Божию. Терминологический парадокс заключается в том, что стало возможным быть сыном Божиим в смысле способностей и природы, но сыном диавола в смысле нравственного выбора.

Зная это, мы теперь можем вернуться к 6 главе книги Бытие, где рассказывается о семейных союзах между сынами Божиими и дочерьми человеческими. В каком смысле термин «сыны Божии» используется здесь?

Что сынами Божиими в этом отрывке не могут быть ангелы, должно быть достаточно ясно во свете заявления Библии о том, что Бог никому и никогда из ангелов не говорил «ты сын мой» (Послание к Евреям 1:5). Более того, согласно словам Иисуса Христа, ангелы не в состоянии создавать семьи, не обладают способностью размножаться:

«...ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Евангелие от Матфея 22:30).

Теперь проясним некоторые факты, упомянутые в начале 6 главы книги Бытие. Многим кажется, что в результате браков между сынами Божиими и дочерьми человеческими на земле появился принципиально новый вид существ – «исполины» (4 ст.). Это как раз-таки и наталкивает некоторых на мысль о том, что сыны Божии – это неземные существа. Однако такой взгляд свидетельствует о простой невнимательности при чтении текста. Приводим стих целиком еще раз:

«В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» (Бытие 6:4).

На самом деле этот стих утверждает, что на земле исполины были и до браков сынов Божиих с дочерьми человеческими – «в то время были на земле исполины». Единственное новое явление, имевшее место в результате этих союзов, это то, что исполинов стало больше – «особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим». Упомянутые браки не привели к появлению новой человеческой расы. Они привели лишь к умножению одной из категорий людей на Земле.

Кто же такие «исполины»? В оригинале Торы используется слово נְּפִלִים (нефилим). Это – отглагольное существительное, образованное от слова נָפַל (нафаль), «падать». «Нефилим», соответственно, означает «падшие, павшие». Вот ряд стихов из Библии, где используется слово «нефилим» в той же самой грамматической форме, что и в 4 стихе 6 главы Бытие:

«Падших в тот день мужей и жен, всех жителей Гая, было двенадцать тысяч» (Иисус Навин 8:25).

«Всех же сынов Вениаминовых, павших в тот день, было двадцать пять тысяч человек, обнажавших меч, и все они были мужи сильные» (Судей 20:46).

«Стыдятся ли они, делая мерзости? нет, нисколько не стыдятся и не краснеют. За то падут между падшими, и во время посещения Моего будут повержены, говорит Господь» (Иеремия 6:15; 8:12).

Итак, «нефилим» описывает павших. В 6 главе книги Бытие это падение не может означать смерть, так как описываются живые люди, более того, люди «сильные, издревле славные». Падение, о котором идет речь, – это падение нравственное, отпадение от Бога, богоотступничество. Слово «нефилим», таким образом, описывает тех потомков Адама и Евы, которые пошли за диаволом.

Помимо этого, термин «нефилим» переводится в Синодальной Библии еще словами «переметчики, перебежчики»:

«И прочий народ, остававшийся в городе, и переметчиков, которые передались царю Вавилонскому, и прочий простой народ выселил Навузардан, начальник телохранителей» (4Царств 25:11).

«А остаток народа, остававшийся в городе, и перебежчиков, которые перешли к нему, и прочий оставшийся народ Навузардан, начальник телохранителей, переселил в Вавилон» (Иеремия 39:9).

«Бедных из народа и прочий народ, остававшийся в городе, и переметчиков, которые передались царю Вавилонскому, и вообще остаток простого народа Навузардан, начальник телохранителей, выселил» (Иеремия 52:15).

Перевод «переметчики, перебежчики» представляется особо интересным. Эти слова ярко дополняют картину. «Нефилим» – это те, кто не сохранил верности, перешел на сторону врага. В 6 главе книги Бытие это нравственно падшие люди, оставившие Бога и последовавшие за диаволом.

Теперь, устранив некоторые ложные предпосылки, мы готовы вернуться к исследованию главного вопроса этого раздела экскурса – о значении слов «сыны Божии». Коль скоро термин в Библии многозначен, обратимся к непосредственному и общему контексту 6 главы книги Бытие, чтобы найти указания на его смысл именно в этом отрывке.

4 глава Бытие повествует о появлении на земле двух генеалогических ветвей человечества, которые в богословской литературе обозначаются как «каиниты» и «сифиты», по имени двух сыновей Адама и Евы. Каиниты берут свое начало от Каина, первого братоубийцы, человека, вследствие своего упорства во грехе и усыновления диаволу унаследовавшего дополнительное проклятие (Бытие 4:1-15). Среди потомков Каина, ушедшего из отчего дома и основавшего обособленную цивилизацию, описываются хвастовство убийствами и многоженство (Бытие 4:16-24).

Сифиты, с другой стороны, происходят от Сифа, еще одного сына Адама и Евы. О его рождении написано так:

«И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин» (Бытие 4:25).

Очень важно обратить внимание на то, что Сиф назван Божиим семенем – «Бог положил мне другое семя», вместо праведного Авеля, убитого Каином. Потомки Сифа восстановили прерванную было вследствие гибели Авеля генеалогическую линию сынов Божиих:

«У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа» (Бытие 4:26).

Далее, в 5 главе книги Бытие, преставлена генеалогия потомков Сифа – тех, кто «призывал имя Господа», даны имена допотопных патриархов. Эти люди были духовными вождями тех, кто не стал «нефилим», – падшими, переметчиками, – кто сохранил верность Богу и Его воле. Исходя из непосредственного контекста, сыны Божии начала 6 главы, – это сифиты, те же самые люди, которые описаны в 5 главе.

Однако, к сожалению, эти две генеалогические линии постепенно начали смешиваться. Здесь будет интересно привести объяснение из классического иудейского комментария «Сончино» на исследуемый отрывок, которым мы и завершим этот раздел экскурса:

«Идея брака ангелов с женщинами совершенно чужда Торе. ...бней Элоhим (сыны Божии)– "сыновья тех, кто искренне служил Всевышнему и повиновался Ему". ...это выражение является характеристикой потомков Шета (Сифа), которые воспитывались в духе любви к Всевышнему. Тора противопоставляет им потомков Каина и говорит о женщинах из рода Каина как о "дочерях человеческих". В данном случае человеком называется тот, у кого отсутствует аспект духовности.

Стихи 1-4 подчеркивают последствия слияния двух цивилизаций. Потомки Каина, несмотря на развитие искусств и технический прогресс, заходят в тупик из-за отсутствия моральной основы. Потомки Шета, беря в жены дочерей из рода Каина, так или иначе оказываются под влиянием идеологии и образа жизни той цивилизации, которая основывается только на физических возможностях и умственных способностях человека. Все человечество начинает забывать о Всевышнем и культивировать то дурное, что таит в себе природа человека. Этот рассказ является первым предупреждением о том, к какой трагедии приводит брак с идолопоклонниками».

 

Виталий Олийник,

Центр изучения Торы,

г. Белвью, США.

 

Комментарии  

0 # Евгений Вишняков 28.05.2014 11:07
Спасибо за прекрасную статью.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
-3 # Николай Синьков 31.05.2014 07:35
Не уверен, что исследование завершено и что выводы не могут быть более объективными. Например, нет экскурса в исторический фон, изучение апокрифов (например, Книг Еноха, Юбилеев, где упомянуты описанные выше события), что делает статью тендентиозной, раскрывающую лишь однобокую позицию, "правильное" толкование (посмотрите хотя бы ВиКи:http://ru. wikipedia.org/w iki/Исполины). Слово "нефелим" имеет и второе значение - "великаны, гиганты", что подтверждается контекстом Быт 6 (и Енох 2). Почему бы не сказать о древних мифологиях и проанализироват ь параллели, где в архаичной истории встречаются великаны, гиганты или титаны (египетские и греческие мифы, как минимум). Ну и т.д.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Виталий Олийник 11.01.2017 16:40
Николай, эта статья посвящена анализу библейского материала; что о Сынах Божьих написано в иных источниках - тема отдельного разговора.
Если говорить о контексте 6-й главы Бытие, то в нем ничего не указывает на то, что эти люди были великанами. Термин "сильные" הַגִּבֹּרִ֛ים (ха-гибборим) в этой форме используется в Танахе еще 48 раз и описывает обычных людей, военных.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
+4 # Дмитрий 03.06.2014 12:42
Спасибо, Виталий. Не все так однозначно...
Почему от браков "сынов Сифа" и "дочерей Каина" рождались "сильные и издревле славные люди". Почему такими характеристикам и не обладали дети "сыновей и дочерей Божиих"?
Выражение "особенно же" не присутствует в оригинале, но добавлено переводчиками по своему желанию.
Почему, когда Навуходоносор увидел в пламени огня четвертого "человека", он называет Его "подобным Сыну Божию"? Неужели он увидел потомка Сифа? А может царю было пророчество о Христе? Оказывается, нет. Все проще. Ниже царь называет этого четвертого - Ангелом.
"Тогда Навуходоносор сказал: благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него"
Ваше исследование не полно, если вы не ответите на эти и, подобные им, вопросы...
С уважением, Дмитрий
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
0 # Виталий Олийник 11.01.2017 16:54
Уважаемый Дмитрий, как указано в статье, согласно Быт. 6:4 нефилимы существовали на земле и до смешанных браков - "В то время были на земле нефилим".
Выражение Синодального перевода "особенно же" является довольно хорошим переложением древне-еврейско го словосочетания וְגַ֣ם אַֽחֲרֵי־כֵ֗ן אֲשֶׁ֙ר (вэ-гам ахарей-кен ашер). Вот несколько переводов: "в то время, и после того, как" (Давид Иосифон); "в те дни, также и после того, когда" (Фрима Гурфинкель); "В ту пору (как и позже) были на земле" (РБО), и т.д.
Что же касается мнения царя Навуходоносора, то он оперирует языческими, а не библейскими категориями.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору

Добавить комментарий

Правила комментирования просты: стиль дворянского общения. Это значит не "тыкать" незнакомым участникам, не высказывать что-либо в обидном тоне, не пользоваться крепкими выражениями и считать других умнее себя.
Пожалуйста, говорите о статье, а не о Ваших религиозных убеждениях.
Согласно правилам boruh.info любой комментарий может быть удален или сокращен модератором без объяснения причин.


Защитный код
Обновить

Обсуждения

  • Природа Божества: один или един?

    • Редактирую по вашей просьбе цитатой из Торы: СЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ, БОГ - ВСЕСИЛЬНЫЙ ...
       
    • Вы это о чем, уважаемая? Статья посвящена исключительно оригиналу!
       
    • В подлиннике 1-й заповеди и для обозначения Бога, который вывел из земли Египетской ...

Вход на сайт

 

Недельная глава

Брейшит / Бытие | Толдот תולדות

Толдот

Бытие 25:19:-28:9

Обзор Недельной главы

Подробнее...

Выбор Редакции

УТЕШЕНИЕ МЕСЯЦА АВ

В еврейской традиции ав называют также менахем-ав — «ав-утешитель», поскольку евреи ожидают от Всевышнего утешения после трагических событий, связанных с этим месяцем.

Молитва Януша Корчака

В дневнике, который Януш Корчак начал писать месяца за три до гибели, в мае 1942 года, воспроизводится разговор двух «дедов».

 

Путешествия